Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
LEKTsII_PO_ISTORII_TAMBOVSKOGO_REGIONA.doc
Скачиваний:
97
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
200.19 Кб
Скачать

Тема 4. Тамбовская губерния в первой четверти хх вв.

1. Экономическое развитие России в начале ХХ в. Первая российская революция Тамбовская губерния к началу ХХ в. оставалась явно аграрной. Свы­ше 90% населения проживало в селе. Численность крестьян быстро увели­чивалась. В связи с этим росла нехватка земли, которая, как уже отме­чалось, стала очень заметной в 90-е годы Х1Х в. В предреволюционный период население губернии выросло еще на 1 млн. чел. и малоземелье крестьян породило чрезвычайную напряженность в деревне. Из предыдущих тем можно вспомнить также то, в пореформенные годы тамбовские кресть­яне пустили в оборот почти всю удобную для пашни землю. Из-за нехватки земли сокращались пары и началось истощение чернозема. В итоге снизи­лись урожаи хлебов, стало меньше кормов для скота, количество его уменьшилось. Это вело к обнищанию многих крестьянских хозяйств.

Крестьяне разными способами пытались преодолеть житейские тяготы. Одни брали землю в аренду у помещиков и крестьян-односельчан. Но это дорого стоило. Другие переселялись на свободные земли /на Дон и Ку­бань, в Сибирь и на Дальний Восток/. Однако было боязно ехать в незна­комые края, да и община отпускала не всех своих членов, не желая пла­тить за них налоги.

Большинство крестьян искало дополнительные заработки на месте или временные вдали от дома. Развивалась крестьянская торговля. Тамбовские крестьяне продавали рожь, овес, крупы, специально на продажу выращива­ли лошадей. Особенно много вывозилось из Тамбовщины птицы и яиц. Нема­ло крестьян подрабатывало перевозкой продукции из помещичьих усадеб на ярмарки и городские базары. Часть "мужиков" летом уходила на несколько недель на заработки в южные губернии России, где урожай созревал рань­ше. Распространенным видом крестьянской подработки была перегонка ско­та, который скупали на юге страны тамбовские купцы. В губернии разви­вались кустарные промыслы в деревнях /особенно овчинный, кожевенный, деревообделочный/.Некоторые деревенские жители, не бросая крестьянско­го труда, подрабатывали на близких железных дорогах, сахарных и вино­куренных заводах, уходили на зиму на шахты Донбасса.

К началу ХХ в. многие тамбовские помещики разорились, но не про­давали землю крестьянам, а закладывали ее в банки. Царское правитель­ство давало помещикам деньги в долг, а эти долги постоянно списыва­ло.Все это шло за счет крестьян, которые были главными платильщиками налогов. Они понимали, что помещики по-прежнему оставались паразитами. Возмущение крестьян нередко превращалось в злобу, они часто подпускали барам "красного петуха". Но крестьяне видели и образцовые помещичьи хозяйства, в которых можно было научиться правильно обрабатывать зем­лю, купить хорошие семена, породистый скот, подработать на свекольных полях, выгодно арендовать землю. И все-таки с начала ХХ в. главной целью тамбовского крестьянства стало получение земель помещиков.

В первые годы нашего столетия продолжала развиваться тамбовская промышленность. Наиболее крупными предприятия были суконные фабрики Асеевых в Рассказове и Моршанске, пороховой завод под Тамбовом, сахар­ные заводы князей Долгоруких и графов Толстых, мельница купца Егорова в Тамбове и др. В губернии перемалывался в муку 1 млн. тонн зерна. Тамбовщина занимала одно из первых мест в России по производству ма­хорки. Фабрики Асеевых были главными поставщиками сукна для российской армии.

Жизнь рабочих была тяжелой. Иногда рабочий день доходил до 18 ча­сов. Заработная плата на заводах губернии составляла в среднем 100 руб. в год. Это было в 3 раза меньше прожиточного минимума. Поэтому большинство рабочих сохраняло хозяйство в деревне, чтобы кормить свою семью. Заработанные на заводах деньги они тратили на другие цели /аренда земли, покупка скота, уплата налогов/.

Немногочисленные промышленные и железнодорожные рабочие бастовали ред­ко и выставляли в основном экономические требования. Рабочих кружков в Тамбовской губернии было мало. Крупным социал-демократом являлся толь­ко В.Н.Подбельский, будущий член большевистского руководства, народный комиссар почт и телеграфов советского правительства в 1918 - 1920 гг. В период первой революции наиболее активными были учащиеся средних учебных заведений Тамбова и других городов губернии, которые на митин­гах, собраниях, иногда в форме забастовок требовали политических сво­бод.

С лета 1905 г. поднялось крестьянское движение. Осенью бунты ох­ватили всю губернию. Дворяне с ужасом покидали имения, говоря о "новой пугачевщине". Особо следует сказать о том, что в начале ХХ в. в ка­честве защитницы крестьян выступила крупная тамбовская организация эсеров. Ее члены призывали крестьян не платить налогов, бастовать за снижение арендной платы, а некоторые считали возможным защищать крестьян, убивая ненавистных местных чиновников. Известность во всей России получили теракты Катина и Кузнецова /убийство в Тамбове ви­це-губернатора Богдановича в 1905 г./ и Спиридоновой / убийство в Бо­рисоглебске помощника губернатора Луженовского в 1906 г./.

Власти жестоко подавили крестьянское движение, революционные выс­тупления учащихся. Но и само население стало понимать, что революция несет больше разрушений, чем улучшения жизни. С 1906 г. большие надежды стали возлагаться на деятельность Государственной Думы и другие нена­сильственные формы преобразований в стране.

2. Первая мировая война и революционные события 1917 г. в Тамбовской губернии. Три года мировой войны заметно сказались и на Тамбовской губер­нии. В армию было взято свыше 300 тыс. "мужиков" / так много никогда не призывали из губернии/ и рабочих рук в селе не хватало. Уровень с.х. производства держался за счет более напряженного труда оставшихся мужчин, а также женщин, стариков, детей. Выросли налоги крестьян, пла­та за аренду земли.

Война сказалась и на городском населении: выросли цены на продук­ты, появились сверхурочные работы у многих служащих и рабочих, немало зданий, в т.ч. и жилых, заняли тысячи беженцев и воинские лазареты. Почти все население было недовольно бездарным руководством воюющей страной царским правительством. Росло озлобление к наживающимся за счет трудностей военного времени торговцами, в городах стали распрост­раняться призывы к погромам частных торговых заведений.

3 марта 1917 г. под влиянием новостей о революции в столице в Тамбове прошел огромный митинг горожан и солдат. Его участники разору­жали и арестовывали полицейских и жандармов, освободили политзаключен­ных. В некоторых городах губернии солдаты избивали ненавистных офице­ров. Представители местных "верхов" общества образовали губернский, городские и уездные общественные исполнительные комитеты, которые прежде всего стремились остановить дальнейшее углубление революции, не допустить передела собственности. Поэтому первым делом эти комитеты стали создавать милицию для борьбы с грабежами и революционными выс­туплениями. Губернским комиссаром Временного правительства был назна­чен крупный тамбовский помещик, известный местный земско-либеральный деятель Ю.В.Давыдов. Большинство руководящих должностей в губернии за­няли эсеры /К.Н.Шатов, М.К.Вольский и др./. Рабочие и солдаты в марте 1917 г. начали создавать Советы, но их влияние было незначительным.

Аграрный характер губернии вызвал неизбежное обострение в ней после падения царизма борьбы за решение земельного вопроса.

С весны 1917 г. начинается крестьянское движение с целью захвата помещичьих и государственных земель. До осени погромное движение в тамбовской деревне сдерживали крестьянские земельные комитеты, которые были за мирный путь передачи земли крестьянам. В этом их поддерживали эсеровские власти. Однако осенью нетерпение крестьян вырвалось наружу, были разгромлены и разворованы сотни помещичьих хозяйств по всей гу­бернии, но более всего в Козловском уезде. Эсеры, приняв Распоряжение N 3 о передачи усадеб помещиков под контроль земельных комитетов /фак­тически в руки крестьян/, сбили накал погромного движение в деревне. И все же в некоторые места для усмирения крестьян посылались воинские команды. Помещики в страхе покидали имения и по существу еще до Декре­та о земле их владения перешли к тамбовским крестьянам.

В городах губернии до осени 1917 г. было спокойно. Бунтовали только солдаты, не желавшие отправляться на фронт. Городские "обывате­ли" боялись революции, потери своей мелкой собственности. Но при слу­чаи они были не против поживиться за счет богачей. Поэтому в сентябре в Тамбове, а в последующие месяцы в Борисоглебске, Кирсанове, Моршанс­ке часть горожан поддержала погромы солдатами магазинов, базарных мест, винных запасов. Другая часть горожан была напугана погромами и стала создавать отряды самозащиты.

Немногочисленные и распыленные по мелким предприятиям промышлен­ные рабочие губернии были мало заметны в политических событиях 1917 г. Высокую революционную активность проявляли только рабочие порохового завода под Тамбовом /современный Котовск/, которые съехались или были мобилизованы из разных районов России и в отличии от местных рабочих не имели никакой собственности. Часть из них составляли высланные из промышленных городов рабочие-революционеры.

3. Установление советской власти на местах. Гражданская война на Тамбовщине. В Тамбовской губернии в октябре 1917 г. имелось мало активных большевиков, даже их лидеры Б.Васильев и М.Чичканов выступали против быстрого и насильственного установления Советской власти. Ее утвержде­ние шло больше под влиянием общероссийских событий, при активном на­саждении сверху, из Петрограда. С этой целью в Тамбов дважды приезжал один из лидеров большевиков Я.М.Свердлов. Решение о назначении

М.Д.Чичканова губернским комиссаром Советского правительства в январе 1918 г. было принято народным комиссариатом внутренних дел и фактичес­ки не повлияло на политическую ситуацию на Тамбовщине. Во многом фор­мальным являлось и постановление Тамбовского совета в середине января о провозглашении в губернском городе Советской власти. Важную роль в установлении власти Советов в губернии сыграла группа левых эсеров во главе с С.А.Евфорицким, которая была направлена сюда М.А.Спиридоновой. Именно Евфорицкий организовал в самом конце января 1918 г. разоружение силами отряда Красной Гвардии из солдат тамбовского гарнизона и рабо­чих Тамбова и пригородного порохового завода отряда "ударников" /в не­го входили демобилизованные офицеры, гимназисты, другие учащиеся/, ко­торый поддерживал местных правых эсеров.

Приезжие левые эсеры в начале марта созвали губернский съезд сове­тов, который провозгласил установление Советской власти на территории всей Тамбовщины. В некоторых городах губернии /Елатьма, Темников/ и особенно в сельской местности процесс реального установления власти советов растянулся еще на 1 - 2 месяца.

Придя к власти, большевики и левые эсеры сразу повели жесткую по­литику. Весной 1918 г. они дважды отменяли результаты невыгодных для них выборов в Тамбовский горсовет и в итоге закрыли его, объявив "дик­татуру левых партий". Диктаторская политика проявилась в постоянных обысках квартир горожан, конфискациях имущества и контрибуциях с зажи­точной части населения. Главная опора новой власти "красные" отряды из не пошедших домой солдат старой армии и военнопленных /чехов, поляков, венгров/ занималась грабежами, пьянством, стрельбой на улицах. Все это быстро вызвало недовольство многих городских жителей. К нему добавился протест крестьян против произвола в деревне первых продотрядов и осо­бенно против мобилизации в Красную Армию на непонятную гражданскую войну. Поэтому уже летом 1918 г. в Тамбове, Козлове, Кирсанове, Бори­соглебске, других городах и некоторых селах прошли массовые антисо­ветские восстания, которые стали первыми вспышками гражданской войны на территории нашего края.

Особенно крупным было восстание в Тамбове 17 - 19 июня 1918 г., которое начали крестьяне-призывники Тамбовского уезда. Этим выступле­ние воспользовались правые эсеры и другие противники "диктатуры проле­тариата", которые организовали повстанческий штаб во главе с А.Т.Качо­ровским и восстановили полномочия тамбовской городской думы, избранной летом 1917 г. /в ней преобладали правые эсеры, председатель думы К.Н.Шатов/. Правоэсеровские власти сразу же совершили большую полити­ческую ошибку, отпустив по домам мобилизованных крестьян-зачинщиков восстания. Из горожан им не удалось создать массовую вооруженную опо­ру. А бывшие офицеры, ставшие наиболее активной частью повстанцев, вы­разили недовольство нерешительностью правых эсеров и особенно пустыми длительными и безрезультатными разговорами в городской думе и на вто­рой день восстания отстранили их от власти, добились назначения комен­дантом города генерала Богдановича. К утру 19 июня власть повстанцев была свергнута разрозненными, но достаточно решительными действиями "красных" отрядов солдат, среди которых было немало латышей, поляков, бывших пленных чехов, словаков, венгров, не имевших возможности вер­нуться на родину и сделавших выбор в пользу Советской власти. После этого произошла жесткая, главным образом бессудная, расправа над участниками тамбовского мятежа. По некоторым данным, "красными" воинс­кими частями и местными советскими властями было убито около 300 чел.

"Тихие мещане" после этого прекратили сопротивление " диктатуре пролетариата" и стали приспосабливаться к новой жизни /поступать на выгодные должности в советский аппарат, заниматься "мешочничеством", торговать на "черном рынке", подворовывать казенное имущество и т.д./.

Крупные боевые действия почти не затрагивали территорию Тамбовщи­ны. Только в конце 1918 г. Борисоглебск был на несколько дней захвачен "белоказаками" Краснова и в августе 1919 г. по губернии прошел весьма разрушительный рейд деникинских отрядов генералов Мамантова и Шкуро.

Наибольшие тяжести в годы гражданской войны легли на плечи там­бовских крестьян. Из всех плодородных районов России наша губерния бы­ла почти единственной, которая в 1918-1920 годах всегда находилась под контролем Советской власти. Поэтому из нее нещадно выкачивались средс­тва для ведения гражданской войны. Особенно тяжелой была для крестьян продразверстка. В 1920 г. во многих губерниях был неурожай, а на Там­бовщине только недород и власти посчитали возможным получить побольше хлеба отсюда. Политика продорганов довела до того, что осенью 1920 г. во многих крестьянских дворах было так мало зерна, что они едва корми­ли себя, не имели скотины и даже кур. К 1921 г. в губернии половина лошадей была забрана на армейские и другие нужды. Около 250 тыс. жите­лей, в основном сельских, было призвано в Красную Армию .

Тяжелая жизнь породила отчаяние крестьян. С 1918 г. они постоянно поднимали восстания против Советской власти. Наиболее крупное из них началось летом 1920 г. По имени предводителя А.С.Антонова оно получило название "антоновщины". Этот человек и его помощники с молодости счи­тали себя защитниками крестьян, готовы были бороться за освобождение крестьянства от всякого гнета любыми способами. Почти год две повстан­ческие армии в несколько десятков тысяч крестьян вели жестокую борьбу с органами власти и отдельными советскими работниками, "красными" войсками, численность которых постоянно пополнялась и насчитывала свы­ше 100 тыс.чел. Тамбовское восстание было жестоко подавлено. Оно стало трагедией крестьянства, представители которого преобладали и среди повстанцев, и в Красной Армии. В итоге восстания и борьбы с ним погиб­ли десятки тысяч людей, были сожжены и разорены многие тамбовские се­ла, огромное число бывших повстанцев и их родственников сосланы на Се­вер, посажены в концлагеря и тюрьмы. И все-таки власти пошли на неко­торые уступки, отменив в Тамбовской губернии раньше, чем по стране продразверстку.

4. Власть, экономика, общество, культура в 1920-е годы В этот период неоднократно производились изменения границ Там­бовской губернии. Возможно, это было связано с опасениями центральных властей повторения "антоновщины" и как следствием желанием ослабить так сказать потенциал многочисленного тамбовского крестьянства. В ито­ге площадь губернии сократилась вдвое. Бывшие тамбовские земли отошли к соседним Воронежской и Рязанской губерниям, позднее к современным Липецкой области и Мордовской Республике. С 1928 г. Тамбовщина входила в состав очень большой Центрально-Черноземной области с центром в Во­ронеже и только с 1937 г. вновь стала самостоятельной.

С весны 1921 г., после отмены продразверстки, начался медленный, но неуклонный подъем экономики Тамбовской губернии. Восстановление уровня народного хозяйства 1913 г. в основном завершилось к 1927 г. К этому времени посевная площадь и количество крупного рогатого скота превзошли показатели 1917 г., число безлошадных хозяйств впервые за многие годы стало составлять меньше половины. В тамбовской деревне ус­пешно шло добровольное объединение крестьян в различные кооперативы. В 1927 г. около 20% крестьянских хозяйств входило в потребительскую коопе­рацию, более пятой части объединилось в производственные кооперативы.

Промышленность края в 20-е годы восстанавливалась медленно. В 1927 г. она достигла только половины довоенного уровня. К концу 20-х с началом индустриализации в области стали появляться крупные современ­ные промышленные предприятия. Наиболее заметным среди них стал там­бовский завод "Ревтруд", который производил электромоторы, турбогене­раторы, другую сложную технику. Многократно выросло число ремонтируе­мых вагонов на ТВРЗ. Арженская суконная фабрика за годы первой пяти­летки увеличила производство товаров более чем в 5 раз.

Сложно в Тамбовской губернии шла борьба с неграмотностью. Несмот­ря на все усилия, даже в конце 20-х годов школ в селах было меньше, чем до революции, половина детей не училась грамоте. Но к концу 30-х годов, по официальным, хотя и преувеличенным, но впечатляющим данным, грамотность населения области составила 97%, число учащихся почти ут­роилось, появились техникумы, средние специальные училища, педагоги­ческий и плодоовощной институты.

С Тамбовским краем этого периода связаны имена многих видных дея­телей советской науки и культуры. Продолжал свою деятельность И.В.Ми­чурин. По решению правительства на основе его питомника в Мичуринске были созданы научно-исследовательский институт плодоводства и Цент­ральная генетическая лаборатория, которые приобрели всесоюзную извест­ность.

В Тамбове начинали свою литературную деятельность поэт М.Слободс­кой, писатель П.Слетов, журналист С.Евгенов.

В 1925 г. в Тамбове было основано отделение Ассоциации художников революционной России. Здесь начинался творческий путь известных мест­ных живописцев В.П.Белоцветова и Н.А.Отнякина. В первые послереволюци­онные годы на своей родине в Козлове некоторое время жил и работал бу­дущий президент советской Академии художеств, официальный портретист сталинской эпохи А.М.Герасимов.

В Тамбове и области жили и работали композиторы Д.С.Васильев-Буг­лай /автор многих советских песен/, И.И.Дзержинский /автор опер "Тихий Дон" и "Поднятая целина"/, военные дирижеры И.А.Шатров и В.И.Агапкин.

В 1921 г. в здании бывшего Дворянского собрания в Тамбове открыл­ся драматический театр. Наиболее известным актером 20-х годов был бу­дущий Народный артист СССР В.В.Ванин. Во время частных гастролей на сцене театра выступали актер В.И.Качалов, певцы Л.В.Собинов и А.В.Неж­данова.

Популярны в Тамбове и области были концерты преподавателей музы­кального училища С.М.Старикова и М.Н.Реентович.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]