Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 3000443.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
4.51 Mб
Скачать

3.4. Исламский фундаментализм

Так как мир ислама охватывает сегодня около миллиарда человек, то все, что происходит в исламском мире, имеет огромное значение для истории и судеб мировой цивилизации. За последнее время в исламе стал преобладать фундаментализм – течение, требующее возврата к истокам ислама, прежде всего к Корану, при допущении свободного толкования положений шариата, исключая догмы, ритуал, коранические запреты. Фундаменталисты – одновременно выступают с одной стороны, как модернизаторы, с другой, как хранители ислама. Они желали бы обрести достижения западной технологии, но без культуры и социальных норм Запада. Безусловно, исламский фундаментализм представляет собой самобытное явление. Чтобы определить его место в современном мире, следует подробнее обратиться к его организационным формам, содержанию и историческим корням.

Существует мнение, что Средиземноморье, которое было колыбелью цивилизации со времен античности, сегодня представляет собой потенциальную угрозу, поскольку на его южных флангах поднимается мусульманский фундаментализм. Подобные высказывания стали особенно частыми в последнее десятилетие. А теория и практика фундаменталистов во многом оправдывает эти опасения. Только в арабских странах действуют 145 исламских неправительственных религиозно-политических организаций (НРПО), придерживающихся фундаменталистской ориентации и практикующих все виды террора.

Часть их стремится к политическим методам борьбы и легальным формам деятельности, но в большинстве случаев верх там одерживали экстремисты, иногда открыто объявлявшие о создании внутри НРПО боевых отрядов для ведения террора. Для них характерны фанатизм, склонность к насилию ради религиозных идей и религиозного единства. Как правило, религиозный фундаментализм появляется в странах, где преобладает светский образ жизни или развита критика основ религии, в которой принимают участие государственные органы. В этом случае отделение религии от государства воспринимается как покушение на основы вероучения.

Приверженцы фундаментализма провозглашают неизменность догматики, требуют буквального восприятия описанных в священных книгах пророчеств и чудес, отвергают возможность рационального их толкования. Вместе с тем ислам активно выступает против экономического и культурного засилья Запада в политике и международных отношениях. Именно это воспринимается как проявление исламского фундаментализма, что видно в оценках западных политиков ситуации в Иране, Афганистане и других мусульманских странах.

Возникновение исламского фундаментализма, по мнению большинства исследователей, связано с Саудовской Аравией, где господствует радикальное течение ислама – ваххабизм.

Аравия не только колыбель ортодоксального неоханбализма, но и его плацдарм, главная обитель на протяжении всей истории существования этого мусульманского течения. Его основателем является Мухаммед Ибн Абдель Ваххаб в XVIII веке. На мировоззрение Абдель Ваххаба мощное воздействие оказали труды раннесредневековых неоханбалитских теологов Таки Ад-Дина Ибн Таймии и Ибн Аль-Кайима.

Абдель Ваххаб выдвинулся как «вероучитель», призванный предотвратить дальнейшую «порчу» ислама, консолидировать племена на базе единой исламской идеологии и тем самым упрочить потенциал для защиты современных религиозных интересов. В основу своих проповедей он заложил тезис «возврата к чистым истокам ислама».

Ваххабизм был поддержан династией саудитов, которая и сегодня определяет официальную идеологию КСА. Хотя в основополагающих документах королевства нигде не делается ссылка на ваххабизм как официальную религиозную доктрину. О ваххабитском движении, как правило, говорится в историческом контексте или при рассмотрении сугубо религиозной проблематики.

Фундаментализм – понятие сугубо религиозное. Этот термин означает незыблемость веры. О фундаментализме заговорили после Иранской революции 1978-79 гг. Некоторые современные исследователи считают именно Иран страной, где исламский фундаментализм проявляется в своей крайней форме.

После убийства президента Египта А.Садана, в октябре 1981 г., по стране прокатился исламский бум: волна насилия, погромов и поджогов. Что также связывали с Иранской революцией. Но было бы неверным считать фундаменталистов сторонниками лишь насилия. Их главная задача – создание исламского государства и общества на принципах Корана и шариата. Такие тенденции наметились еще в 60-е годы. После поражения Египта в июньской войне 1967 г. с Израилем стали нарастать настроения исламского экстремизма. Можно сказать, что фундаментализм там появился как возмездие за несостоятельность арабского национализма. Именно в Египте, еще в 30-е годы ХХ в., возникла первая НРПО – Ассоциация братьев мусульман. Возродившаяся в 70-е годы, как легальная сила, эта организация стала весьма влиятельна, имеет десяток депутатов в парламенте и контролирует 180 «исламских» компаний с общим капиталом в 25 миллиардов долларов, что позволяет ей влиять на политику в стране.

Ареной деятельности фундаменталистов сегодня стал весь мусульманский мир, особенно юг и восток Средиземноморья, Аравия, Иран и Ирак. Особый характер носят фундаменталистские организации в Афганистане – Исламская партия Афганистана (в двух ее разновидностях), Исламский союз за освобождение Афганистана. Такие же организации имеются и там, где ислам не является государственной религией (на Филиппинах).

В зависимости от конкретных условий, фундаментализм принимает разные формы. Различия в политической окраске и направленности течений с фундаментализма не снимают вопроса о его общих корнях, и практически едином происхождении во всех странах его распространения. В принципе, мусульманский мир с VIII века регулярно переживает попытки вернуться к чистоте первоначального ислама. Однако современный исламский фундаментализм имеет свои особенности, тесно связывающие его с реальностью XX века. За последние 150 лет он переживает очередную волну идеологического подъема. До этого широко проявлялся панисламизм, возникший в XIX веке, требовавший объединения мусульман в борьбе с колониальной экспансией, призванный ответить на культурно-идеологический вызов Запада и преодолеть идейные и прочие различия среди всех мусульман.

Наиболее ярким воплощением фундаменталистских движений явилась организация «Братьев-мусульман», распространившаяся из Египта на все арабские страны. Известное еще до 60-х годов движение может считаться предтечей современного фундаментализма, а с 70-х годов – одной из его самых мощных сил. Некоторые исследователи в этой связи полагают, что фундаментализм возник в мире ислама не в 70-е, а еще в 30-е годы, одновременно с Ассоциацией братьев мусульман Египта.

Национализм стал господствующей идеологией в мире ислама после второй мировой войны. В течение полутора-двух десятилетий после нее почти все страны ислама обрели независимость. Можно также связать появление крайнего национализма с социальным положением населения мусульманских стран.

В этот период происходит разорение крестьян, городских мелких собственников, переселение бывших крестьян в город, безработица среди большинства населения. Все это привело к ожесточению людей, к проникновению в город сельских представлений и идеалов. Социальное недовольство сближало народный ислам представителей сельских низов и более ортодоксальный ислам горожан.

Надо отметить, что большой резонанс в исламском мире получила деятельность афганского мыслителя Джамаль ад-Дина аль-Афгани, который выступал за обновление ислама и осуждал распри между мусульманами, призывал их к единству и был уверен, что религиозную и племенную рознь можно преодолеть патриотическим воспитанием молодежи. Он был антинационалистом, утверждая, что мусульмане не знают иной истинной национальности, кроме своей религии, и еще в 1860 году высказал идею религиозно-политического единства Афганистана, Белуджистана, Кашгара, Бухары и Коканда.

Неспособность паниславизма противостоять влиянию Запада привела к упадку этого движения. Но панисламизм не исчез с политической арены. Он находит свое выражение и в практике Организации Исламская конференция и других международных исламских организациях.

Таким образом, соединение традиций с современностью, происходит преимущественно в форме возрождения принципов раннего ислама. Низшие слои общества, для которых характерны отчаяние и склонность к крайним методам социального протеста, составляют большинство населения многих стран ислама. Социальные корни этого «возврата к истокам» несомненны. В Египте, например в 70-е годы, многочисленные организации фундаменталистов действовали, главным образом, среди молодежи беднейших кварталов.

Но фундаментализм имеет место и в богатых странах, например, в Саудовской Аравии с годовым доходом в 120 миллиардов долларов. Однако и там растущее социальное расслоение приводит к тому, что все больше саудовцев чувствует огромную пропасть между их жизнью и образом жизни власть имущих. Неравенство во многом смягчается относительной зажиточностью населения и практической реализацией основных целей фундаментализма – исламского государства и исламского общества, базирующихся на шариате, осуществлении заповедей Корана и других традиционных принципов ислама.

Фундаментализм приобретает все больше сторонников среди палестинцев, прошедших через лагеря беженцев. Среди них нарастает отчаяние и ожесточенность. В целом, исламский фундаментализм имеет глубокие исторические корни и за свою историю прошел три волны идеологического подъема.

Мусульмане часто вспоминают слова Пророка Мухаммада «Бедность – путь к неверию». Такие суждения наталкивают мусульман на мысль о нетерпимости тяжелых условий существования, что способствует взрыву фундаментализма. Его роль сегодня значительна и за пределами Ближнего Востока, хотя проявляется он по-разному. Не стали исключением и те регионы России, где проживает около 100 миллионов мусульман.

Следует отметить, что Россия является классическим регионом распространения ислама. На территории нашей страны ислам существует более одиннадцати веков и появился здесь почти на сто лет раньше христианства. Естественно, в различных мусульманских регионах могут появиться группы исламских фундаменталистов. Однако он может возникнуть в России не только путем проникновения из-за рубежа. По мнению ведущего специалиста Г.М.Керимова, ни в одной стране Европы мусульмане не испытывали такое угнетение, насильственную христианизацию, преследование за инакомыслие, как в России. В нынешних условиях России, мусульмане не в состоянии полностью удовлетворить свои религиозные потребности: разрушены сотни мечетей, нет достаточного количества мусульманских учебных заведений, мало подготовленных богословов и т.д.

В последнее время в отечественной печати активно пропагандировалась идея о том, что в России могут появиться сторонники ваххабизма. Но известно, что большинство мусульман, проживающих на территории России – татары, башкиры, казаки и др. – являются последователями умеренного либерального течения ханифитского толка суннитского направления в исламе. В России мусульманские группировки ваххабитов скорее найдут себе почву в районе Северного Кавказа, где распространен суфийский тарикат – мюридизм.

Нерешенность «чеченского» вопроса, экономические трудности, усилили напряженность на Северном Кавказе и послужили одной из причин появления в этом регионе исламского фундаментализма ваххабитского толка с примесью кавказского мюридизма. В настоящее время правительство пытается найти пути решения конфликта на Северном Кавказе – в Чечне.

Таким образом, исламский фундаментализм может утвердиться в России не только под влиянием зарубежных исламских организаций, а также из-за тех проблем, которые возникают на российской почве ввиду нерешенности социально-экономических и национальных проблем, отсутствия выверенной политики государства в отношении ислама.

Важную роль в жизни мусульманских стран сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания. В русле этого процесса получило развитие новое осмысление традиционного положения ислама о единстве всех мусульман. Идея солидарности мусульман вылилась затем в концепцию панисламизма и имела широкое распространение по всему мусульманскому миру. Параллельно с панисламизмом развивался и мусульманский национализм, сторонники которого выступали за обособление мусульманских общин от представителей других конфессий. Современными фундаменталистами национализм, как идеология, теоретически отрицается, но приемлется на практике.

Международное положение на сегодняшний день таково, что ближневосточный конфликт позволяет активизироваться исламскому фундаментализму. Однако гораздо большее значение имеют социально-экономические кризисы, рождающие рост националистических настроений в отдельных странах и регионах.