Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

441

.pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
557.77 Кб
Скачать

КраснодарскийуниверситетМВДРоссии

И. А. Антонов Д. Н. Лозовский

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ПРАВОСУДИЮ,

ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППОЙ

Краснодар

2015

2

Краснодарский университет МВД России

И. А. Антонов Д. Н. Лозовский

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ПРАВОСУДИЮ,

ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППОЙ

Учебное пособие

Краснодар

2015

УДК 343

Одобрено

ББК 67.410

редакционно-издательским советом

А72

Краснодарского университета

 

МВД России

Рецензенты:

В. Н. Григорьев, доктор юридических наук, профессор (Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя);

В. С. Балакшин, доктор юридических наук, профессор (Уральский юридический институт МВД России).

Антонов И. А.

А72 Обеспечение безопасности лиц, содействующих правосудию, при расследовании преступлений, совершенных организованной преступной группой : учебное пособие / И. А. Антонов, Д. Н. Лозовский. – Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2015. – 44 с.

ISBN 978-5-9266-0949-0

В учебном пособии на основе анализа положений нормативных правовых актов и материалов практической деятельности правоприменительных органов исследуются отдельные вопросы осуществления государственной защиты участников уголовного судопроизводства при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами, и предлагаются возможные пути решения проблем, возникающих в ходе данной деятельности.

Для профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, курсантов, слушателей образовательных организаций МВД России и практических работников правоохранительных органов.

УДК 343

ББК 67.410

ISBN 978-5-9266-0949-0

© Краснодарский университет

 

МВД России, 2015

 

© Антонов И. А., Лозовский Д. Н., 2015

2

Предисловие

Организованная преступная деятельность стала одной из наиболее серьезных проблем современного общества, до опасного предела обострила криминальную обстановку в стране. Уровни и содержание мощного фактора организованности преступных формирований порождает их качественное отличие от общеуголовной преступности. Наличие отлаженной структуры позволяет им совершенствовать тактические схемы и приемы совершения преступлений, механизм преступной деятельности и за счет этого планомерно вторгаться в экономические и политические сферы общества, эффективно воздействовать на социальную среду системой особых действий и преобразовывать ее для нужд расширенного воспроизводства организованной преступной деятельности

Решение задач борьбы с организованной преступностью зависит от целого ряда факторов, в том числе и от эффективности государственной защиты, лиц содействующих правосудию.

Проблема обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства не нова. В значительной мере ведение расследования осложняют отказ от дачи показаний или дача показаний, не соответствующих действительности, отзывы заявлений о совершенных преступлениях, нежелание граждан выступать не только в качестве свидетелей, но и понятых, происходящие из опасения неблагоприятных действий в отношении своей жизни и здоровья, имущества, родных и близких со стороны преступников.

Вместе с тем, в практической деятельности существует множество проблем, для разрешения которых требуется комплексный подход в рамках единой концепции обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, охватывающей сферы оперативнорозыскной деятельности, уголовного процесса, пенитенциарного и постпенитенциарного воздействия.

3

§ 1. Становление института безопасности

участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации и правовые основы его регулирования

В сфере уголовного судопроизводства защита от противоправных посягательств может понадобиться достаточно широкому кругу участников.

Прежде всего, необходимо отметить, что в государственной защите нуждаются должностные лица, осуществляющие производство по уголовным делам: судья (мировой судья, присяжный заседатель) (ст. 29-30 УПК РФ), прокурор (ст. 37 УПК РФ), следователь (ст. 38 УПК РФ), руководитель следственного органа (ст. 39 УПК РФ), дознаватель (ст. 41 УПК РФ) и начальник подразделения дознания (ст. 40-1 УПК РФ). Именно в отношении данных лиц нередки случаи оказания противоправного воздействия в целях принятия ими процессуальных решений: о прекращении уголовного дела; переквалификации преступления на менее тяжкое; изменении объема обвинения; отмене меры пресечения, связанной с лишением свободы и др., а также в целях выполнения ими противоправных действий: сокрытие или уничтожение доказательств, сообщение сведений об отдельных участниках процесса (например, оказывающих содействие органам расследования) и т. д.

Не меньшую важность имеют и вопросы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства со стороны защиты. Согласно п. 46 ст. 5 УПК РФ сторону защиты представляют обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель. И, несмотря на то, что в данном перечне отсутствует столь важная фигура, как подозреваемый, хотя в ст. 16 УПК РФ прямо закреплен принцип обеспечения права на защиту не только обвиняемого, но и подозреваемого, необходимость применения мер безопасности к данному участнику уголовного процесса очевидна.

Законодатель, устанавливая необходимость обеспечения безопасности указанных лиц, имел в виду те случаи, когда на них окажут воздействие соучастники преступления, стремящиеся, чтобы эти лица дали показания, исключающие их ответственность или минимизирующие их роль в совершении преступления. Вместе с тем возможны и ситуации, когда лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении

4

преступления, может опасаться воздействия представителей стороны обвинения (например, потерпевшего или его родственников). Представляется, что процедура обеспечения безопасности на подозреваемого и обвиняемого должна в полной мере распространяться и в подобных случаях.

Подозреваемый – это, как правило, временный участник уголовного судопроизводства. Лицо может существовать в этом качестве не более определенного времени: при задержании подозреваемого в совершении преступления – на срок до 48 часов (ч. 2 ст. 94 УПК РФ) если суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ, еще на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения, а при применении в отношении него меры пресечения до предъявления обвинения – на срок до 10 суток (ч. 1 ст. 100 УПК РФ), либо – до 30 суток, если лицо подозревается в совершении преступлений террористической направленности (ч. 2 ст. 100 УПК РФ). Исключение составляют случаи, когда уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица, поскольку при этом оно становится подозреваемым на неопределенный срок. Если в отношении подозреваемого в течение вышеуказанных сроков выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого, ему обеспечивается безопасность как этой процессуальной фигуре. Если же подозреваемому обвинение не было предъявлено, то он выбывает из состава лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование,

иможет быть в дальнейшем допрошен в качестве свидетеля. В данном случае при наличии оснований в отношении него и в дальнейшем могут осуществляться меры по обеспечению безопасности.

Есть и еще один момент, касающийся обеспечения безопасности обвиняемого. В п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей

ииных участников уголовного судопроизводства»1 защите подлежит не только обвиняемый, но также подсудимый, осужденный и оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено. Что касается подсудимого, осужденного и оправданного, то термин «обвиняемый» согласно ч. 2 ст. 47 УПК РФ включает в себя эти понятия. Лицо же, в отношении которого было прекращено уголовное дело или уголовное преследование, действительно нуждается в государственной защите, хотя

1Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 34. Ст. 3634.

5

на момент возникновения подобной необходимости оно уже выбыло из производства по уголовному делу.

Нельзя не отметить и вопрос безопасности подозреваемых, обвиняемых, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу. В частности, Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»1 закреплено право на личную безопасность, в соответствии с которым сотрудники следственного изолятора при возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого со стороны других заключенных обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению защиты указанных лиц. В названном Законе содержатся и конкретные меры, направленные на противодействие посягательствам на обвиняемых и подозреваемых, содействующих уголовному судопроизводству (возможность содержания защищаемого лица в одиночной камере (ст. 32), цензура корреспонденции (ст. 20, 21), досмотр посылок и передач (ст. 25), водворение правонарушителей в карцер (ст. 40) и ряд других мер).

Согласно статье 49 УПК РФ лица, выступающие при производстве по уголовному делу в качестве защитников, имеют статус адвоката. Этим лицам обеспечивается безопасность в целях недопущения как физического, так и иного противоправного воздействия. Здесь важно отметить, что кроме иных видов безопасности адвокату должна быть обеспечена и своеобразная «информационная» безопасность. В отношении конкретного адвоката, адвокатского образования, в рамках которого он осуществляет свою деятельность, а также адвокатуры

вцелом не должны допускаться высказывания, выступления в прессе и иные методы противоправного воздействия.

Если в качестве защитников выступают иные лица (например, при производстве у мирового судьи в роли защитника могут выступить близкие родственники или иные лица, о которых ходатайствует обвиняемый), то им также в полной мере должна быть обеспечена безопасность. Поскольку на близких родственников или иных лиц, которые по определению суда (постановлению судьи) были допущены в качестве защитника, положения Федерального закона от 31 мая 2002 года № 635-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в

1Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых

всовершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ // Собрание законода-

тельства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2759.

6

Российской Федерации»1 не распространяются, при обеспечении их безопасности следует непосредственно руководствоваться УПК РФ и Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Помимо указанных участников уголовного процесса, целесообразность применения мер безопасности видится и в отношении свидетелей, содействующих уголовному судопроизводству посредством дачи показания, а также участников уголовно-процессуальной деятельности, содействующих правосудию посредством осуществления вспомогательной функции: эксперт, специалист, переводчик, понятой, педагог и психолог.

Государственной защите подлежат также лица, обладающие информацией доказательственного характера, но не наделенные соответствующим процессуальным статусом, лица, способствующие предупреждению и раскрытию преступлений.

Здесь важно отметить то, что государство, принимая во внимание важность и необходимость негласной работы, специфику и опасность сотрудничества с оперативными службами, законодательно предусмотрело правовую защиту определенного круга лиц от преступных посягательств. Был принят Федеральный закон «Об опера- тивно-розыскной деятельности»2, который обязал органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, защищать следующих субъектов:

-должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

-лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим опе- ративно-розыскную деятельность;

-участников уголовного судопроизводства;

-членов семей и близких указанных выше лиц (ст. 14).

При возникновении реальной угрозы жизни, здоровью, собственности данных субъектов, органы, осуществляющие оперативнорозыскную деятельность, обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных

1Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 635-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 23. Ст. 2102.

2Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 года № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33.

Ст. 3349.

7

ипривлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Еще в 1985 году Пленум Верховного Суда СССР в своем Постановлении от 1 ноября 1985 года №16 предлагал судам в случаях, когда в отношении потерпевшего имело место понуждение к даче заведомо ложных показаний со стороны подсудимого, его родственников или других лиц, возбуждать уголовное дело против таких лиц, част-

ным определением доводить до сведения прокурора о полученных данных для их проверки (п.10)1. В 1990 году в ст. 27-1 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик было закреплено, что при наличии достоверных данных о том, что потерпевшему, свидетелю, а также членам их семей или близким родственникам угрожают убийством или применением насилия, органы дознания

иследователь обязаны принять предусмотренные меры к охране жизни и здоровья этих лиц, а также к установлению виновных и привлечению их к ответственности. Однако, установив такое правило, закон не предусмотрел механизма его обеспечения. В связи с чем, несмотря на имеющие место угрозы применения насилия к потерпевшим и даже установленные в дальнейшем в суде факты применения такого насилия, должностные лица правоохранительных органов, как правило, не принимали должных мер по привлечению виновных лиц к уголовной ответственности.

Незащищенность потерпевших, свидетелей и иных лиц, содействующих осуществлению правосудия, от противоправного воздействия, естественно, побуждала их уклоняться от осуществления своих прав и выполнения обязанностей в суде. В результате отсутствия гарантий собственной безопасности потерпевшие, свидетели и иные лица, помимо нежелания явиться в суд, зачастую вынуждены были отказываться от своих первоначальных показаний.

В1997 году Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят проект Федерального Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству». Он был одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, но отклонен Президентом Российской Федерации в связи с недофинансированием. Тем самым Президент Российской Федерации выступил

1 См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР №16 от 1 ноября 1985 года «О практике применения судами законодательства, регламентирующего участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам. М., 2003. С. 326-330.

8

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]