Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Методическое пособие 585

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
2.59 Mб
Скачать

2.Боткин И.О., Пыткин А.Н., Хисамова А.И. Методическое обеспечение оценки финансового потенциала предприятия // Финансы и управление, 2016. № 4. С. 36-51.

3.Кондрашина А.Л., Елфимова И.Ф. Моделирование стратегии финансирования инновационных проектов / А.Л. Кондрашина, И.Ф. Елфимова // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социальноэкономических системах: сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции. – Курск, 2016. С. 109111.

4.Лавренова Г.А., Финансовые аспекты стратегического управления конкурентными преимуществами предприятия // Экономинфо. 2018. Т. 15. № 2. С. 45-51.

5.Николаевская О.А. Оценка финансового потенциала промышленного предприятия // Управление экономическими системами, 2013. № 4. С. 22-28.

6.Павлов А.Ю., Бондин И.А., Павлова Д.Ю. Повышение финансового потенциала компании на основе реализации инвестиционной стратегии // Российское предпринимательство, 2017. № 20. С. 2993-3002.

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»

УДК 658.512

М.И. Самогородская

ВОЗМОЖНОСТИ РАСШИРЕНИЯ ЭФФЕКТОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Невозможно отрицать, что в современных реалиях цифровая экономика является основным драйвером глобального роста экономики. В настоящее время инвестиции в цифровые технологии не должны ограничиваться вложениями в элитарные сферы «высокотехнологичных» отраслей. Их необходимо направлять не только в развитые, но и в развивающиеся отрасли экономики. С целью получения максимальной выгоды от цифровизации и

40

использования ее на благо гражданского общества, требуется «трансформировать традиционные экономические структуры и аналоговые предприятия в последовательные, динамичные, инновационные цифровые локомотивы экономического развития, которые будут способствовать дальнейшему росту во всем мире» »

[2, C 143].

Цифровые технологии оказывают свое воздействие на все сферы экономики общества. Если еще десятилетие назад цифровой рост наблюдался в сферах технологического производства, то в настоящее время цифровизация бизнес-процессов затрагивает практически все пространство хозяйственно-экономической деятельности. Современные тенденции таковы, что наибольшие темпы роста цифровых технологий наблюдаются в заведомо наименее цифровых отраслях: сельском хозяйстве, ЖКХ, горнодобывающей промышленности, строительстве и др. Как

следствие

-

изменился характер цифровой экономики.

Цифровизация

стала всеобъемлющей

и

интенсивной.

Она

затронула

массу предприятий

практически

во всех

сферах

экономики.

 

 

 

 

 

 

 

Возникает

вопрос: какую

экономику

можно считать

по

настоящему цифровой? Ответ на этот вопрос очевиден: только ту экономику, в которой «предприятия всего промышленного спектра инвестируют в развитие цифровой системы и максимально эффективно ее используют» [1]. Цифровая трансформация предприятий помимо прямых эффектов в виде роста производительности и эффективности хозяйственной деятельности несет за собой комплекс побочных эффектов для общества. Эффект цифровизации распространяется за пределы отдельных субъектов хозяйствования: к поставщикам, потребителям, конкурентам и так далее по всей цепочке поставки товара или услуги. В экономике это называется сопутствующим эффектом цифровизации, который распространяется через многочисленные каналы.

Экономический потенциал цифровых технологий огромен, однако наблюдаются некоторые проблемы с максимизацией сопутствующих эффектов. Для максимизации сопутствующих эффектов цифровой экономики необходимо участие нескольких сторон, в том числе - руководства страны. Приоритетная задача правительства и лидеров государств - формирование благоприятной среды для функционирования цифровых компаний. С целью

41

стимулирования цифрового предпринимательства требуется создать благоприятную инфраструктуру и институты, привлекать физических и юридических лиц через Интернет. Для решения этой задачи потребуется планомерная работа органов власти с широким кругом заинтересованных сторон: технологическими компаниями, поставщиками инфраструктурных решений, образовательными учреждениями, предпринимателями и отдельными гражданами [5].

Центром цифровой экономики являются отрасли, непосредственно связанные с разработкой цифровых технологий и оказанием цифровых услуг. Однако они представляют собой всего лишь «часть более сложной перестройки промышленных цепочек добавленной стоимости и экосистем, охватывающих все отрасли экономики» [3, C 145]. Падение цен и рост инновационных методов использования цифровых технологий говорит о том, что цифровизация происходит в гораздо более широких масштабах, а инновации находят отражения во множестве новых источников.

Для дальнейшего развития цифровой экономики приоритетное значение имеет эффект, получаемый от цифровизации. Но этот эффект будет долговременным только в случае, если новые цифровые технологии будут стимулировать повсеместную передачу знаний и инноваций в бизнесе. Повышение производительности и эффективности внутри отдельного предприятия распространяется далее в цепочке поставщиков и между отраслями, что в конечном итоге позволяет добиться такого уровня экономического эффекта, который обеспечит устойчивое развитие общества в целом.

Мера цифровой экономики должна отражать экономический возврат от инвестиций в развитие цифровых технологий. Это включает в себя стоимость, непосредственно вытекающую из использования технологий в бизнесе, например, повышение производительности, достигнутое благодаря инвестированию в нового робота-манипулятора на конвейерной линии. Однако полная экономическая отдача от технологий больше. Цифровые инвестиции также приводят к цепной реакции, распространяющейся на всю экономику, что усиливает их окончательное влияние. Для понимания реальных экономических последствий от использования цифровых технологий решающее значение имеют подобные «эффекты цифровизации». В связи с этим они должны

42

входить в любую разумную оценку размера цифровой экономики

[1].

Косвенный эффект цифровых инвестиций зачастую может превышать прямой возврат от инвестиций. Каждая инвестиция в цифровые активы, например, модернизация компьютерного оборудования, создание новых программных решений, улучшение сетевой инфраструктуры, направлены на повышение производительности. Но, если посмотреть на эти отдельные инвестиционные шаги исходя из стратегической перспективы, то мы увидим, что реальные экономические последствия цифровой трансформации экономики значительно сложнее, шире и перспективнее. Инвестирует в цифровые технологии, компания помимо частных инвестиционных эффектов приобретает комплекс косвенных преимуществ. Выделяют три типа предпосылок, способствующих реализации таких эффектов [3].

Внутренние предпосылки позволяют предприятию существенно увеличить первоначальную прибыль от технологических инвестиций в случае получения менеджментом предприятия соответствующих компетенций в данной сфере (прохождения обучения по специальным программам).

Внешние предпосылки увеличения эффектов от инвестиций могут иметь как горизонтальный, так и вертикальный характер. В контексте горизонтальных связей инновации одного предприятия со временем копируются другими субъектами хозяйствования. В результате наблюдается более масштабный рост производительности труда в контексте всей отрасли. Достижение подобного рода эффекта возможно в случае обеспечения движения информации от одного субъекта хозяйствования к другому: путем обмена знаниями, публикациями в открытой печати, передвижения сотрудников и даже средствами промышленного шпионажа (копированием идей) [4].

Добиться роста производительности и эффективности за счет продвижения цифровых инноваций по цепочке поставок от первичного изготовителя к конечному потребителю позволяют выстроенные вертикальные связи. За счет этих связей вертикальные эффекты могут появляться в любой цепочке поставщиков. Но наиболее значимыми в этой связи являются эффекты от цифровых инноваций, поскольку:

43

а) цифровые технологии активно используются в различных отраслях экономики и видах предпринимательской деятельности;

б) цифровые технологии имеют потенциал упрощения и улучшения жизни людей за счет модернизации действующих систем управления и усовершенствования инфраструктуры, в результате чего они быстро распространяются среди потребителей товаров и услуг.

Таким образом, в современных условиях наблюдается активное расширение и распространение источника технологических инноваций. Цифровые технологии становятся все более сложным, и их положительные эффекты затрагивают множество предприятий и организаций, распространяясь вверх и вниз по цепочке поставок. В качестве примера эффективных цифровых технологий можно выделить платформу электронной коммерции. В этом случае цифровые инвестиции были вложены в середину цепочки поставок, в результате чего поставщикам и потребителям были предоставлены более эффективные каналы для подключения. Платформа стимулирует производителей, находящихся выше по цепочке, оцифровывать свои бизнес-модели, а также служит катализатором цифровых преобразований логистических и транспортных сетей компаний, находящихся ниже по цепочке. В настоящее время большое количество цифровых инноваций осуществляются за пределами технологических отраслей. В частности: в ЖКХ, сфере услуг, здравоохранении, финансовой сфере и, конечно же - в производстве. Это свидетельствует о значительном увеличении число каналов в цепочке поставок для получения косвенных эффектов от цифровизации.

Литература

1.Измерение реального воздействия цифровой экономики: доклад Huawei и Oxford Economics - [Электронный ресурс]. URL: https://www.huawei.com/minisite/russia/digital-spillover/

2.Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28 июля 2017 г. №1632-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/meda/files/9gFM4FHj 4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

44

3.Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития: сборник научных статей Межрегиональной научно-практической конференции. Курск, 2019. С. 336-340.5.

4.Самогородская М.И. Особенности цифровой трансформации предприятий авиакосмической отрасли / М.И. Самогородская, И.А. Бейнар, Т.С. Наролина // Регион: системы, экономика, управление. 2020. № 1(48). С. 91-97

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»

УДК 339.187

Т.И. Смотрова, Т.С. Наролина

МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ

Процессы глобализации оказывают влияние на различные сферы деятельности и система управления регионом не исключение. Между территориями как внутреннего, так и мирового рынка обостряется конкуренция за привлечение инвестиций, внешних ресурсов развития, потребителей, бизнеса и населения [1]. Следствием этого стало понимание региона или отдельного города как «товара» и формирование подхода, связанного с маркетингом территорий.

Необходимо отметить, что за рубежом накоплен опыт продвижения территории и создание отдельных брендов, связанных с отдельной локацией. Комплексный подход к рассмотрению территории как «продукта», требующего исследования конкурентных преимуществ и возможности его продвижения [2] способствуют эффективному развитию экономики и привлечению туристического потока. Применение инструментов маркетинга территории направлено с одной стороны на поиск уникальных свойств региона или города, а с другой стороны продвижение интересов территории для решения стоящих перед ней целей развития [5]. Маркетинг территорий направлен на повышение привлекательности региона для ин-

45

весторов и туристов, а также в случае оттока трудовых, финансовых или инновационных ресурсов из него [6].

Воронежская область обладает рядом уникальных мест, которые позволяют сохранять и наращивать ее туристический и инвестиционных потенциал. Рамонский муниципальный район развивается и накапливает экономический рост в сельском хозяйстве и промышленности. Динамика инвестиций района за период 20152019 г.г. представлена на рис. 1. и совокупно составляет более

60 млрд. руб. [3].

Динамичное развитие сферу туризма Рамонского района связано с имеющимися объектами на его территории, а также географическим положением и близостью к ключевым транспортным потокам. На территории Рамонского района расположен аэропорт «Воронеж», обеспечивающий внутреннее и международное авиасообщение, возможность железнодорожного сообщения Москва- Воронеж-Ростов и автомобильные перевозки по федеральной трассе М-4 «Дон».

Рис. 1. Динамика инвестиций Рамонского муниципального Района за 2015-2019 гг.

46

Разработка и введение в 2019 г. туристского паспорта Рамонского муниципального района будет способствовать дальнейшему росту туристического потока через повышение информированности о центрах туристического «притяжения» и имеющейся инфраструктуре, а также созданию новых рабочих мест в туристической и сопряженных отраслях. В 2019 г. объем туристического потока составил 173 тыс. чел., в то время как цел евым показателем муниципальной программы «Развитие культуры и туризма в Рамонском муниципальном районе Воронежской области на 2014 – 2019 годы» [4] и подпрограммы «Развитие туризма в Рамонском муниципальном районе Воронежской области» было значение до 110 тыс. чел. На рис. 2 отображена динамика роста объема туристического потока Рамонского района за период 2015-2019 г.г. [3].

Источником финансирования подпрограммы является местный бюджет, объемы финансирования по годам представлены на рис. 3. Средства будут направлены на информационное сопровождение реализуемых мероприятий по туризму, оплату рекламных материалов и участие в выставках, а также поддержку электронной (интерактивной) туристской карты Рамонского района Воронежской области [3].

Рис. 2. Динамика туристического потока Рамонского муниципального района за 2015-2019 гг.

47

Рис. 3. Финансирование подпрограммы «Развитие туризма

вРамонском муниципальном районе Воронежской области»

в2014-2020 гг.

Потенциал развития Рамонского муниципального района довольно велик. В районе уже реализуются культурноисторический и познавательный туризм, ряд событийных мероприятий, лечебно-оздоровительный и экотуризм.

Расположенные на территории исторические, культурные и природные объекты, такие как дворцовый комплекс Ольденбургских, усадьба Веневитинова, антимузей «Бирюльки», урочище Кривоборье и др. являются привлекательными объектами не только для жителей центрально-Черноземного региона, но и известны на федеральном уровне благодаря событийному туризму и активному продвижению объектов в Интернет.

Дворцовый комплекс Ольденбургских ежегодно является яркой сценической площадкой Летнего театрального фестиваля «Раменье - Опера». На территории Рамонского района так же проводится международный открытый фестиваль авторской песни «Рамонский родник», открытый фестиваль казачьих игр «Яменские Шермиции», международный фестиваль камерной музыки «Воронежская камерата» и реализуется районный проект «Культурный

48

бренд сельских территорий» в рамках которого состоялся пятый открытый фестиваль казачьей культуры «Ямное-слобода казачья».

Функционирующий санаторий «Пансионат с санаторнопрофилактическим лечением им. Ф.Э. Дзержинского» обеспечивает развитие лечебно-оздоровительного туризма. Дендрологический парк является центром притяжения экотуризма в Рамонском районе.

Таким образом из имеющихся инструментов продвижения территории в Рамонском районе широко применяется событийный маркетинг.

Развитие туризма и наращивание туристического потока связано с социально-экономическим эффектом [7]:

во-первых, участие в федеральных проектах и получение необходимого финансирования позволяет поддерживать и развивать имеющиеся исторические, культурные и природные объекты на территории района;

во-вторых, увеличение объема туристического потока создает новые рабочие места, как в туристическом секторе, так и в смежных отраслях;

в-третьих, развиваются сопровождающие отрасли – гостиничные комплексы, санаторно-курортное обслуживание, транспорт, ресторанное обслуживание, сфера развлечений, информационное сопровождение, продажа сувенирной продукции;

в-четвертых, возрождаются народные промыслы и ремесла. Применение инструментов маркетингового продвижения

территории позволяет раскрыть ее потенциал и способствовать ее развитию и привлечению туристов.

Литература

1.Анисимова Н.А. Структурно-инвестиционная политика как инструмент ликвидации ассиметрии в развитии регионов / Н.А. Анисимова, Н.Ю. Романова // Проблемы современных экономических, правовых и естественных наук в России - синтез наук в конкурентной экономике. Реферативный сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2018. С. 94-97.

2.Алешникова В.И. Цифровые коммуникации в маркетинге

/В.И. Алешникова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 3. С. 142-146.

49