Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_zarubezhnoy_zhurnalistiki_bilety.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
17.10.2021
Размер:
153.37 Кб
Скачать

20. Оккупационный режим и пресса Франции. Вишистский режим печати.

Режим Виши́ 

Коллаборационистский режим в Южной Франции, в то время как северная часть Франции с Парижем была оккупирована немецкими войсками в начале Второй мировой войны в1940. Официально придерживался политики нейтралитета.

Название  произошло от курортного города Виши, где в июле 1940 года собралось Национальное собрание, постановившее передать диктаторскую власть маршалу Анри Филиппу Петену. Однако уже в ноябре 1942 гитлеровцы оккупировали всю Францию.

Петен в октябре этого же года встречается с Гитлером, впечатленный встречей призывает Францию «сотрудничать» (фр. collaborer) с нацистами.

Режим Виши действовал в общем русле германской политики, проводя репрессии против евреев, цыган, коммунистов, масонов. На территории Франции действовали как германские части СС и гестапо, так и собственная репрессивная организация — «Милиция» (с 1943). Практиковались расстрелы заложников.

Два года назад Административный суд Франции признал правительство режима Виши ответственным за депортацию тысяч евреев в немецкие концентрационные лагеря во время Второй мировой войны. Согласно данным суда, во время правления режима Виши с 1942 по 1944 годы в лагеря было депортировано 76 000 евреев. Это стало официальным признанием причастности французского правительства времён Второй мировой войны к Холокосту.

Режим Виши, просуществовавший со сдачи Парижа немецким войскам в 1940 году до освобождения страны союзниками в 1944 году, официально придерживался политики нейтралитета, однако внутренний режим правления был диктаторским.

Идеологически режим Виши ориентировался на традиционно-консервативные ценности, собственно Петен и был их олицетворением. Девиз Французской республики «Свобода, равенство, братство» был заменён на («Труд, Семья, Отечество»). Экономически положение государства было довольно тяжёлым, процветала спекуляция товарами первой необходимости.

Международное положение режима Виши было неоднозначным. Гитлеровское правительство официально признало его, однако СССР и США сначала придерживались движения де Голля, но позже сочли законным режим Виши и аккредитовали послов.  В 1941 году, став объектом агрессии со стороны гитлеровской коалиции (СССР в июне, а США в декабре), оба эти государства перевели своих послов из Виши в Лондон, признав, таким образом, правительство де Голля.

25 августа 1944 года Париж был освобожден. Петен с кабинетом министров были перевезены немецкими войсками в Германию, хотя Петен отказывался участвовать в новом правительстве. Основные руководители были осуждены за государственную измену в 1945—1946 годах. Многие деятели культуры, запятнавшие себя поддержкой режима, были приговорены к «общественному бесчестию». Сам Петен провел последние 6 лет жизни в тюрьме на острове Йе , где и похоронен, став во Франции символом предательства.

Французская пресса в годы Второй мировой войны

Французская печать в годы войны была отражением и горечи поражения, и позора предательства, свидетелем тяжелейших испытаний, выпавших на долю народа Франции.

В первые десять месяцев войны (известны как «странная война») французская буржуазия была озабочена разгромом коммунистической партии внутри страны, а не фашистами, которые наступали. Естественно, коммунистические издания были запрещены, а буржуазная пресса не испытывала даже обычных для военного времени затруднений с персоналом и материальными ресурсами.

Лишь в июне 1940 г., накануне оккупации Парижа одни газеты закрываются, другие начинают «великий исход», направляясь в Бордо, Лион, Клермон-Ферран и далее на юг. После подписания позорного перемирия, в результате которого были оккупированы две трети территории Франции, включая Париж, страна оказалась разделенной на две зоны, где условия для деятельности печати были различны. В северной зоне был установлен режим, провозгласивший своей официальной политикой коллаборационизм, т.е. «сотрудничество» между правительством Петена, находившемся в г. Виши, и гитлеровскими оккупантами. Соответственно, все издания, выходившие в этой зоне, находились под контролем службы пропаганды немецкого военного командования, руководимой, в свою очередь министерством пропаганды Геббельса.

Вишистский режим поддерживал лишь те организации и газеты, которые строго следовали политике коллаборационизма и способствовали укреплению собственного, французского фашизма

Известный монархист Шарль Моррас, глава «Аксьон франсез», становится своеобразным идеологом вишизма. Другой поклонник фашизма Марсель Деа, возглавил «Народно-национальное объединение», а его газета «Овр» появилась в Париже вслед за первыми официально разрешенными режимом изданиями, такими как «Виктуар»,«Победа», «Матен», – «Пари-суар» и «Пти паризьен», выступавшей теперь в качестве неофициального органа «Французской народной партии», которая претендовала на роль массовой опоры французского фашизма.

Открытую поддержку режиму оказывала газета «Нуво тан», этот «серьезный» представитель коллаборационистской прессы, главный официоз немецкого посольства в оккупированной Франции. Ее директор Жан Люшер, организатор фашистской «Национальной корпорации французской прессы», был одним из немногих одиозных журналистов, кто был расстрелян за предательство после освобождения Франции, так же как и Робер Бразийяк, выпускавший вновь «Же сюи Парту» – пожалуй, наиболее ярую сторонницу коллаборационизма.

Агентство Гавас было разделено: его рекламную сферу взяли под свой контроль нацисты, а информационную часть правительство Виши.

Когда оккупация распространилась на всю страну, газеты южной зоны Франции, попали в те же условия, что и печать северной зоны. Многие газеты с этого момента прекращают свой выход: одни сразу, другие, спустя некоторое время. Но оставалось еще большое число газет, оставшихся в рядах коллаборационистских изданий.

В течение всего периода в обеих зонах Франции действовали и набирали силу различные группы движения Сопротивления. Ведущей политической силой этого движения была Французская коммунистическая партия, которая своим активным участием и числом понесенных жертв заслужила в народе название «партии расстрелянных». Большое значение коммунисты придавали выпуску нелегальных изданий. В тяжелейших условиях подполья партия продолжала выпускать свой центральный орган – газету «Юманите». Удавалось налаживать нелегальное распространение и других партийных изданий, все содержание материалов которых было направлено на организацию движения Сопротивления, на скорейшее освобождение Франции.

К лету 1943 г. были достигнуты большие успехи в деле объединения многочисленных и зачастую разношерстных групп и организаций в единый Национальный Совет Сопротивления (НСС).

Многие группы и организации, вошедшие в НСС, имели названия, которые сохранились после освобождения в названиях газет, отражавших лозунги движения Сопротивления. Эта популярность позволяла газетам выходить уже в новых условиях послевоенной Франции и пользоваться поддержкой широкого круга читателей. Такие изменения дали повод многим исследователям говорить о ренессансе французской печати, даже о создании «новой прессы». Однако последующие события - возрождение запрещенных газет под новыми названиями, усиливающееся стремление буржуазии к ограничению демократических свобод и подавлению прогрессивной печати – все это не оставляло сомнений - система буржуазной печати во Франции неисчерпаема.

Соседние файлы в предмете История зарубежной журналистики