Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kursovaya_rabota.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
1.05 Mб
Скачать

2.3. Особенности отношения молодежи г. Тамбова к массовым акциям протеста к.2011-2012 гг. (на материале Интернет-опроса молодежи г. Тамбова).

Примечание: эмпирическая база, на основе которой создаются практические выводы, представляет собой результат авторского исследования молодежи города Тамбова и Тамбовской области. Эмпирическое исследование проводилось в форме интернет-опраса. Всего в исследование участвовало 100 респондентов, которые являются студентами следующих учебных заведений: ТГУ им Г.Р.Державина – 95%, ТГТУ-5%.

События 2011-2012 гг., а именно митинги протеста, имели, бесспорно, широкий общественный резонанс. Ведущие российские исследовательские организации провели ряд социологических опросов, в ходе которых были выявлены мнения российских граждан по данной проблематике. Но если они проводили свои исследования во всероссийском масштабе, то данная работа основывается на изучении мнения небольшой группы респондентов – тамбовской молодежи. На наш взгляд, будет интересно сравнить некоторые результаты исследовательских работ, которые провели ВЦИОМ и Левада-Центр с результатами моей работы и выявить схожие и различные черты по предложенному вопросу, а так же описать непосредственно мнения молодых тамбовчан по ряду вопросов, которые были отражены в анкете.

Первым поставленным вопросом анкеты был вопрос о проявлении интереса к политике. В ходе исследования было выявлено, что подавляющее большинство (84%) тамбовской молодежи не равнодушно к происходящим политическим событиям. Так, 44% респондентов обращают внимание на резонансные события (56% по данным Левада-Центра105), 40% заявили о своем повышенном интересе к политике, и здесь намечается кардинальное различия по сравнению с результатами Левада-Центра. По данным исследовательской организации всего 20% респондентов отметили повышенный интерес к политике, что ровно на половину меньше результата моего исследования. Относительно небольшое количество тамбовчан и россиян обращают внимание на политические события, которые их непосредственно касаются (12% и 19%106) Данные авторского и всероссийского исследования несомненно отличаются, однако нельзя не отметить, что российских граждан и молодежь Тамбова можно охарактеризовать как неравнодушные к политике, а в большинстве своем и как политически активные слои (см.рис.1 приложения).

Вторым вопросом анкеты являлся вопрос поддержки действий правящей партии. Так, для абсолютного большинства респондентов приемлемы лишь некоторые решения правящей партии (44%). Практически четверть респондентов заявили, что их не удовлетворяют лишь отдельные действия и в целом они довольны сложившейся ситуацией (24%). 12% тамбовской молодежи считают действия властей полностью не приемлемыми и такое же количество приходится на апатичных жителей Тамбова. Совсем не большое количество полностью поддерживают решения исходящие из управленческого центра (4%)(см.рис.2 приложения).

Таким образом, в целом можно сказать, что в большинстве своем действия партии власти не находят отклик у тамбовской молодежи и основная часть опрошенных относится к ней с нескрываемым скептицизмом. На наш взгляд, подобная ситуация сложилась из-за нестабильности экономической обстановки в регионе, которая связана прежде всего проблемами поиска работы молодым населением Тамбова, высокой степенью социальной незащищенности и другими проблемами, которые процветают не только в нашей области, но и в других регионах страны, т.е. имеется ввиду превалирование экономических проблем в сознании молодой части граждан области.

В след за вышеуказанными данными следует привести результаты видения дальнейшей приемлемой политической ситуации для молодежи Тамбова. Так на вопрос, о смене доминирующей роли партии «Единая Россия», положительный ответ дало подавляющее число респондентов (68%), отрицательный ответ последовал лишь от четверти опрошенных (24%) (см.рис.3 приложения).

Как показал вышеизложенный результат, тамбовская молодежь весьма скептически относится к правящей партии, и, следовательно, к правящему аппарату в целом. Тогда совершенно логично задаться вопросом: а какую силу можно рассматривать в качестве антипода действующей власти? С этой целью, в анкету включены несколько вопросов о внесистемной оппозиции. Первым стоял – отношение к внепарламентским силам. По данным опроса больше половины респондентов относятся к ней положительно и считают ее вполне жизнеспособной в существующих реалиях. Так, практически 1/3 опрошенных воспринимают ее в позитивном ключе, как альтернативную силу, формирующую истоки демократизма в России (28%). 1/4 опрошенных также воспринимают оппозицию положительно, однако отмечают, что в большинстве своем она является «детищем» Западных стран (24%). Весьма высок процент среди тамбовской молодежи скептически относящихся к внепарламентской оппозиции – 1/5 заявили о своем нейтралитете и считают, что на сегодняшний день нет такой политической силы, которая бы смогла повлиять на сложившуюся ситуацию (20%). Отрицательно относящихся к внесистемной оппозиции примерно 1/5 доли опрошенных (см.рис.4 приложения).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в большинстве своем внепарламентская оппозиция завоевала среди молодого населения Тамбова положительные отзывы, об этом говорит весьма высокий процент поддержки среди респондентов. Это свидетельствует о том, что молодежь в целом видит в оппозиции приемлемую силу, которая способна дать достойный ответ на действия правящей партии и изменить существующую ситуацию.

Стоит отметить, что отношение к внесистемной оппозиции сложилось позитивно-нейтральное. О готовности участия в ее мероприятиях упомянуло 1/3 доля респондентов (28%). Подавляющее большинство опрошенных отметили, что не стали бы участвовать в подобных акциях (60%) и 12% не определились со своим ответом (см.рис.5 приложения). По данным Левада-Центра о готовности принять участие в мероприятиях внесистемной оппозиции заявили 17% опрошенных107, что говорит, как в прочем и результат авторского исследования, об относительно высоком проценте поддержки среди населения альтернативных сил. Однако, при условии, нарушения каких-либо прав процентное соотношение готовых участвовать в подобных мероприятиях увеличивается в полтора раза. Доля сочувствующих составила примерно треть опрошенных, лишь 12% заявили о своей неготовности участия в них (см.рис.6 приложения). Для полноты картины, на наш взгляд, следует привести данные опроса Левада-Центра и проследить, как трансформировалось мнение граждан за период от января 2008 г. по январь 2012г. В целом, можно сказать, что готовность граждан участвовать в мероприятиях внесистемной оппозиции при соблюдении условия, что будут нарушаться права, за указанные периоды колебалась в области около 20%, что говорит о довольно неплохой политической активности среди населения. Однако, стоит отметить, что процент участия постепенно убывает. Так, наиболее высокий показатель наблюдался - в январе 2010 – 20%, самый низкий - в январе 2012 г. – 14%. О своей неготовности участия в подобных акциях за период с 2008 по 2012 гг. в среднем заявили 74% опрошенных. Причем, самый высокий показатель наблюдался в январе 2012г, а самый низкий – в январе 2008 г. (см.рис.7 приложения)108.

Отношение к массовым акциям протеста, начавшимся в декабре 2011 года, в большинстве своем сложилось положительное. Их поддерживает 32% опрошенных (см.рис8 приложения), однако по данным Левада-Центра по всей России доля положительно воспринимающих митинги составляет примерно 9%. Доля не определившихся составляет примерно 60%, по 30% тяготеющих как к положительному, так и к отрицательному ответу. Причем в первом случае ситуация не столь оптимистичная, так как происходит постепенное снижение положительно настроенных граждан, если в 2011 их было 32%, то в декабре 2012 – 28% (см.рис.9 приложения), а во втором случае наблюдается прямо противоположная картина – увеличение с 26% до 30% (см.рис.9 приложения)109. По данным авторского исследования процент не определившихся со своим отношением так же высок, причем, к положительной оценке склоняется 40% опрошенных, в отрицательную – 12%. (см.рис.8 приложения), что вполне ощутимо отличается от данных всероссийского исследования.

Негативно воспринимают митинги, по данным авторского исследования, 12% (см.рис.8 приложения), по данным всероссийского опроса в среднем – 14%, причем если в июне 2012 г., доля негативно воспринимающих митинги составляла 12%, то на декабрь 2012 она поднялась до 16%(см.рис.9 приложения)110. Если привести данные ВЦИОМ, то россияне, которые информированы о митингах, к акциям оппозиции относятся как правило с безразличием, однако у многих они вызывают возмущение (19%) и тревогу (18%). 10% признаются, что эти митинги вселяют им надежду, ровно столько же – разочарованы ими. Еще 9% одобряют эти акции, а 3% сообщают, что они придают им уверенность в будущем111.

Если провести параллель между тремя опросами, то можно увидеть, что в большинстве своем они схожи. Так же можно проследить тенденцию к снижению процента положительного отношения к данным акциям, что видно из приведенных ниже данных. Однако не стоит закрывать глаза на то, что митинги протеста по прежнему имеют поддержку как среди молодежи Тамбова, так и граждан России в целом, что говорит в сложившейся ситуации об их эффективности.

Заключительным вопросом анкеты стоял вопрос о возможном участии в акциях протеста, если таковые пройду в населенном пункте респондента. Не определившихся с ответом составляет больше половины опрошенных (56%), причем как к положительному, так и к отрицательному ответу тяготеет равное количество респондентов (по 28%). 32% процента опрошенных категорически заявили, что не примут участия в подобного рода акциях. 12% респондентов готовы принять участие в данных мероприятиях (см.рис.10 приложения).

Таим образом, митинги протеста к.2011-2012 гг. стали безусловно ярким и резонансным событием, которое не смогло оставить равнодушны общественность. Данные исследований свидетельствуют о том, что митинговое движение хотя и снизило обороты и темпы, но не утратило своей актуальности. Процент поддержки данных акций среди молодежи Тамбова относительно высок, что говорит о том факте, что в случае проведения митинговых акций в нашем регионе в недостатке численности участников в них не будет и что жители готовы отстаивать свои права и свое мнение.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что многие молодые тамбовчане, а в след за ними и россияне, видят в них не просто бесполезное время препровождение для участвующих, а силу, способную если не кардинально изменить политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране, то способную взбудоражить общественность, вывести ее из состояния слепого подчинения, и начать диктовать власти свои условия игры.

***

Данная глава была посвящена системной характеристике особенностей митингового движения в современной России за период конца 2011-2012 гг. В ней был представлен качественный анализ организационно-правовых основ проведения митингов. А так же представлено авторское исследование, в ходе которого было выявлено мнение молодежи города Тамбова по вопросу их отношения к проявлению протестной активности российских граждан за выше указанный период.

В ходе исследования было выявлено, что данные протестные акции представляют собой абсолютно новое явление в истории Российской Федерации. Она обладают определенными характеристиками, которые отличают их от митингов, которые проводились в предыдущие годы. В итоге было выявлено, что основными особенностями митингового движения в современный период являются: во-первых, частота и интенсивность протестных акций. Было установлено, что на ноябрь за весь 2012 год в стране состоялось в общей сложности 258 выступлений. В итоге он стал самым протестноактивным в истории Российской Федерации. Показатель интенсивности составил около 23,5 акций в месяц. Во-вторых, это численность участников митингов. В ходе опросов, проведенных ведущими исследовательскими организациями, было установлено, что количество человек, участвующих в описываемых событиях варьируется по разным данным от 30 до 130 тыс. человек. Что так же говорит об уникальности митингового движения. В-третьих, это уровень образования и материального обеспечения участников митингов. По ходу работы было установлено, что качественный состав участников протестных акций изменился по сравнению с предыдущими митингами протеста. В-четвертых, едва ли не впервые на улицу вышли люди, выдвинувшие именно политические проблемы для обсуждения и решения на первый план, а не экономические, как принято в нашей стране. И наконец, в-пятых, стоит отметить особую роль СМИ, в организации акций протеста. Именно за журналистами большинством исследователей и обозревателей была закреплена организационная функция проведения данных митингов, что так же оказалась новинкой.

Массовые акции протеста со всей полнотой проявили основные противоречия, которые назрели в современной России и которые требуют безотлагательного решения. Фальсификации, которые имели место быть на выборах в парламент и которые некоторые обозначили как причину активизации массового протестного активизма послужили лишь поводом для всплеска неудовольствия.

В ходе авторского исследования было установлено, что, не смотря на снижение в последнее время протестной активности среди россиян, внимание к митингам протеста не утихает. Среди тамбовской молодежи довольно высок процент поддержки данных акций, что позволяет говорить, что если подобные мероприятия пройдут в нашем регионе, то без участников они не останутся и найдут своих последователей и сторонников.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]