Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Российского предпринимательства.doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
08.02.2015
Размер:
268.8 Кб
Скачать

3. Развитие торгового предпринимательства.

Торговлей в России занималась половина городского насе­ления. Как писали иностранцы, в России торговали все. Свою лавочку имел ремесленник, но торговал не только своими из­делиями, а вообще вел мелочную торговлю. Лавки, полулавки, ларьки, навесы имели в городах стрельцы, мелкие государ­ственные служащие и т. д.

Иностранцы считали торговлю особой тягой русского наро­да. В действительности это объяснялось тем, что в России не было цехов и гильдий. Если в Западной Европе заниматься тор­говлей могли только члены купеческих гильдий, то в России торговать мог каждый.

Поэтому торговля была только частью занятий человека. По писцовым книгам, т. е. переписям населения, мы видим, что один горожанин занимается кузнечным делом и торгует рыбой, другой делает горшки и торгует кожами, третий — пор­тной и торгует в калашном ряду, четвертый — извозчик и тор­гует рыбой и солью. Такое совмещение занятий объяснялось также нежеланием распылять капитал, что было особенно не­обходимо в условиях произвола властей и отсутствия правовых гарантий.

Отсюда еще одна особенность, которой удивлялись иност­ранцы, — очень мелкие лавки. Полной лавкой считалось поме­щение 4 х 5 м. Но преобладали полулавки, четверти лавки и даже 1/8 лавки.

В то же время уже выделился слой собственно купцов, т. е. людей, основным занятием которых была торговля. Если производство льна было сосредоточено вокруг Новгорода и Пско­ва, а текстильные промыслы — вокруг Москвы и Ярославля, то кто-то должен был закупать лен на месте производства и доставлять в районы промыслов. Кто-то должен был закупать хлеб на средней Волге и Верхнем Приднепровье и везти на север. Очевидно, что стрельцы или ремесленники не могли это делать. Оптовой торговлей, доставкой товаров к местам потреб­ления и занимались купцы.

Но господствующую роль в торговле играло государство. Именно торговля была главным источником государственных доходов. Принято считать, что главный источник государствен­ного бюджета — подати, т. е. прямые налоги с населения. Эти подати первоначально были данью, которую князья собирали для Золотой Орды, и лишь по мере освобождения от ордынско­го ига они стали оставаться в казне московского князя.

Однако в условиях господства натурального хозяйства пря­мые налоги с населения не могли обеспечить государственные потребности. Натуральное хозяйство не дает денежных дохо­дов, которые можно было обложить налогом. Налоги обеспечи­вает лишь товарное хозяйство. Поэтому Приказ Большой Каз­ны, т. е. министерство финансов, вынужден был искать источ­ники пополнение казны там, где было денежное обращение, преимущественно в сфере торговли.

Поэтому государство и занимало господствующие позиции в торговле, было главным торговым предпринимателем. Любой товар, торговля которым давала высокие прибыли, объявлялся царской монополией и исключался из частного коммерческого оборота. В XVIII веке в казенной монополии находились соль, поташ, мед, пушнина, хлебное вино.

В одних случаях товар, на который объявлялась царская монополия, надлежало сдавать в казну по установленной цене, а затем он продавался от имени государства по другой цене. Именно так было с поташом.

В других случаях государство сдавало торговлю этим то­варом на откуп, т. е. частные лица получали право торговать таким товаром, "откупив" это право у царя, заплатив откуп в казну. На откуп сдавалась не только торговля перечисленными выше "солидными" товарами, но и продажа кваса, конопляно­го масла, мыла, дегтя, свечей, рогож, хомутов и т. п. Величи­на откупа обычно составляла разницу между заготовительной и продажной ценой товара. Наиболее известны для того времени питейные откупы, которые, как известно, принесли огромный вред народу. Следует уточнить терминологию. Винокуренные заведения выпускали "полугар" крепостью 38°. В кабаках его подавали под названием хлебного вина или перерабатывали на

водку. Водками тогда назывались разного рода настойки крепо­стью около 20°.

Импорт тоже входил в сферу царской торговли. Иностран­ные купцы были обязаны сначала предъявить свои товары пред­ставителям царя, те отбирали часть товара по назначенной ими же цене, и только после этого иностранный купец получал право торговли остальными товарами. А отобранный товар те­перь продавался уже от имени царя, естественно, по повышен­ной цене.

Осуществление государственной монополии требовало не­померного чиновничьего аппарата для контроля за торговлей, для закупки и продажи товаров. Но эти функции выполняли гости.

Известно, что гостями именовались самые богатые купцы, которые имели право торговать с заграницей. Привилегирован­ное положение гостей определялось их государственной служ­бой, тем, что они служили в финансовых органах государства. Они продавали казенные товары, собирали пошлины, закупали товары для государства и доставляли их в указанные места. Они назначались таможенными и кабацкими головами. Но если такой гость не мог собрать необходимую сумму пошлин или выполнить казенный подряд, наказание было суровым. Упомя­нутый выше Светешников умер в тюрьме.

Поскольку гости имели связи за границей, владели иност­ранными языками, их нередко использовали в качестве дипло­матов. Граница между высшим слоем купечества и боярами была размытой. Гости нередко становились дьяками, т. е. возглавля­ли приказы. Дьяками, например, были гости Панкратьев, 'Ива­нов, Сырков, Тараком. Гость Босый ведал монетным двором. Наконец, вспомним Козьму Минина, который действовал вмес­те с князем Пожарским.

За это они имели право владеть поместьями с крепостны­ми. Поместьями владели дворяне и гости. Дворяне — за воен­ную службу, гости — за службу в финансовом ведомстве. Под­московные села Ховрино, Софрино, Тропарево до сих пор со­храняют в своих названиях фамилии купцов — их первых вла­дельцев.

Но вернемся к частной торговле. В перечне наиболее круп­ных торговых предпринимателей следует снова назвать Морозо­ва, Строгановых, Светешникова, которые сочетали торговлю с промышленным производством.

Среди других крупнейших купцов отметим новгородцев Кошкиных, которые торговали с Западной Европой; черносош­ных крестьян Босых, которые XVII в. получили звание гостей; Федотовых-Гусельниковых, которые тоже были из крестьян, и даже получив звание гостей, продолжали жить в родной де­ревне и называли себя "пашенными крестьянами".

Но операции крупнейших торговых предпринимателей того времени велись почти исключительно в двух направлениях: в Сибири скупалась пушнина, а через Архангельск и Новгород велась торговля с европейскими купцами. Торговые же связи между городами России для крупнейших купцов играли второ­степенную роль. Это лишний раз свидетельствует, что россий­ский рынок только еще начинал складываться.

Итак, торговля была преимущественно внешней. Но в этой внешней торговле приходилось конкурировать с иностранцами. После того, как Ченслер в поисках "северного прохода" в Ин­дию попал вместо Индии через Белое море в Москву, иност­ранцам было дано право свободно торговать в России. Они мог­ли даже закупать товары без посредничества русских купцов. Но русским купцам торговать у себя в стране они не давали. Когда Антон Лаптев отправился с пушниной в Голландию, его товар там никто не покупал. Он был вынужден ни с чем вер­нуться в Архангельск, и здесь товар у него купили по той цене, которую он просил в Голландии. С таким же бойкотом сталкивались и другие купцы, которые пытались сами выво­дить товар за границу.

Поэтому для русского купечества имел огромное значение Новоторговый устав 1667 г., который ограничивал торговлю ино­странцев и обложил их повышенными пошлинами.