Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

аль-Газали - Возрождение религиозных наук 2007

.pdf
Скачиваний:
27
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.76 Mб
Скачать

Жизнеописание имама аль-Газали

и суфизм. Баку, 1969). В книге С. Н. Григоряна «Средневвековая философия народов Ближнего и Среднего Восттока» (Москва, 1966) есть глава, посвященная идеям и взглядам аль-Газали. В целом творчество аль-Газали получило освещение в трудах таких отечественных иссследователей как Б. Э. Выховский, В. А. Гордлевский, М. М. аль-Джанаби, В. А. Жуковский, Т. Ибрагим, А. А. Игнатенко, Н. С. Кирабаев, А. Д. Кныш, З. Кули-заде, И. П. Петрушевский, М. Б. Пиотровский, С. М. Прозоров, А. А. Хисматулин, А. К. Аликберов, А. В. Сагадеев, А. В. Смирнов, М. Т. Степанянц и других.

Особо следует отметить перевод некоторых глав «Ихйа’», выполненный видным отечественным арабисстом В. В. Наумкиным[1]. Его перевод снабжен большой вводнойстатьейикомментариями,сохраняющимипринцципиальное значение до сегодняшнего дня. Проделаннные В. В. Наумкиным фундаментальное исследование и анализ этого сочинения аль-Газали и сейчас остаются обрразцом научного исследования для тех ученых, которые обращаются к изучению творчества аль-Газали.

Благодаря усилиям А. В. Сагадеева русскоязычному читателю стало доступно автобиографическое сочиненние аль-Газали «Мункиз мин ад-далал» (Избавляющий от заблуждения[2]. Анализу влияния идей аль-Газали на культуру и реформаторство в мусульманском мире уделлил внимание И. П. Петрушевский в книге «Ислам в Иране в VII-XV вв.» (Петрушевский И. П. Ислам в Иранне в VII-XV вв. Ленинград, 1966). Последнее крупное

[1]  Аль-Газали. Ихйа’. – Абу Хамид аль-Газали. Воскрешение наук о вере (Ихйа’ ‘улум ад-дин). Избранные главы. Пер. с араб., исслед. и коммент. В. В. Наумкина. М., 1980.

[2]  Газали.Избавляющийотзаблуждения(переводА.В.Сагадеева).Вприложженииккниге:Аверроэс(ИбнРушд).Опровержениеопровержения.СПб,1999.

11

«Ихйа’‘улум ад-дин» том I, часть I

исследование творчества аль-Газали проведено российсским философом М. М. аль-Джанаби и изложено в его четырехтомном труде, каждый из которых посвящен, сооответственно, философии, богословию, суфизму и этикке[1]. В нашей стране на сегодня наметилась тенденция возрастания интереса к творчеству аль-Газали. Это прояявляется главным образом в появлении переводов его сочинений: Ал-Газали. Кимийа-йи са‘адат. – Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси. Кимийа-йи са‘адат. Ч. 1: ‘Унваны 1-4. Рукн 1. Пер. с перс., введ., коммент. и указ. А. А. Хисматулина. СПб., 2002. (Перевод А. Хисматулинна снабжен научным предисловием и комментариями). Ал-Газали. ‘Илм-ладуни. Пер. с перс. А. А. Хисматулина / В книге: А. А. Хисматулин. Суфизм. СПб, 2003. Ал-Газ- зали, имам Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад. Бидаяятуль Гьидаят (Начало наставления на истинный путь) / Пер. с араб. Шамиля ибн Омара. Махачкала, 2000.

Западноевропейские и американские востоковеды внесли существенный вклад в изучение наследия аль-Газ- зали. Среди них следует выделить таких известных коррифеев ориенталистики как Д. Б. Макдональд, Карра де Во, М. Асин Паласиос, Л. Массиньон, В. М. Ватт (Уотт) и Дж. Хаурани. Нужно упомянуть и арабских ученых – Ф. Жабре и ‘Абд ар-Рахмана Бадави.

Творчество аль-Газали нашло свое полное выражение в его четырехтомном сочинении «Возрождение религиоозных наук» (Ихйа’ ‘улум ад-дин), первый том которого находится в ваших руках. Эта книга является плодом сисстематизации аль-Газали новых идей, с которыми он высступил против засилья косной догматической мысли в области религиозных наук. Эта книга демонстрирует его

[1]  Майсам аль-Джанаби. Аль-Газали: Ат-Та’аллуф ал-лахути-ал-фалсафи- ас-суфи. В 4 т. Никосия; Дамаск; Бейрут; Дар аль-Мада, 1998.

12

Жизнеописание имама аль-Газали

энциклопедическую эрудицию, является предметным свидетельством его способности выйти за рамки слепой веры и бороться с догматическим авторитаризмом ради «оживления» суннитского ислама. Свою задачу он виддел в обобщении всех идейных направлений Халифата. В результате его трактат «Ихйа’» стал универсальной альтернативой всему омертвелому. «Он создает систему, в которой суфизм рассматривается как духовно-практич- ческий костяк абсолютной этики, а калам (богословие) низводится до уровня политизированной теологии для толпы»[1]. Системное изложение аль-Газали своих взгляддов на проблемы веры, основы вероучения, соотношения свободы мысли и авторитета демонстрирует его принцципиальное неприятие догматизма и слепой веры и решшимость защищать устои ислама, который оказался под угрозой со стороны «дурных ученых» – погрязших в меллочных изысканиях правоведов (факихов) и упражняющщихсявбесплодныхспорахбогословов(мутакаллимов).

Сочинение «Ихйа’» является не просто изложением умозрительного исследования аль-Газали вопросов веры и морали. Напротив, в этом сочинении он в наиболее сисстематизированной форме излагает свою нравственную максиму – единство знания и действия. Ведь наиболее существенным элементом человеческой активности альГазали считает моральную устремленность, а традиционнная идея обновления исламской религии в каждое столеттие приобрело у него вид интеллектуально-морального обновления, единства борьбы с догматизмом и «очищенния сердца».

Для уяснения существа сочинения «Ихйа’» следует совершить краткий обзор социально-экономической, пол-

[1]  М. аль-Джанаби. Автореферат на соис. ст. доктора филос. наук, МГУ, М., 1991, стр. 17.

13

«Ихйа’‘улум ад-дин» том I, часть I

литической и религиозно-культурной обстановки, которрая сложилась в V в. хиджры (XІ в. по хр. л.) в Халифате. Аль-Газалижилвэпохуразвитогофеодальногообщества на Ближнем и Среднем Востоке, когда там сложилась вое- енно-ленная система (икта‘). Она начала складываться еще при Омейядах и получила дальнейшее развитие при ‘Аббасидах. В ІІІ в. хиджры (VІІ в. по хр. л.) были заложжены предпосылки для развития экономической жизни Халифата, которое продолжалось быстрыми темпами и в ІV в. хиджры (ІX в. по хр. л.). Интенсивно развивались города и городская жизнь. Улучшалось благоустройство городов, увеличивалось городское население[1]. Быстро увеличивалось количество ремесел и число людей, заняттых в них. Удобное расположение Ирака на пересечении сухопутных и морских путей сообщения благоприятсствовало развитию торговли, что, в свою очередь, споссобствовало дальнейшему развитию товарно-денежных отношений и банковского дела. Торговцы широко исппользовали денежные чеки, имевшие надежное обеспеччение[2]. «В первые века аббасидского периода одновремменно развивались лишенный собственности рабочий класс и состоятельная бюргерская прослойка. Начался процесс индустриализации, совершенствовались орудия ремесла,особенновпроизводстветканейиоружия,создаввались новые отрасли, такие, как изготовление бумаги»[3].

Но экономическое развитие Халифата, достигнувшее своего пика в ІV в. (X в. по хр. л.), вызвало социальное расслоение общества, привело к обогащению торговогго и ремесленного прослоек и обнищанию малоимущих

[1] Насир аль-Хани. Фи-л-хадарати аль-‘арабийа. Бейрут, 1968, стр. 9.

[2]  ‘Абд аль-‘Азиз ад-Дури. Мукаддима фи-т-тарихи аль-иктисади аль-‘араби.

Бейрут, 1969, стр. 66-70.

[3]  Г. Э. фон Грюнебаум. Классический ислам. М., 1986, стр. 96.

14

Жизнеописание имама аль-Газали

слоев. В среде деклассированных элементов, люмпенов

ибезработных людей, возникают общества ‘аййарун и шуттар[1], первоначально членов шаек разбойников. Их отряды в дальнейшем трансформировались в полузаккрытые полувоенные общества со сложной иерархией. Халифат сотрясали массовые выступления представиттелей обедневших слоев населения, в авангарде которых были ‘аййарун и шуттар. Смуту усиливала борьба междду предводителями наемных отрядов из числа тюрков и дейлемитов.Ситуацияусугубиласьпослевозникновения религиозных движений карматов и исмаилитов, которые выступали под лозунгами социальной справедливости и непризнания власти ‘Аббасидов. Если карматы перешли к прямым военным действиям путем совершения набеггов, то исмаилиты прибегали к тактике индивидуального террора, к убийствам неугодных им правительственных чиновников и духовных лиц.

Религиозная жизнь приобрела еще более сложный

ипротиворечивый характер. Объективной причиной этого стало включение в состав Халифата территорий, на которых проживали народы, находившиеся на более высоком культурном уровне и исповедовавших другие религии. Уже в эпоху Омейядов появилось движение зандака. Представители движения (зандака) являлись последователями немонотеистических религий – маниххейцев, маздакидов, хуррамитов, лишь внешне соблюддавших предписания ислама, но продолжавших исповеддовать неисламские взгляды.

ВIV в. хиджры (X в. по хр. л.) центральная власть Халлифата ослабевает. Усиливаются центробежные силы, правители отдельных провинций превращаются почти в

[1]  Мухаммад Ахмад ‘Абд аль-Маула. Аль-‘аййарун ва аш-шуттар аль-багадад- да фи-т-тарих аль-‘аббаси. Искандария (Александрия), 1986, стр. 23.

15

«Ихйа’‘улум ад-дин» том I, часть I

независимых царьков, а власть халифов становится приззрачной и формальной. Смуты и войны нарушали экономмические устои Халифата, отрицательно сказывались на товарно-денежном обращении. В казне не хватало денег. Центральная власть ослабевала, в обществе нарастала стагнация во всех сферах жизни. Утрата людьми веры в способность правящей элиты установить более-менее «божеский» порядок в обществе вызвала «внутреннюю эмиграцию», уход людей во внутреннюю жизнь, желание найти опору в «сердце».

В этот критический момент для мусульманской общинны делается попытка «оживления» или «возрождения» ислама, предпринятая аль-Газали, ради которого и была им составлено сочинение «Возрождение религиозных наук» (Ихйа’ ‘улум ад-дин).

Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухамммад ибн Ахмад аль-Газали родился в 450/1058 г. в г. Тус (иранская провинция Хорасан), где получил начальное образование. Его отец был неграмотным ремесленником, занимавшимсяпрядениемипродажейшерсти.Онбылнаббожныммусульманином,частопосещалсобранияученыхправоведов (факихов) и суфийских шейхов. Незадолго до своей смерти он завещал своему соседу, суфию, взять на воспитание его сыновей – Абу Хамида и Ахмада, младшегго брата Абу Хамида. После того, как деньги, выделенные на воспитание сирот, закончились, сосед отдал братьев аль-Газали учиться в медресе (мусульманское учебное завведение), где их бесплатно кормили. Абу Хамид аль-Газ- зали изучал правоведение (фикх) в течение 465/1073 г. под руководством суфия Ахмада ибн Мухаммада ар-Рад- дакани. Затем аль-Газали отправился в г. Джурджани, где он стал обучаться под руководством Абу аль-Касима Исмма‘ила ибн Мас‘ада аль-Джурджани (ум. в 477/1083), изв-

16

Жизнеописание имама аль-Газали

вестного хадисоведа-шафиита. В 473/1079 г. аль-Газали отправился в Нишапур и изучал под руководством альДжувайни, Абу аль-Ма‘али ‘Абд аль-Малика ибн ‘Абдалллаха по прозвищу Имам аль-Харамайн (ум. в 478/1085), правоведение (фикх), логику (мантик) и основы религгии (усул ад-дин). От аль-Джувайни аль-Газали перенял идеи ашаритского учения. Суфийское учение аль-Газали воспринял от Абу ‘Али аль-Фадла ибн Мухаммада альФармади ат-Туси (ум. в 477/1084).

После смерти своего учителя, вышеупомянутого альДжувайни, аль-Газали отправился в военный лагерь Мал- лик-шахаСельджукиподНишапуром,гдевстретилсясмог- гущественным визирем Низамом аль-Мулком, который покровительствовал наукам, приближал к себе ученых и литераторов. Низам аль-Мулк преследовал амбициознную цель реформации суннизма и защиты его от исмаиллитов[1]. Он был покорен умом и энциклопедическими знаниями молодого аль-Газали. В 483/1091 г. Низам альМулк назначил аль-Газали на профессорскую должность в медресе «Низамийа» в Багдаде. Вскоре он приобрел неообычайную популярность в Багдаде, увеличилось число его сторонников, как, впрочем, и идейных оппонентов.

Через четыре года преподавательской работы аль-Газ- зали оставил преподавание и уехал из Багдада. Причиннами, которые побудили его к этому поступку, являютсся следующие обстоятельства. Всю свою сознательную жизнь аль-Газали искал, по его собственному признаннию, «знание об истинах вещей» (хака’ик ал-’умур), и что к этому поиску он был предрасположен божественнным замыслом от рождения. Ради этого он ознакомился с особенностями различных (исламских и неисламских)

[1]  Аль-исма‘лийа (или аль-исма‘илийун) – исма‘илиты, последователи одной из основных ветвей ши‘итского ислама.

17

«Ихйа’‘улум ад-дин» том I, часть I

религиозных и идейных направлений и сект, в совершенсстве овладел тонкостями исламской теологии (калам), мусульманского права (фикх) и различных течений филлософии. В своих поисках «достоверного знания» (якин) он первоначально полагался на традиционные знания и считал, что в методологическом плане следует полагатьсся на опытное знание, подкрепленное рациональным методом. Постепенно растущий скепсис в отношении чувственного и рассудочного познания побудил его обрратиться к занятию теологической наукой (каламом) и составлению сочинений по теологическим и богословсскимвопросам.Нодажепослеовладениявсовершенстве этой наукой он понимал, что искомой цели все еще не досстиг. В его душе шла борьба между стремлением, с одной стороны, оставить мирские дела, полностью посвятить себя подготовке к будущей жизни на том свете (ахира) и обрести знания, которые могут помочь в этом деле, и, с другой стороны, желанием вести привычный образ жизнни. В итоге, по его собственному признанию, он прибег к помощи Всевышнего Бога и бесповоротно оставил свою должность, отказался от карьеры главы исламских ученных и покинул, как он сам тогда предполагал навсегда, Багдад, чтобы полностью посвятить себя изучению суффийских наук. Так начался 11-летний период его странсствий. В 488/1095 г. он уехал в Дамаск. Затем в течение двух лет он попеременно жил в Дамаске, Иерусалиме, Хевроне (Палестина), посетил Мекку и Медину. Он верннулсявБагдадизИерусалимабуквальнонезадолгодозаххвата «Священного города» крестоносцами в 491/1099 г.

В итоге аль-Газали осознал, что та или иная исламсская дисциплина, взятая сама по себе отдельно, не может обеспечить обретение полноты истины, и что для этого требуется объединение исламских дисциплин в рамках

18

Жизнеописание имама аль-Газали

чего-то единого. Этим, по его убеждению, является суффизм (тасаввуф), поскольку он (суфизм) является не просто суммой книжного знания, но интегральным ученнием, единством теории и практики, знания и действия, веры и нравственного самосовершенствования на пути самопознания и обретения искренности в поклонении Богу.Насвоемличномопытезагодыстранствийонтверддо убедился, что именно суфии – те люди, которые находдятся на Пути Богопознания и что их жизненный путь

иявляется самым лучшим путем, что их нравы являютсся самыми чистосердечными и достохвальными. По его убеждению, даже если самые лучшие умы из знатоков религиозных наук и самые сведущие мудрецы пожелают что-то изменить к лучшему из способов Богопознания, все равно они не смогут предложить альтернативы суффийскому способу Богопознания и образу жизни суфиеев. Аль-Газали был убежден в том, что суфии обретают все свои действия, как в движении, так и в покое, в явном

искрытом, от одного источника – из ниши пророческого знания.

После возвращения из странствий аль-Газали не присступил к преподаванию, а продолжал пребывать в созерццательном уединении от мира и занимался составлением сочинений. Он жил попеременно в Тусе, Хамадане и Нишшапуре.

В499/1106 г. Фахр аль-Малик, сын Низама аль-Мулк- ка, сумел вернуть аль-Газали к преподавательской деяттельности в медресе «Низамийа» в Нишапуре. Но всего через несколько месяцев Фахр аль-Мулк, как и его отец, был убит исма‘илитом. Ал-Газали, тяжело переживавшший утрату своего покровителя, покинул Нишапур, и, вернувшись в Тус, уединился от мира. Рядом с его доммом было построено медресе, где он занимался обучен-

19

«Ихйа’‘улум ад-дин» том I, часть I

нию студентов обычным религиозным знаниям. Также там было построено странноприимное заведение (ханакка) для суфиев. Он тщательно распределял свое время для обучения студентов таким дисциплинам, как знание Корана, шариатским дисциплинам, и обучения суфиев, стремясь добиться того, чтобы обучающиеся получали максимальную пользу. По утверждению шазилийского шейха Абу ‘Аббаса аль-Мурси, аль-Газали достиг сиддиккийа – степени Богопознания, самой близкой к степени пророчества.

Умер аль-Газали в 505/1111 г. в Тусе.

Аль-Газали – автор более 1000 сочинений, как было сказано выше. В них он предстает перед читателем как богослов и философ, суфий и правовед (факих). Его соччинение «Возрождение религиозных наук» (Ихйа’ ‘улум ад-дин) является наиболее полным изложением его инттегрального учения, которое соединяет положения исламма с суфийскими ценностями. Именно в этом 4-томном сочинении ему удалось системно изложить свои взгляды под лозунгом «возрождения» мусульманского вероученния, осуществить то, что будет названо суфийским теол- лого-философским синтезом (М. аль-Джанаби). В ходе выполнения своей задачи аль-Газали предстает перед читтателем как суннитский теолог-ашарит, суфий, философ и шафиитский правовед (факих). Как правовед-шафии- ит (факих) он отстаивает законность как необходимую основугосударственногоединстваиразрабатываетпракттические аспекты соединения права и морали. В области вероучения и познания он демонстрирует недюжинное знание философии и теологии (калама), предлагая ориггинальные подходы и решения проблем метафизики, теоории познания и этики и критикуя косность и догматизм в мышлении. Он подвергает тотальной переоценке прав-

20