Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

новая папка / Моммзен Т. История Рима В 4 томах. / Моммзен Т. История Рима. В 4 томах. Том второй. Кн. 3 продолжение, Кн. 4

..pdf
Скачиваний:
41
Добавлен:
01.01.2021
Размер:
20.01 Mб
Скачать

проливали свою собственную кровь; появляется мрачное поклонение египетским богам. Уже Сулле явилась во сне эта каппадокийская боги­ ня; позднейшие римские общины поклонников Изиды и Озириса ведут свое начало еще с времен Суллы. Римляне разуверились не только в своей старой религии, но и в самих себе. Ужасные потрясения пятиде­ сятилетней революции, инстинктивное чувство, что гражданская война отнюдь не закончена, усиливали тревогу и мрачное настроение народ­ ных масс. Беспокойно блуждавшая человеческая мысль взбиралась на все высоты и опускалась во все бездны, где только ей мерещилась воз­ можность добиться разумения грозного рока, найти новые надежды, а быть может, только новый ужас в отчаянной борьбе с судьбой. Безу­ держный мистицизм нашел благоприятную почву во всеобщем поли­ тическом, экономическом, нравственном и религиозном разложении и распространялся с ужасающей быстротой. Казалось, как будто в одну ночь из земли выросли громадные деревья. Никто не знал, откуда они взялись и для чего. Но именно это поразительно быстрое распростра­ нение мистицизма творило новые чудеса и подобно эпидемической бо­ лезни распространялось на все нестойкие умы.

Как и в области религии, завершается теперь также революция в области воспитания и образования, начавшаяся в предыдущую эпоху. Выше уже говорилось о том, как в течение VI столетия и в этой обла­ сти начинает колебаться основной устой римской жизни —*гражданс­ кое равенство. Уже во времена Пиктора и Катона греческое образова­ ние было широко распространено в Риме, кроме того, существовало свое римское образование. Однако ни в том, ни в другом римляне не продвинулись дальше первых шагов. О том, что примерно понима­ лось тогда под образцовым римско-греческим образованием, свиде­ тельствует энциклопедия Катона (I, 886 и сл.). Она дает в сущности только сводку умственного багажа римского отца семейства в старое время; в сравнении с тогдашним эллинским образованием этого поистине было маловато. Из слов Полибия можно судить о том, на каком низком уровне стояло образование римского юношества еще в начале VII столетия. Полибий с укором сравнивает в этой области непростительную небрежность римлян с разумным попечением со стороны частных лиц и государства у греков. Впрочем, Полибий, как и все эллины, был не в состоянии понять, что в основе этой небреж­ ности лежала глубокая идея равенства всех граждан.

Теперь это изменилось. Подобно тому, как к наивным народным верованиям присоединился просвещенный супранатурализм стоиков, так в области воспитания наряду с примитивной народной школой появилось высшее образование, изысканная замкнутая humanitas, унич­ тожившая последние остатки старого равенства в обществе. Нелишне будет бросить здесь взгляд на новое обучение юношества как гречес­ кое, так и высшее латинское.

По воле судьбы человек, который окончательно покорил эллинс­ кую нацию в политическом отношении, Луций Эмилий Павел, первым

или одним из первых римлян полностью признал эллинскую культуру тем, чем она с тех пор осталась по всеобщему признанию, —культурой древнего мира. Он был уже стариком, когда ему, упоенному песнопе­ ниями Гомера, суждено было увидеть фидиева Зевса. Но он был еще молод душой и вернулся на родину с солнечным сиянием эллинской красоты в душе и непреодолимым влечением к золотым яблокам Гесперид. Греческие поэты и художники нашли в нем искреннего поклон­ ника, более горячего, чем кто-либо из тогдашних ученых греков. Он не писал эпиграмм на Гомера или Фидия, но ввел своих детей в царство духа. Не пренебрегая национальным воспитанием, поскольку таковое существовало, он подобно грекам заботился о физическом развитии своих сыновей. Для этого им должны были служить не гимнастичес­ кие упражнения — по римским понятиям они считались неприличны­ ми, — а охота, которая у греков стала своего рода искусством. Обуче­ ние греческому языку было расширено в том смысле, что язык изучал­ ся не для того только, чтобы на нем разговаривать, но, как в Греции, с изучением языка связывалось и из него исходило все высшее образова­ ние, а именно: знание греческой литературы, необходимое для ее по­ нимания, знание мифологии и истории, а затем риторика и филосо­ фия. Из всей захваченной в Македонии военной добычи Павел взял себе только библиотеку царя Персея, чтобы подарить ее своим сыновь­ ям. В его свите находились даже греческие художники и скульпторы; они завершили художественное образование его детей. Уже Катон со­ знавал, что прошло время, когда можно было лишь отрицательно от­ носиться к эллинизму в этой области. Теперь лучшие люди римского общества понимали, что для римского национального характера пред­ ставляет опасность не столько эллинизм во всем своем объеме, сколь­ ко его искажения и извращения. Высшее общество Рима и Италии в целом разделяло эти новые воззрения. В Риме уже давно не было недо­ статка в греческих учителях; теперь они стали массами стекаться сюда, на новый прибыльный рынок сбыта своих знаний, причем они препо­ давали не только греческий язык, но также литературу и вообще руко­ водили общим образованием своих воспитанников. Греческие гуверне­ ры и преподаватели философии стали теперь неотъемлемой принад­ лежностью римских дворцов. Впрочем, с ними обращались как с при­ слугой*, даже если они не были рабами. Потом нравы стали утончен­ нее. За одного раба, знающего греческую литературу, было заплачено 200 тыс. сестерций. Уже в 593 г. в столице существовал ряд специаль­ ных учебных заведений, в которых обучали греческой декламации. Среди этих учителей римлян уже встречаются громкие имена. Выше уже упоминалось о философе Панэтии; известный грамматик Кратес из Малла в Киликии, современник и достойный соперник Аристарха,

*Цицерон говорит, что он обращался со своим ученым рабом Диониси­ ем более милостиво, чем Сципион с Панетием. Луцилий говорит в том же духе:

«Мой конь, мой конюх, мой плащ, моя палатка полезнее, чем философ».

•€ ! 633

бывший в Риме около 585 г., нашел здесь слушателей для своих лек­ ций, на которых он читал гомеровские поэмы и комментировал их в отношении языка и содержания.

Эта новая система обучения молодежи, революционная и антина­ циональная, наталкивалась отчасти на сопротивление со стороны пра­ вительства. Однако изданный в 593 г. приказ о высылке риторов и философов остался, как и все подобные приказы, почти безрезультат­ ным; в частности этому способствовало то обстоятельство, что состав высших должностных лиц постоянно менялся. После смерти Катона еще часто раздавались жалобы в его духе, но уже не принималось никаких мер. С тех пор преподавание греческого языка и греческой науки было признано существенной составной частью италийского об­ разования.

Но наряду с этим развивалось и высшее латинское образование. Мы уже говорили, как повысился уровень начального латинского об­ разования; как место Двенадцати таблиц занял латинский перевод «Одиссеи», и какримские мальчики учились по этому переводу, слов­ но по усовершенствованной азбуке, правилам своего родного языка, так же как греческие мальчики изучали свой язык по оригиналу. Мы видели, что известные преподаватели греческого языка и литерату­ ры — Андроник, Энний и другие — не пренебрегали преподаванием латинского языка наряду с греческим; по всей вероятности, они зани­ мались уже не с детьми, а с подростками и юношами. Это было нача­ ло высшего латинского образования, но пока еще только начало. Пре­ подавание языка остается элементарным, пока нет соответствующей литературы. Лишь с тех пор, как появились не только латинские учеб­ ники, но и латинская литература и последняя достигла известной за­ конченности в произведениях классиков VI столетия, лишь тогда изу­ чение латинского языка и латинской литературы действительно вош­ ло в состав высшего образования. После этого уже недолго пришлось ждать эмансипации от греческих преподавателей языка.

По примеру Кратеса, который читал на своих лекциях поэмы Го­ мера, образованные римляне стали читать с кафедры также произве­ дения отечественных писателей: «Пуническую войну» Невия, «Хрони­ ку» Энния, впоследствии также стихотворения Луцилия. Сначала это делалось в узком избранном кругу, а потом и публично в заранее назначенные дни и при многочисленном стечении публики. Чтение сопровождалось иногда критическими комментариями по примеру грамматиков, читавших произведения Гомера. Эти литературные лек­ ции читались бесплатно образованными дилетантами (litterati). Фор­ мально эти лекции не были преподаванием для юношества, но они хорошо подготовляли юношество к чтению и пониманию классичес­ кой латинской литературы.

Подобным же образом обстояло дело с искусством латинскойречи. Знатных римлян уже с ранних лет приучали произносить публично па­ негирики исудебные речи; таким образом, недостатка в этого рода уп­

ражнениях никогда не было. Однако настоящее ораторское искусство возникло впервые только в рассматриваемую эпоху, в результате но­ вой системы образования с ее исключительным, аристократическим характером. Первым римским адвокатом, обрабатывавшим форму и содержание своих речей по всем правилам ораторского искусства, счи­ тается Марк Лепид Порцина (консул 617 г.); оба знаменитых адвоката времен Мария — мужественный и живой Марк Антоний (611—667) и тонкий, сдержанный Луций Красе (614—663) — были уже мастерами искусства красноречия. Упражнения молодежи в декламации, конеч­ но, были расширены и углублены; однако, как и упражнения в латин­ ской литературе, они сводились к тому, что начинающий был лично связан с мастером этого искусства и учился на его примере и уроках.

Формальное преподавание латинской литературы и латинской ри­ торики началось примерно в 650 г. Его ввел Луций Элий Преконин из Лапувия, прозванный Стилоном («человеком грифеля») (stilo). Это был почтенный римский всадник строго консервативных убеждений. С избранным кружком молодых людей, среди которых находились Варрон и Цицерон, Стилон читал Плавта и аналогичные произведе­ ния, обсуждал с авторами их наброски речей и помогал своим друзь­ ям составлять такие наброски. Это было уже действительным препо­ даванием, но Стилон не был учителем-профессионалом, он препода­ вал литературу и красноречие так, как преподавали в Риме законове­ дение, в качестве старшего друга подающих надежды молодых лю­ дей, а не в качестве оплачиваемого профессионала, готового к услу­ гам каждого желающего.

Но уже в его время началось также преподавание латинского язы­ ка в специальных высших школах, отдельно и от преподавания эле­ ментарных начал латинского языка и от преподавания греческого язы­ ка. Преподавателями были платные учителя, обычно из вольноотпу­ щенников. Само собой понятно, что дух и метод преподавания были заимствованы из упражнений в греческой литературе и греческом ора­ торском искусстве; учениками были и здесь не дети, а юноши. Вскоре это латинское преподавание, так же как греческое, было разделено на два курса: в первом занимались научным преподаванием латинской литературы, во втором учились составлять по всем правилам искусства хвалебные, политические и судебные речи. Основателем первой римс­ кой школы литературы был Марк Постумий Севий Никанор, прибли­ зительно во время Стилона. Первую специальную школу латинской риторики основал около 660 г. Луций Плотий Галл. Впрочем, в шко­ лах латинской литературы, как правило, учеников знакомили также с началами ораторского искусства. Эта новаялатинскаяшкола имела важ­ ное значение. Когда высокопоставленные знатоки и мастера знакоми­ ли с латинской литературой и латинским красноречием своих молодых друзей, то при этом сохранялась в преподавании известная доля неза­ висимости по отношению к грекам. Знатоки языка и мастера риторики находились под влиянием эллинизма, но не подчинялись непременно

влиянию греческой школьной грамматики и школьной риторики; к по­ следней относились безусловно отрицательно. Гордость римлян и их здравый смысл возмущало утверждение греков, что вшколе и по школь­ ным правилам можно приобрести способность ясно и убедительно для слушателей говорить на родном языке о том, что оратор понимает и чувствует. Дельный адвокат-практик должен был считать, что совер­ шенно оторванный от жизни метод греческих риторов более вреден для начинающего, чем отсутствие всякой подготовки. Образованному и зрелому человеку с житейским опытом греческая риторика казалась пустой и отвратительной. Люди строго консервативных убеждений не могли не заметить сродства между профессиональным красноречием и демагогией. Поэтому кружок Сципиона был заклятым врагом рито­ ров. Греческую декламацию терпели у оплачиваемых учителей, глав­ ным образом как упражнение в греческом языке, однако греческая ри­ торика не проникла ни в латинское красноречие, ни в его преподавание. В новых латинских школах риторики римских юношей готовили к ка­ рьере политических деятелей и ораторов следующим образом: один из них должен был обвинять, другой защищать Одиссея, застигнутого над трупом Аякса с его окровавленным мечом в руках; один обвинял Одиссея в убийстве соратника, другой брал ка себя его защиту. Другой пример: один обвинял Ореста в убийстве матери, другой оправдывал его. Быть может, они обращались также к Ганнибалу с запоздалыми советами, как он должен был поступить: явиться ли по вызову в Рим, оставаться в Карфагене или же спасаться бегством. Понятно, что это отвратительное и вредное словоблудие снова воскресило катоновскую оппозицию. Цензоры 662 г. обратились к учителям и отцам семейств с предостережением не заставлять молодых людей по целым дням зани­ маться упражнениями, о которых не знали их предки. Инициатива это­ го предостережения принадлежала первому судебному оратору того времени, Луцию Лицинию Крассу. Конечно, слова Кассандры прозву­ чали напрасно. Латинские упражнения в декламации на обычные гре­ ческие школьные темы остались составной частью римского препода­ вания и содействовали тому, что из молодежи с ранних лет воспитыва­ ли позеров в области адвокатуры и политики и убивали в зародыше всякое действительное неподдельное красноречие.

Однако в общем итоге этого нового римского воспитания разви­ лось новое понятие так называемой «человечности», или гуманности, под которой понималось частью более или менее поверхностно усво­ енное эллинское образование, частью плохое ему подражание — при­ вилегированное латинское образование. Эта новая гуманность, как свидетельствует уже самое название, отреклась от всего специфичес­ ки римского и даже стала по отношению к нему в оппозицию. В этом понятии, как и в находящемся с ним в тесном родстве нашем «общем образовании», сочетались национальный космополитизм и социальная замкнутость. И здесь произошла революция, которая разделила со­ словия и объединила народы.

СОДЕРЖАНИЕ

К н и г а т р е т ь я (п р о д о л ж е н и е )

ОТ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИТАЛИИ ДО ПОКОРЕНИЯ КАРФАГЕНА И ГРЕЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ

Глава VII.

Запад от заключения мира с Ганнибалом до конца

 

 

Третьего периода......................

 

5

Глава VIII.

Восточные государства и вторая македонская война

.... 23

Глава IX.

Война с Антиохом Азиатским .......................................

 

56

Глава X.

Третья македонская война...............................................

 

84

Глава XI.

Правительство

 

 

 

и подданные.........................

 

НО

Глава XII.

Сельское хозяйство

 

 

 

и финансы ....................................................

 

153

Глава XIII. Религия и нравы............................. ...............

...............

181

Глава XIV. Литература и искусство...................................................

 

198

 

К н и г а ч е т в е р т а я

 

 

 

РЕВОЛЮЦИЯ

 

 

Предисловие ко второму изданию......................................................

 

262

Глава I.

Подвластные страны

 

 

 

до эпохи Гракхов .........................................................

 

263

Глава II.

Движение за реформы

 

 

 

и Тиберий Гракх................................

..............................

320

Глава III.

Революция и Гай Гракх

.....

345

Глава IV.

Господство реставрации..................................................

 

370

Глава V.

Народы Севера...............

 

399

Глава VI.

Революционная попытка Мария и попытка Друза

 

 

ввести реформы.....................

 

425

Глава VII.

Восстание италийских подданных и революция

 

 

Сульпиция.................

 

452

Глава VIII.

Восток и царь Митридат ............

 

491

Глава IX.

Цинна и Сулла..................

 

529

ГлаваХ.

Сулланскаяконституция ..............

 

556

Глава XI.

Республика и ее хозяйство .......

?..............................

594

Глава XII.

Национальность, религия, воспитание ................

618

Теодор Моммзен ИСТОРИЯ РИМА Том 2

Художник С. Царёв Художественное оформление В. Борисов

Корректоры: Г. Бибиковаг В. Колобова

Лицензия ЛР № 065194 от 02 июня 1997 г. Сдано в набор 24.06.97. Подписано в печать 08.08.97. Формат 84x108/32. Бум. газетная. Гарнитура CG Times. Печать высокая. Уел. п. л. 33,6. Тираж 5000 экз.'

Зак. № 232. „ .

Издательство «Феникс» 344007, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборныйг 17

Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга» 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57

еникс

WТ о р г о в о - и з д а т е л ь с к а я ф и р м а

Ф

Ф

О п т о в а я и р о з н и ч н а я т о р г о в л я к н и ж н о й п р о д у к ц и е й

И з д а н и е к н и г и ф и н а н с и р о в а н и е и з д а т е л ь с к о й д е я т е л ь н о с т и с в о и х п а р т н е р о в

Ф

Ф

Ф

Б ы с т р о о б н о в л я е м ы й р а з н о о б р а з н ы й а с с о р т и м е н т ( в с е г д а в н а л и ч и и б о л е е 3 0 0 0 н а и м е н о в а н и й п о п у л я р н ы х к н и г )

С в о е в р е м е н н а я д о с т а в к а к н и г к о н т е й н е р а м и и а в т о т р а н с п о р т о м в л ю б у ю т о ч к у Р о с с и и

У м е р е н н ы е ц е н ы

Надежность, качество, оперативность

Н а ш а д р е с : 344007, г . Р о с т о в - н а - Д о н у ,

п е р . С о б о р н ы й , 1 7 Т е л . ( 8 6 3 2 ) 6 2 - 4 4 - 7 2 , 6 2 - 3 8 - 1 1

Ф а к с : 6 2 - 5 5 - 2 7

Полный к о м п л е к с услу для оптовый по к у п а т е л

е п и к с

Торгово-издателъская фирма

Книги издательства «Феникс» можно приоб- | рести в крупнейших магазинах г. Москвы: !

ТД «Библио-Глобус»

ул. Мясницкая, 6 (тел. 925-24-57)

ТД «Москва»

ул. Тверская, 8 (тел. 229-66-43)

«Московский дом книги»

Новый Арбат, 8 (тел. 290-45-07)

«Молодая гвардия»

ул. Большая Полянка, 28 (тел. 238-50-01)

«Дом педагогической книги»

ул. Пушкинская, 7 / 5 (тел. 229-50-04)

«Медицинская книга»

Комсомольский проспект, 25 (тел. 245-39-27)

и других

По вопросам оптовых и мелкооптовых поставок книг издательства «Феникс» обра­ щайтесь в г. Москве в фирму «Ридас»

Новоданиловская набережная, 6. ■ (тел. 954-30-44).