Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Науки / Найдыш В.М. Наука древнейших цивилизаций. Философский анализ.pdf
Скачиваний:
65
Добавлен:
11.12.2020
Размер:
9.78 Mб
Скачать

5.6. От протонауки к науке

175

Тем не менее несомненным достоинством древнекитай­ ской математики является разработка алгебраических методов решения систем линейных уравнений с выявлением единого алгоритма вычисления корней через составление матриц сис­ темы. (Здесь древнекитайские математики добились результа­ тов, которые были получены в Европе лишь в XVII в.) О зарож­ дении алгебраических методов свидетельствует и введение древнекитайскими математиками отрицательных чисел. Та­ ким образом, вычислительно-алгоритмическая математика постепенно насыщалась алгебраическими методами, которые получили дальнейшее развитие в средневековой европейской математической традиции.

О развитии вычислительных методов в геометрии свиде­ тельствует постоянное уточнение числа π. Так, уже в V в. н.э. методом аппроксимации вписанных в круг и описанных мно­ гоугольников число π было определено с точностью до седьмо­ го знака: 3,1415926 < π < 3,1415927; а в качестве подходящих дробей указывались две: 22/7 или 385/пз·

В древнекитайских трактатах по математике после группы однотипных задач излагается обобщенный алгоритм их реше­ ния. Алгоритм содержит либо формулирование правила реше­ ния задач данного типа, либо последовательность действий над конкретными числами. Ни выводов этих правил, ни объясне­ ния действий над числами, ни исходных определений, ни до­ казательств правил и действий трактаты не содержат. Вся древ­ некитайская математика оставалась рецептурной, алгоритми­ ческой. Попыток дедуктивного построения математики в Древнем Китае не обнаружено.

5.6. От протонауки к науке

Таким образом, в цивилизациях Древнего Востока наука как форма систематического накопления до­ казательного и обоснованного объективного знания о мире, его отдельных областях (типах объектов) не сложилась. Пер-

176

Глава 5. Протонаука древневосточных цивилизаций

вичные идеальные объекты, с которыми оперирует прото­ наука и которые замещают вещи и отношения реального ми­ ра, являются прямыми наглядными коррелятами реальных вещей и их связей, отношений. При этом операциональные процедуры мышления являлись прямым продолжением схем практического действия над реальными, материальными предметами. Предметно-действенный исторический тип мышления здесь уже преодолен наглядно-образным, но еще не преобразован им в полной мере, не подчинен ему. Напри­ мер, операции сложения и вычитания строятся еще по моде­ ли практических схем, которые осуществляются при сложе­ нии и вычитании реальных совокупностей предметов, ве­ щей. То же относится и к операциям над геометрическими фигурами. Система таких операциональных процедур слита с основными терминами языка и правилами оперирования с ними. Вторичные идеальные объекты здесь являются резуль­ татом приложения таких операциональных процедур к пер­ вичным идеальным объектам. Здесь операциональная со­ ставляющая мышления еще не способна порождать идеаль­ ные объекты независимо от операндной составляющей, т.е. независимо от непосредственных наглядных коррелятов чувственного образа.

Такой способ познания феноменологичен - он воспроиз­ водит отдельные принадлежащие сфере явления (и данные в схемах практического действия) закономерности объекта, но не способен осваивать субстанциальную сторону бытия. Он обычно даже не догадывается о ее существовании. Миру богов здесь не придается онтологический статус субстанциального основания реальности, тем более статус ее истинности. Нет здесь и мысли о возможности преодоления такой онтологиче­ ской грани усилиями разума, рационально-понятийными средствами.

Для выявления сущностной стороны мира необходим принципиально иной способ познания, позволяющий выхо­ дить за границы сферы явления в сферу сущности, выявлять всеобщие сущностные, субстанциальные основания бытия, которые в конечном счете и определяют содержание выявляе-

5.6. От гтротонауки к науке

177

мых в опыте, в схемах практического действия эмпирических закономерностей. Иначе говоря, субъект должен подняться до теоретического (теория - от древнегреч. θεωρειν - рассмат­ ривать, созерцать, наблюдать) отношения к миру. Такой пе­ реход был осуществлен в древнегреческой, античной цивили­ зации. -

Заслуга создания науки в собственном смысле этого слова принадлежит античной цивилизации.

2 г: НА ПУТИ К АНТИЧНОЙ ί О ЦИВИЛИЗАЦИИ

6.1. Проблема культурных истоков античной цивилизации

Античная цивилизация - величайшее и пре­ краснейшее явление в истории человечества. Сложно переоценить роль и значение античной цивилизации, ее заслуги перед всемирно-исто­ рическим процессом. Созданная древними гре­ ками и древними римлянами цивилизация, про­ существовавшая с VIII в. до н.э. вплоть до паде­ ния Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, была не только непревзойденным культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества по сути во всех сферах человеческого духа. И географиче­ ски, и исторически Древняя Греция выступила в качестве моста между древними культурами Вос­ тока и новыми цивилизациями Европы. Она так­ же стала колыбелью двух близких нам современ­ ных цивилизаций - западной и византийскоправославной (евразийской).

А в одном отношении она явилась универ­ сальной основой, пьедесталом всей последу­ ющей общечеловеческой культуры. Античная культура содержала в себе дух рационализма, вы­ работала убеждение, что мир (и природный, и человеческий) состоит из вещей и процессов, взаимодействующих и изменяющихся по естест­ венным, не зависящим от воли, сознания и жела-

6.1. Проблема культурных истоков античной цивилизации

179

ний человека и богов закономерностям. Именно античная ци­ вилизация окончательно преодолела в своем культурном раз­ витии рубеж, разделявший в сознании человека Хаос и Закон, Хаос и Космос, Миф и Логос, утвердила представление о том, что освоение мира возможно только по его собственным за­ конам.

Расцвет эллинской культуры и формирование античной цивилизации в I тысячелетии до н.э. были подготовлены пред­ шествующим многовековым развитием протогреческих и раннегреческих племен в эпоху бронзы, а во II тысячелетии до н.э. развитием крито-минойской и микенской цивилизаций. Бла­ годаря своим особым географическим, историческим и этно­ культурным условиям древние греки органично впитали в себя достижения азиатских (ассиро-вавилонской, египетской, хетт­ ской, финикийской и др.) и эгейских (крито-минойской, ми­ кенской) цивилизаций седой древности, творчески перерабо­ тали их и подняли на качественно новый, более высокий уро­ вень.

Что известно о древнейших истоках греческой культуры? К сожалению, крайне мало. Пока не сложилось единой непро­ тиворечивой и общепризнанной картины этнокультурного ге­ незиса греков. Более или менее определенные письменные ис­ точники на греческом языке (таблички из архива кносского дворца на Кипре) относятся лишь к концу XV — началу XIV в. до н.э. Косвенные хеттские свидетельства о древнейших грече­ ских племенах и их государстве Аххиява также датируются лишь серединой II тысячелетия до н.э. История греческой культуры более раннего времени (III — первой половины II тыс. до н.э.) воссоздается по отрывочным, неполным и про­ тиворечиво интерпретируемым данным археологии, сравни­ тельно-исторического языкознания, индоевропеистики. Твер­ до установленных положений здесь немного.

Среди них следующие. Во-первых, греческий язык при­ надлежит к индоевропейским языкам, а значит, наиболее глу­ бокие корни древнегреческой культуры уходят в духовный мир представителей индоевропейской культурно-исторической общности. Во-вторых, греки, по-видимому, все-таки не

180

Глава 6. На пути к античной цивилизации

были автохтонным населением нынешней Греции1. Древне­ греческие племена несколькими волнами пришли и осели на территории современной Греции в результате длительного пе­ реселенческого движения, «великого переселения» индоевро­ пейских племен. В-третьих, развитие древнегреческой куль­ туры теснейшим образом переплеталось с культурами других (индоевропейских и неиндоевропейских) этносов.

Современная наука пока не располагает твердыми, оконча­ тельными данными о расселении различных племен в Эгей­ ском бассейне эпохи неолита и бронзового века. Можно гово­ рить лишь об общей схеме этого многогранного процесса. Вы­ рисовывается следующая картина этнокультурных процессов.

Автохтонное население Эгеиды было представлено различ­ ными этносами, имевшими родственные связи с неиндоевро­ пейскими малоазийскими народами. Лингвистический анализ древних топонимов Эгеиды позволяет вполне определенно ут­ верждать, что самый древний языковой пласт юга Балканского полуострова и Эгейских островов, включая Крит, был неиндо­ европейским, иногда его называют эгейским2. Первые индоев­ ропейские племена (хетто-лувийские, протофракийские, протогреческие и др.) начали осваивать территорию Греции, воз­ можно, даже в конце IV — начале III тысячелетия до н.э., частично смешиваясь с неиндоевропейскими этносами, час­ тично ассимилируя их. Известные нам неиндоевропейские ав­ тохтоны Анатолии — это хурриты, каски и хатты. Индоевро­ пейцы (хетто-лувийцы), по-видимому, сначала инфильтриро­ вались в среду неиндоевропейского населения. В результате имело место сближение и взаимодействие индоевропейских и неиндоевропейских этнокультур, мифологий (хаттско-хетт- ское двуязычие, сближение имен мифологических богов, а также многих понятий — «лев», «железо» и др.).

В первой половине III тысячелетия до н.э. в Эгеиде неолит сменяется веком бронзы. Бронзовая металлургия вместе с вол-

1 Другая точка зрения по данному вопросу см.: Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. СПб., 1999. С. 22-23.

2 См.: Гиндин Л.А. Язык древнейшего населения юга Балканского полуострова. М., 1967.

6.1. Проблема культурных истоков античной цивилизации

181

нами мигрантов постепенно проникает с Востока (Месопота­ мии, Кавказа, Египта, Малой Азии). В отличие от культур Древнего Востока, которые возникли на основе орошаемого и ирригационного земледелия в речных долинах с плодородной почвой, развитие народов Эгейского бассейна и Балканского полуострова определялось совершенно иными природными условиями.

Каменистая, трудная для обработки и возделывания почва, горная территория, многочисленные горные хребты, наличие лишь изолированных пригодных для земледелия долин, разви­ тая береговая линия — все это определяло особенности эко­ номического и общественного развития древнейших культур Средиземноморья. Образу жизни народов Средиземноморья была свойственна ориентированность на море, морские про­ дукты питания, морскую торговлю, морские контакты с други­ ми народами, политику колонизации. Увеличение массы из­ быточного продукта, отделение ремесла от сельскохозяйствен­ ного производства создало благоприятные условия для развития торговли и мореплавания, являвшегося эффектив­ ным средством межобщинного и межплеменного обмена.

Первые ростки цивилизаций в этом регионе сложились на малопригодных для земледелия Кикладских островах в середи­ не III тысячелетия до н.э. (расцвет 2500—2200 до н.э.). Это — ранний бронзовый век. Применение бронзовых орудий приве­ ло к значительному повышению производительности труда в сельском хозяйстве, ремесленном производстве, развитию су­ достроения, мореходного дела, торговли (обеспечивавшей по­ лучение недостающего продовольствия с материка), добычи природных ископаемых, прежде всего мрамора (Парос, На­ ксос), обсидиана. Кикладские купцы снабжали обсидианом не только страны Востока, но и далекого Запада, вплоть до Балеарских островов и Иберии. При этом значительную роль про­ должало играть сельское хозяйство.

На новой производственной основе развивались специали­ зированные формы художественного ремесла — ювелирное, производство монохромной керамики, изготовление сосудов из камня с цветным процарапанным орнаментом, мраморных

182

Глава 6. На пути к античной цивилизации

статуэток богинь (Богини Матери), музыкантов и др. Это пер­ вые греческие каменные скульптуры. Они еще весьма схема­ тичны и условны, часто непропорциональны, с большой, явно утрированной, плоской и почти без черт головой, прижатыми к груди руками. Этот схематизм не является следствием неуме­ ния древних мастеров работать с камнем. Он ярко и последова­ тельно выражен и вполне стилистичен. Просто художника не интересует достоверность изображения, он не стремится выра­ зить конкретно-чувственный облик человека1. У него другие цели: он ищет способ выражения генерализованного (а зна­ чит — абстрактного и схематического) мифологического об­ раза «возрождения жизни». Он пока еще может мыслить толь­ ко обобщенными, схематизированными и застывшими в своем содержании представлениями (вторичными образами). Опе­ рациональные процедуры с образами ему еще не даются. Абст­ ракции здесь впаяны в образы и вычленяются лишь в единстве

с их содержанием. Когнитивными средствами для свободного оперирования образами художник не обладает. Сознание этой эпохи таких средств еще не выработало.

Культура Кикладских островов оказала значительное влия­ ние на культуру материковой Греции и Крита бронзового века. В материковой части Эллады в условиях географической изо­ лированности, господства натурального хозяйства родовой строй был более прочен. Сильные традиции общинного са­ моуправления препятствовали развитию имущественного и социального неравенства, перерастанию власти племенного вождя в институт наследственной монархии. Хотя и здесь про­ являлась неравномерность перехода от родового строя к ран­ неклассовому в различных областях. В плодородных примор­ ских районах этот процесс шел гораздо быстрее, чем вдали от побережья. Механизмы военной демократии постепенно заме­ нялись властью царьков, которые нередко одновременно вы­ полняли и сакральные функции. Так, археологические раскоп­ ки в Арголиде (Лерна) показывают, что еще в XXII в. до н.э.

1 См.: Art and Culture of the Cyclades. Karlsruhe, 1977; Doumas Chr. Cycladic Art. Houston, 1981.

6.1. Проблема культурных истоков античной цивилизации

183

здесь завершился процесс становления монархического госу­ дарства, в котором царь выполнял и религиозные функции, хранил священный очаг и др. Но в XXII-XXI вв. материковая Эллада в очередной раз пережила волну переселений племен и народов, а вместе с ней и вооруженные конфликты, войны, разрушения, смену этносов и культур.

Вторая половина III тысячелетия до н.э. — период интен­ сивных перемещений и военных столкновений. Появив­ шиеся в конце III тысячелетия до н.э. (около 2200) в Эгеиде протогреческие племена уже застали здесь как неиндоевро­ пейские автохтонные культуры, так и негреческие индоевро­ пейские племена (пеласгов, лелегов, карийцев, лувийцев, ликийцев и др.), о чем свидетельствуют богатая письменная древнегреческая традиция и анализ древнегреческого языка1. Неиндоевропейский лексический пласт, несомненно, при­ сутствует в древнегреческом языке. О древности греческого переселения в Эгеиду могут свидетельствовать тексты линей­ ного письма В, из которых следует, что уже в XV в. до н.э. насе­ ление материковой Греции было по преимуществу греческим, говорило на греческом языке, пользовалось греческими лич­ ными именами.

Таким образом, исторический период и масштаб становле­ ния древнегреческой культуры, взаимодействия мира древне­ греческой этнокультуры с мирами других индоевропейских и неиндоевропейских культур были, по-видимому, гораздо большими, чем было принято в теории возникновения антич­ ной цивилизации, связывавшей этот процесс исключительно с приходом дорийцев, которые в течение двух-трех столетий буквально «с нуля» создали новую цивилизацию. Становление древнегреческой народности и ее этнокультуры происходило в теснейших, многообразных и нередко весьма длительных кон­ тактах и взаимовлияниях с культурами других индоевропей­ ских и неиндоевропейских народов, этносов. Греки сумели впитать в себя опыт, накопленный древними этносами Восто-

1 Есть мнение, что пеласгам предшествовал еще более древний индоевропей­ ский пласт - хетто-лувийские языки (Гиндин Л.А. Язык древнейшего населения юга Балканского полуострова. М., 1967).