Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
социум.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
29.11.2021
Размер:
37.5 Кб
Скачать
  1. Результаты психологических тестов

В данном списке представлены лишь наиболее важные выводы, сделанные на основе анализа общей совокупности результатов психологической части исследования:

  1. В первую очередь следует отметить наиболее неожиданный результат, противоречащий как распространенным стереотипным представлениям о психологических особенностях коррупционеров, так и данным некоторых исследований. У обследованных коррупционных преступников (равно как и у представителей контрольной группы) значимость материальных ценностей была невысока, она находилась либо в самом конце ранжированных списков ценностей, либо в его нижней части. При этом данные опросных и проективной методик продемонстрировали достаточно высокую согласованность.

  2. Наиболее значимыми для коррупционных преступников являются такие ценности, как: свобода, семья, любовь, дети, здоровье, образование, новые знания, а также расширение кругозора. Аналогичные ценности важны и для законопослушных граждан. При этом, например, ценности семьи и любви статистически значимо выше для коррупционных преступников, чем для представителей контрольной группы. Подобный результат может быть обусловлен тем, что в условиях длительного лишения свободы у осужденных существенно возрастает значимость ценностей, связанных с нереализованными потребностями.

  3. Наименее значимыми для членов обеих групп, помимо материальных ценностей, выступали развлечения, общественное признание, переживание прекрасного, высокие запросы и власть.

  4. Среди различных человеческих качеств и осужденные, и законопослушные граждане наиболее высоко оценивают ответственность, честность, образованность и самостоятельность. Лица, вошедшие в обе группы обследованных, характеризуются склонностью объяснять свои успехи внутренними факторами, склонностью брать на себя ответственность за происходящие в жизни события, а не приписывать их внешним влияниям или обстоятельствам.

  5. По данным исследования, коррупционные преступники предстают прагматичными людьми, нацеленными на получение конкретного результата в любой деятельности, которой они занимаются. Законопослушным гражданам важнее, чтобы их работа представляла интерес сама по себе.

  6. Выявлено серьезное расхождение высокой значимости для обследованных, вошедших в обе группы, таких нравственных ценностей, как совесть, мораль, порядочность, и одновременно низкой ценности закона (особенно для преступников) и власти (для обеих групп). Если негативное отношение к закону у осужденных свидетельствует об имеющихся у них дефектах правосознания, то невысокое место, которое ценность закона занимает в иерархии законопослушных обследованных, является весьма неблагоприятным фактом.

  7. Для законопослушных государственных служащих наличие некоторого среднего уровня жизненного комфорта ценнее, нежели выполнение требований закона. Но достижение высокого материального положения, богатства в свою очередь менее значимо, чем требования закона.

  8. Иным образом выстроена иерархия ценностей у коррупционных преступников. Значимость закона для них ниже всех ценностей «благосостояния» и «престижа». Как было показано в проведенном исследовании, сами по себе материальные блага не являются высокозначимыми для осужденных. Однако ценность закона для них еще менее важна.

  9. Один из парадоксальных результатов исследования заключается в том, что представители обеих групп показали весьма высокий уровень психоэмоциональной устойчивости, волевого самоконтроля, оптимизма (причем в последнем случае и как общей тенденции, и как характеристики актуального состояния обследуемых). Если для государственных служащих подобные данные были ожидаемы, то в отношении лиц, отбывающих длительные сроки лишения свободы, они необычны. Повышенная оптимистичность осужденных может быть следствием действия механизмов психологической защиты, актуализирующихся в стрессовых ситуациях уголовного преследования и отбывания наказания.

  10. В исследовании не выявлено наличия внутри группы коррупционных преступников качественно различных психологических типов, выборка была достаточно однородной по многим признакам. Наиболее существенные психологические различия установлены лишь между коррупционными преступниками, относящимися к разным возрастным категориям – представителям поколений, формировавшихся в принципиально разных условиях (идеологических, политических, экономических, социальных и др.).