
Червонюк В.И. Конституционное право зарубежных стран. Ч. 2
.pdf


403
венному желанию имеет конституционные последствия, одновременно предусматривает роспуск Национальной ассамблеи и назначение досрочных всеобщих выборов, которые должны состояться в течение 90 дней (ст. 128)1.
Основным законом установлена конституционная ответственность Президента – ее основания и пределы. Президент Республики не несет ответственности за действия, проводимые во время выполнения им своих обязанностей, за исключением случаев подкупа или государственной измены (ч. 1 ст. 127).
Конституционно установлена уголовная ответственность Президента, определены ее правовые основания, процедуры применения. По Конституции в отношении главы государства действует институт отложенного преследования, первоначально установленный в публичном праве Франции.
Привлечение к уголовной ответственности или отрешение от должности Президента начинается по правилам, определенным Конституцией: инициатива возбуждения дел должна опираться на надлежащие основания и вверяется Национальной ассамблее; предложение об инициативе выдвигается одной третью депутатов обладающих полномочиями; решение одобряется большинством в две трети депутатов, обладающих полномочиями, после чего соответствующее сообщение или обращение о возбуждении дела передается в Верховный Суд или в Конституционный суд в зависимости от дела. По Конституции, данные дела имеют абсолютный приоритет перед всеми остальными и должны рассматриваться и разрешаться в течение максимум 120 дней, считая с момента получения должного обращения (п. 5 ст. 129)2.
Осуждение сопровождается отрешением от должности и невозможностью выдвигаться в качестве кандидата для получения нового мандата. Юрисдикция судов общей юрисдикции распространяется на Президента после окончания срока его полномочий, и только за преступления, не связанные с выполнением его обязанностей по должности. Конституционно Президент несет ответственность перед Верховным судом в течение пяти лет по окончании его мандата (ч. 3 ст. 127).
§ 6.2. Организация исполнительной власти
Согласно Конституции 1992 г. Правительство являлось высшим государственным административным органом, осуществляющим общую политику страны. При этом формирование Правительства являлось прерогативой главы государства. После заслушивания политических партий, представленных в Национальной ассамблее, Президент назначал Премьер-министра, а затем по предложению Премьер-министра других членов Правительства. Число и назначение на должности министров, государственных секретарей и заместителей министров определялось указами о назначении соответствующих должностных лиц.
По смыслу ст. 106–107 вышеупомянутой Конституции в состав Правительства входили: Премьер-министр, министры, государственные секретари и заместителя министра. Конституция различала понятия «правительство» и «совет министров». Конституционный состав последнего также определялся в Основном законе. В соответствии с ч. 1 ст. 108 Конституции 1992 г. «Президент председательствовал на Совете министров, в состав которого входили премьер-министр, министры и государственные секре-
1Конституции государств Африки и Океании : сборник. Т. 1. Северная и Центральная Африка. ... С. 531.
2Там же. С. 531.
404
тари». Согласно ч. 1 ст. 116 Конституции Правительство приступало к исполнению своих обязанностей сразу же после принятия присяги.
Конституционно различались политические функции Правительства (ст. 110), его законодательные (ст. 111) и административные обязанности (ст. 112).
Правительство разрабатывало проект своей программы, включавшей крупные политические, экономические и социальные главные принципы и меры, которые должны быть приняты или предложены в различных сферах государственной деятельности. Члены Правительства осуществляли свою деятельность на основе правительственной программы и других решений, принятых в Совете министров.
На заседании в Совете министров Правительство выполняет свои функции путем принятия исполнительных законов, указов и постановлений об общей и отраслевой политике и мерах в рамках своей деятельности.
Ключевой фигурой в Правительстве являлся Премьер-министр, который в целом осуществлял руководство, проводил и координировал общую деятельность Правительства. В этой связи Премьер-министр вправе был: координировать и руководить деятельностью всех министерств и государственных секретариатов; представлять Правительство на Национальной ассамблее, внутри страны и за рубежом; руководить функционированием Правительства и его общими отношениями с другими государственными органами: заменять Президента Республики в руководстве Советом министров, в соответствии с пунктом 2 статьи 68; подписывать исполнительные законы Совета министров и направлять их для обнародования и последующего подписания Президентом и др.
По прямому делегированию Президента Премьер-министр мог занимать пост Председателя Совета министров. По Конституции 1992 г. Правительство несло политическую ответственность перед Президентом Республики и Национальной ассамблеей (ч. 2ст. 105). Конституционно были определены причины (основания) отставки Правительства (ст. 118 Конституции): «(а) окончание полномочий законодательного органа;
(b) избрание нового Президента Республики; (с) отставка Премьер-министра;
(d) одобрение Президентом отставки Премьер-министра; e) смерть или инвалидность Премьер-министра; (f) вотум недоверия Правительству; (g) неспособность выразить вотум доверия Правительству».
Согласно ч. 2 ст. 116 Конституции Национальная ассамблея по предложению депутатской группы или решению одной четверти присутствующих на заседании парламентариев могла выразить Правительству вотум недоверия по осуществлению его программы или других основополагающих вопросов государственной политики. Вотум недоверия Правительству принимался абсолютным большинством присутствующих депутатов. Если вотум недоверия не был принят, то подписавшие его не выносили вотум недоверия на обсуждение на той же законодательной сессии.
Правительство вправе было поставить перед Национальной ассамблеей вопрос о вотуме доверия, ответ на который принимался большинством присутствующих членов.
Конституция 2010 г. радикально повлияла на организацию исполнительной власти. Доминантное положение Президента в системе власти указывает на его ключевые позиции в сфере осуществления исполнительной власти. Президент, как отмечалось, является главой исполнительной власти и конституционно наделен прерогативами организации и осуществления государственного управления. Правительство страны (Совет министров) является тем органом, посредством которого Президент осуществляет исполнительную власть в масштабе всей страны.
По Конституции Совет министров является вспомогательным органом Президента Республики по формулированию и осуществлению общей политики страны и Публичной администрации. Президент Республики председательствует в Совете министров, в состав которого входят Вице-президент, го-

405
сударственные министры и министры (ч. 1 и 2 ст. 134). В компетенцию Совета министров входит необходимость высказываться о: политике правления, а также о ее реализации; законопредложениях для представления на одобрение Национальной ассамблее; законодательных актах Президента Республики; документах национального планирования; регламентирующих актах Президента Республики, необходимых для надлежащего исполнения законов; международных соглашениях, одобрение которых входит в компетенцию Президента Республики; одобрении общих мер исполнения программы правления Президента Республики;
Вице-президент, государственные министры и министры несут политическую и институциональную ответственность перед Президентом Республики (ст. 139).Те же лица подсудны Верховному суду за преступления, совершенные как при исполнении своих функций, так и за пределами таких функций (ч. 1 ст. 140)1.
§ 6.3. Организация законодательной власти
Конституция 1992 г. возлагала на Национальную ассамблею – «представительное собрание всех ангольцев…» – «выражение независимой воли народа Анголы» (ч. 1 ст. 78).
По действующей Конституции «Национальная Ассамблея – однопалатный орган, представляющий всех ангольцев, который выражает суверенную волю народа и осуществляет законодательную власть государства» (ст. 141). Срок ее полномочий составляет пять лет. Палата состоит из 223 депутатов. При этом 130 депутатов избираются по общенациональному списку (по пропорциональной системе представительства), 90 депутатов – по мажоритарной системе: по 5 от каждой из 18 провинций; для ангольских общин за рубежом, создается единая избирательная коллегия из трех членов, две – в Африке и одна – в остальной части мира.
В отношении депутатов действует принцип несовместимости должностей: они не вправе занимать министерские должности; работать на иностранные компании или международные организации; осуществлять руководство и членство в административном совете, в обществе с ограниченной ответственностью, занимать должность менеджера акционерного общества, генерального директора и заместителя генерального директора государственного предприятия. Кроме того, они не вправе быть членами судебных органов или министерства юстиции судей; военных или военизированных сил на действительной службе (ст. 149). Конституционно определены объем иммунитета Парламентария, основания «приостановки» мандата, его замещения (ст. 151) и утраты (ст. 152).
Компетенция Национальной ассамблеи может быть охарактеризована как абсолютно ограниченная2. Ассамблея уполномочена Конституцией принимать национальный план и госбюджет, осуществлять контроль за законностью актов правительства и местных органов власти, ратифицировать и денонсировать
1Конституции государств Африки и Океании : сборник. Т. 1. Северная и Центральная Африка… С. 538.
2Червонюк В. И. Законодательная власть в зарубежных странах : учебное пособие в 2 ч. Ч. 1. Организация законодательной власти / В. И. Червонюк. М. : Моск. ун-т МВД России, 2009. С. 55 и сл.

407
ве использовать законодательную инициативу по предметам регулирования, относящимся к судебной организации, статусу магистратов и функционированию судов. При этом законодательная инициатива депутатов и парламентских групп осуществляется в форме законопроектов; законодательная инициатива Президента реализуется в форме законопредложений. Граждане, организованные в группы, и представительные организации могут представлять Национальной ассамблее предложения «о проектах законодательной инициативы».
Установлено конституционное ограничение реализации права законодательной инициативы: депутаты и парламентские группы в течение финансового года не вправе разрабатывать проекты законов, предусматривающие увеличение расходов или снижение доходов государства, установленные в бюджете. Законопроекты, которые были «окончательно забракованы», не должны оцениваться в течение той же законодательной сессии, пока не пройдут новые выборы в Национальную ассамблею.
Законопроекты конституционного пересмотра и предложения референдумов одобряются квалифицированным большинством в две трети депутатов, обладающих полномочиями; органические законопроекты одобряются абсолютным большинством.
Принятые Национальной ассамблеей законы направляются Президенту. Конституционно предусмотрено право промульгации: по Конституции
Президент промульгирует законы в течение 30 дней со времени их принятия Национальной ассамблеей. До истечения данного срока Президент вправе использовать отлагательное вето: «может направить обоснованный запрос Национальной ассамблее о новом рассмотрении акта или некоторых из его норм» (ч. 2 ст. 124). Вето Президента может квалифицироваться как «сильное», его преодоление возможно двумя третями от общего состава Ассамблеи. В этом случае Президент должен промульгировать акт в течение 15 дней, считая с даты его принятия. В установленный Конституцией срок для промульгации закона Президент может обратиться с запросом в Конституционный суд относительно предварительной оценки конституционности закона, принятого Национальной ассамблеей.
Конституция также предусматривает процедуру обнародования так называемых референдарных законов: в течение 15 дней принятые на референдуме законы Президент обязан промульгировать, а международные договоры ратифицировать (ч. 3 ст. 124).
§ 6.5. Организация судебной власти
Статус судебной власти, состав судебной системы, порядок формирования и полномочия высших судов закреплены в главе IV «Судебная власть» (раздел III Конституции».В соответствии с Конституцией судебную власть осуществляют суды, которые являются независимыми органами.
Соответственно судебную систему образуют: Конституционный суд, высший судебный орган по гражданским и уголовным делам – Верховный суд, формируемый Президентом, Счетная палата и Верховный военный суд, а так-

408
же провинциальные и местные (муниципальные и епархиальные) гражданские и уголовные суды, апелляционные суды. Кроме того, как предписывает Конституция, может быть создана судебная система автономной таможенной, фискальной и административной юрисдикции, возглавляемая высшим судом. Могут быть также созданы морские суды.
Верховный Суд является высшей судебной инстанцией общей юрисдикции. Судьи-советники Верховного суда назначаются Президентом Республики по предложению Высшего совета судебной магистратуры после конкурса на основе биографических данных из числа судейских магистратов, магистратов прокуратуры и заслуженных юристов, согласно положениям, установленным законом. Председатель Верховного суда и его заместитель назначаются Президентом из трех кандидатов, отобранных двумя третями судейсоветников. Срок их полномочий составляет семь лет без переназначения на новый срок.
Счетная палата является верховным ревизионным органом проверки законности в сфере публичных финансов и судебного рассмотрения отчетов об исполнении бюджета, которые подведомственны ей, как указывает закон. Председатель, его заместитель и остальные судьи-советники Счетной палаты назначаются Президентом Республики из числа магистратов и лиц, не являющихся магистратами, на единственный срок продолжительностью в семь лет. Ежегодно Счетной палатой вырабатывается доклад о ее деятельности, который представляется Национальной ассамблее и направляется в другие органы государственной власти.
Верховный военный суд является высшим органом в иерархии военных судов. Судья-председатель, судья-заместитель председателя и остальные судьисоветники Верховного военного суда назначаются Президентом Республики из числа военных магистратов.
Особое место в системе судебной власти занимает Конституционный суд, который в целом отправляет правосудие по юридическим и конституционным вопросам, «не допуская неконституционности»1; оценивает конституционность каких-либо нормативных и других актов государства; рассматривает в предварительном порядке конституционность принятых парламентом законов; осуществляет юрисдикционные полномочия в отношении других вопросов юридико-конституционного, избирательного и политико-партийного
1 В соответствии с конституционными процедурами Президент Республики и одна пятая членов Национальной Ассамблеи вправе потребовать от Конституционного суда предварительного рассмотрения конституционности какой-либо нормы при условии принятия, подписания или ратификации Президентом Республики, а именно законодательных правовых актов, исполнительных законов, декретов или международных договоров (ч. 1 ст. 154). Оспариваемые нормы не могут быть обнародованы до тех пор, пока Конституционный суд не вынесет относительно них своего решения (ч. 2 ст. 154). Если же такие нормы объявляются неконституционными, то в отношении них налагается вето Президента Республики; соответственно нормативный акт, содержащий данные нормы, возвращается в утвердивший его орган «для удаления» неконституционных норм (ч. 3 ст. 154).
Решение Конституционного суда по поводу неконституционности представленных ему для рассмотрения норм должно быть принято «в течение не более чем сорока пяти дней» (ст. 155 Конституции).


410
Наряду с прокуратурой, призванной «представлять государство, защищать демократическую законность и интересы, которые установлены законом, содействовать уголовному процессу и возбуждать уголовные дела, согласно положениям закона…» (ст. 185), Конституция 2010 г. учредила институт Блюстителя справедливости – «независимое публичное лицо, цель которого состоит в защите прав, свобод и гарантий граждан с обеспечением посредством неформальных мер справедливости и законности деятельности Публичной Администрации» (ст. 190).
§ 7. Государственно-территориальное устройство страны и публичная власть на местах
Форма государственно-территориального устройства и организация публичной власти на местах. Согласно ст. 8 действующей Конституции («Унитарное государство») Республика Ангола – унитарное государство, уважающее в своей организации принципы автономии органов местной власти и административных децентрализации и деконцентрации, в соответствии с положениями закона»1. При этом положение Конституции 1992 г. о том, что «любые попытки сепаратизма или разделения территории Анголы на части должны решительно пресекаться» в текст действующей Конституции не включено. По Конституции 1992 г. территория Республики Ангола была разделена на провинции (всего их 18), провинции – на муниципальные образования, муниципальные образования – на коммуны; констатировалось, что в составе государственной территории «существуют местные автономии» (п. «d» ст. 54); признается административная децентрализация и передача полномо-
чий, без ущерба единству правительственных и административных действий
(п. «е» ст. 54)2.
Таким образом, конституционная конструкция территориальной организации страны, представленная в ранее действовавшем Основном законе страны, в определенной мере указывала на то, что в основе государственнотерриториального устройства страны присутствовали элементы регионализма. В то же время организация публичной власти на местах требованиям регионалистского государства мало отвечала. Так, губернатором провинции являлся представитель центрального правительства, который занимался прямым управлением провинцией, обеспечивал нормальное функционирование местных административных органов, и был ответственен исключительно перед Правительством и Президентом Республики.
В Конституции 2010 г. устройство публичной власти на местах закреплено разделом VI «Местная власть», глава I. «Общие принципы». Согласно Основному закону «демократическая организация государства на местном уровне строится на основе принципа политико-административной децентрализации, которая
1Конституции государств Африки и Океании : сборник. Т. 1. Северная и Центральная Африка… С. 492.
2Червонюк В. И. Конституционное право современных зарубежных государств : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. И. Червонюк, К. К. Гасанов, Е. Н. Хазов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С. 290–291.