Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

lazarev_ag_i_dr_osnovy_gradostroitelstva

.pdf
Скачиваний:
63
Добавлен:
29.09.2020
Размер:
8.76 Mб
Скачать

отрасль. Причем как техническая, так и эстетическая стороны гра­ достроительства одинаково динамичны в своем изменении.

В современных условиях уровень государственного регулирова­ ния этого творчества достаточно велик. Основные параметры этого творческого процесса регулируются законодательными правитель­ ственными актами, которые в строительстве называют СНиПами (строительными нормами и правилами), и более современными до­ кументами — территориальными строительными нормами, разраба­ тываемыми в административных регионах. Поскольку градострои­ тельное творчество — это, по сути дела, одна из основных сторон общественно-экономического развития государства, такой уровень регулирования и высочайшее внимание к нему государства не ка­ жутся чрезмерными и излишними. Вопрос здесь может быть лишь в степени объективности государственного регулирования творческо­ го процесса.

Таким образом, можно без преувеличения сказать, что професси­ ональное занятие градостроительным искусством сродни професси­ ональному занятию государственным управлением. Тот из архи­ текторов, кто решил посвятить свою активную жизнь градострои­ тельству, возложил на себя великое бремя ответственности за созда­ ние искусственной среды обитания не только для себя лично и какого-то ограниченного круга лиц, но и для развития государства в целом.

Столь великая ответственность за итоги своего профессиональ­ ного труда требует от архитектора активного освоения как техни­ ческих, так и эстетических законов градостроительного творчества.

Цель настоящего учебного пособия состоит в том, чтобы отме­ тить на рубеже X X и X XI столетий новые тенденции в развитии градостроительства, связанные с изменением идеологической базы в устройстве экономики нашего государства.

ВВЕДЕНИЕ

Процессы стремительной урбанизации территориального простран­ ства Российской Федерации в XX веке составили объективную ст о ­ рону общественно-экономического процесса государственного раз­ вития нашей страны.

Строительство городов и поселков городского типа, а также сель­ ских населенных мест было связано, прежде всего, с экстенсивными тенденциями в развитии социалистической экономики. В условиях жесткой системы планового развития народного хозяйства страны, особенно во второй половине X X века, отечественное градострои­ тельство приобрело характер тоталитарного регулирования как в масштабе общегосударственного планирования системы расселения, так и в отдельных ее фрагментах. Основным стержнем всей общ е­ государственной системы расселения являлся принцип общ егосу­ дарственной собственности как на средства производства и все ф ор­ мы недвижимости, так и на землю.

Эта ситуация в градостроительстве имела как положительные, так и отрицательные последствия.

Одним из положительных факторов следует считать выработку к концу X X века практику комплексного и всестороннего планиро­ вания в развитии систем расселения на всех уровнях, вплоть до разработки генеральных планов всех населенных мест и схем зем ­ лепользования всех административно-территориальных образований.

К положительным факторам следует также отнести разработку на всех уровнях градостроительного проектирования мероприятий по охране окружающей среды и инженерной защите территорий от чрезвычайных ситуаций.

Необходимо также отметить как несомненное достижение градо­ строительной науки и практики XX века выработку единых поня­ тий и правил развития городских и сельских систем расселения с учетом достижений в смежных областях науки. Все это проявилось в разработке двух последних СНиПов, посвященных градостро­ ительному проектированию.

Однако здесь же необходимо подчеркнуть необходимость актив­ ного продолжения работы над этим нормативным документом, так как последние поправки к нему были сделаны в 1994 году, а про­ шедшее время внесло много новых корректировок в экономическую систему государственного развития.

Градостроительная теория на этапе начала XXI века вводит в

свою орбиту все новые и новые знания и научные дисциплины, ока­ зывающие значительное влияние на разработку новой градострои­ тельной концепции государства.

Практика последних лет выявила новые тенденции в развитии городских населенных мест. Это, прежде всего, реструктуризация городских территорий и новые тенденции в реконструкции уже сло­ жившейся городской застройки. Эта новая направленность в градо­ строительной практике потребует корректировки действующих нор­ мативных документов, вплоть до исключения целого ряда положе­ ний действующего СНиПа.

Видимо, должен быть изменен объем и содержание всего пакета градостроительной документации для городского населенного мес­ та. Вместе с тем должны качественно измениться разделы, связан­ ные с художественным образом населенного места, а также эколо­ гический раздел и раздел инженерной защиты городской террито­ рии от чрезвычайных ситуаций.

Безусловно, продолжается значительный рост роли градострои­ тельной теории и практики в современном российском обществе. Научно-технический и социальный прогресс в значительной мере меняет направленность и значение градостроительства. Оно стал­ кивается сегодня с новыми пространствами и временными масшта­ бами территориальных систем, с новой глубиной прогнозирования и совершенно новыми проблемами.

Прежде всего, всем, кто связан с теорией и практикой отече­ ственного градостроительства, следует признать, что основное со­ держание градостроительных нормативов, нацеленных на социали­ зацию общества, ни в коей мере не оправдало себя. Преобладание тенденций на социализацию в развитии городского хозяйства не­ избежно привело города к экономическому хаосу и, фактически, к банкротству.

Следовательно, исключение из действующих градостроительных нормативов всех разделов и положений, связанных с прежней поли­

тикой социализации городского хозяйства, является одной из задач при их пересмотре.

Здесь же необходимо подчеркнуть и основной недостаток в теории и практике градостроительного проектирования минувшего X X века. Этот недостаток заключается в том, что оказались отделенными друг от друга такие понятия, как теория и практика градостроительства и городское хозяйство, управление которым вплоть до начала XXI века считалось несущественным. Именно поэтому в Российской Федерации во второй половине XX века рождались города, неуправляемые с точки зрения современной теории и практики управления. В результате се­ годня, в начале XXI века, многие российские города оказались в кри­ зисном состоянии, так как затраты на содержание их структур оказа­ лись значительно выше их возможных бюджетных поступлений.

Таким образом, объективной задачей современной градостроитель­ ной теории и практики является выработка новых градостроитель­ ных нормативов, которые при их применении приведут к созданию городского хозяйства, экономически состоятельного и способного к саморазвитию.

Не только вопросы реструктуризации городских территорий в ближайшее время станут особым интересом градостроителей, но внимание их будет привлечено и к проблемам реконструкции го­ родской среды, созданной предыдущими поколениями зодчих XIX и X X веков.

Повышается также внимание архитекторов и к сохранению ис­ торической среды российских городов, то есть построек, отнесенных к памятникам истории, культуры и архитектуры федерального и местного значения.

Настоящее учебное пособие является дополнительным материа­ лом для студентов архитектурных вузов и факультетов, специали­ зирующихся по градостроительному проектированию. Оно должно расширить кругозор будущих градостроителей. Несомненно, это из­ дание также представляет интерес и для практикующих инженеров и архитекторов. Впервые в учебном пособии, посвященном пробле­ мам градостроительства, уделяется большое внимание и вопросу управления городским хозяйством. В новых социально-экономи­ ческих условиях это необходимое объединение задач градострои­ тельного проектирования и практического управления городским хозяйством.

В учебном пособии также подробно рассмотрены вопросы строи­ тельства и реконструкции в условиях стесненной городской заст­ ройки, геотехнического сопровождения, сложной реконструкции, го­ родской застройки.

Приведены примеры использования современных компьютерных технологий для расчета системы «возводимое здание — грунтовое основание — существующие здания и сооружения». Большое вни­ мание уделено новым технологиям для решения задач геотехни­ ческого мониторинга городских территорий.

На основе данных геотехнического мониторинга разработаны пра­ вила и нормы эксплуатации жилищного фонда в сложных инже­ нерно-геологических условиях, которые предлагаются вниманию спе­ циалистов.

Издание, подготовленное кафедрами «Архитектуры и градостро­ ительства» и «Городского строительства и хозяйства» Ростовского государственного строительного университета, предполагает допол­ нить информацию классических учебников по градостроительному проектированию, подготовленных лидерами отечественной градо­ строительной науки, докторами архитектуры, профессорами В.Н. Бе­ лоусовым, И.Г. Лежавой, И.М. Смоляр, Е.М. Микулиной и др.

Глава 1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

1.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

Несомненно, зарождение и развитие градостроительства на тер­ ритории Восточной Европы было связано с этнокультурными про­ цессами, предопределившими формирование будущих субгосударственных образований.

Наиболее активно формировалось этническое поле этой огромной территории в У1-УШ вв. Результативнее, чем в других регионах, этот процесс проходил в Приазовье, в Прикаспии и в Поднепровье. Именно здесь в начале IX века стала складываться многообразная культура, называемая в современной учебной и научной литературе «русской», или, точнее, «восточнославянской» культурой.

Таким образом, этнокультурное развитие Восточной Европы в конце первого тысячелетия привело к образованию фундамента для развития и образования современной отечественной архитектуры и градостроительства.

Одним из новых подходов к изучению наиболее древнего этапа отечественного архитектурного и градостроительного наследия яви­ лась дифференциация восточной части Европы на отдельные круп­ ные географические регионы в соответствии со специфическими чер­ тами их этногенеза. Авторы полагают, что на начальном этапе раз­ вития именно географические и этнические особенности территории предопределяли развитие специфики архитектуры и градостроитель­ ства. Соответственно, такие крупные географические регионы со сво­ ими особенностями этнокультурного развития могут быть обозна­ чены как этнокультурные территориальные комплексы.

Такими географическими, или этнокультурными составляющими всей территории формирования отечественного архитектурного и градостроительного наследия стали:

1.Бассейн Азовского моря (Подонье и Приазовье) на юге — При­ азовский этнокультурный территориальный комплекс.

2.Бассейн Северного Причерноморья (Поднепровье и Приднест­ ровье) на западе — Поднепровский этнокультурный терри­ ториальный комплекс.

3.Бассейн юго-восточной части Балтийского моря с бассейнами озер Чудское, Великое, Ладожское, Онежское на северо-западе —

Прибалтийский этнокультурный территориальный комп­ лекс.

4.Верхневолжско-Окский бассейн в центральной части Восточ­

ной Европы — Центральный этнокультурный территори­ альный комплекс.

5.Бассейн Белого моря на севере — Беломорский этнокультур­ ный территориальный комплекс.

6.Волжско-Камский бассейн на северо-востоке — Прикамский этнокультурный территориальный комплекс.

7.Бассейн Каспийского моря и нижняя часть Волги на юговостоке — Прикаспийский этнокультурный территориаль­ ный комплекс. В ХУП -ХУШ вв. добавятся еще три этнокультур­ ных территориальных комплекса.

8.Бассейны рек Обь и Енисей — Западносибирский этнокуль­ турный территориальный комплекс.

9.Бассейн реки Лена — Восточносибирский этнокультурный территориальный комплекс.

10.Бассейн реки Амур — Забайкальско-дальневосточный этно­ культурный территориальный комплекс.

Таким образом, изначально современное отечественное архитек­ турное и градостроительное наследие стало складываться в самых крупных географических регионах Восточной Европы, в пределах которых были примерно равные по своим качествам природноклиматические условия, этнический состав, природные ресурсы, ис­ пользуемые в строительстве, а также объединяющие их водные ком­ муникации, формирующие своими водоразделами естественные гра­ ницы систем расселения. Именно эти географические регионы обо­ значены нами как этнокультурные территориальные комплексы.

Как показывают исследования культурного наследия, в грани­ цах этих комплексов проявилась специфическая общность призна­ ков, которые называются нами самобытностью в культуре, в том числе и в архитектуре.

Этническое поле на территории Восточной Европы никогда не было однородным. Славянские и близкие к ним этнические группы (булгары, аланы и др.) составляли к началу IX века большинство в Приазовском и Поднепровском этнокультурных территориальных комплексах. В Прибалтийском и Центральном этнокультурных тер­ риториальных комплексах славянское, летто-литовское и финноугорское население было примерно в равных соотношениях. В Бе­ ломорском и Прикамском этнокультурных территориальных ком ­ плексах подавляющее преимущество имели финно-угорские этни­ ческие группы, а также тюркоязычные этнические группы. В При­ каспийском этнокультурном территориальном комплексе большин­ ство составляли тюркоязычный и ираноязычный этносы.

Помимо этого в этническом поле каждого этнокультурного тер­ риториального комплекса присутствовали небольшие этнические группы, имеющие свою специфику происхождения: в горах Кавказа, Урала, на Крайнем Севере европейской и азиатской территории со ­ временной России.

Одной из важных особенностей этнокультурной ситуации во вто­ рой половине I тысячелетия н. э. в Восточной Европе следует счи­ тать высокую подвижность этнического поля, особенно в Приднеп­ ровском, Приазовском и Прикаспийском этнокультурных террито­ риальных комплексах. Через эти территории мигрировали крупные этнические группы из глубин евразийской степи, в основном с вос­ тока на запад. Так, в 1-УН вв. это были гунны, авары, булгары, мадьяры, в X в. — печенеги, в Х1-ХН вв. — половцы, в XIII в. — монголоязычный и тюркоязычный этносы и т. д.

Эти процессы оказывали существенное влияние на этнокультур­ ную ситуацию и на формирование основ зодчества на территории Белоруссии, России и Украины.

Опираясь на археологические и исторические материалы, можно сделать вывод о том, что в пределах каждого этнокультурного тер­ риториального комплекса Восточной Европы создавались свои спе­ цифические предпосылки, которые предопределяли архитектурную форму жилища, планировочную структуру населенного места, образ культовых сооружений. Можно сделать также обобщающий вывод о том, что базовой основой восточноевропейской культуры, которую мы сегодня называем древнерусской или восточнославянской, был славянский этнос. Однако невозможно отрицать значительное вли­

яние финно-угорской, тюркской, монгольской, персидской, византий­ ской и других культур на образование и становление зодчества Во­ сточной Европы в период с VI по XV вв. Более того, можно утверж­ дать, что на самом начальном этапе зарождения зодчества решаю­ щее влияние оказали античная и византийская культуры через свои города-колонии в Северном Причерноморье, Крыму, Приазовье и на Западном Кавказе. Впоследствии зодчество и градостроительство испытывали постоянное влияние всех сопредельных культур, окру­ жавших Восточную Европу.

Подводя итоги всех исторических и этнокультурных событий в Восточной Европе в I тысячелетии н. э., можно сказать, что с конца VI и к началу IX вв. здесь уже сложились системы расселения, субгосударственные межплеменные объединения и появились пер­ вые искусственные сооружения, которые можно признать как архи­ тектуру начального периода зарождения зодчества. Эти первые опыты зодчества размещались на территории современных государств Бе­ лоруссии, Украины, России, то есть авторы полагают, они и могут быть названы древнейшими отечественными памятниками архитек­ туры и градостроительства.

Направленность градостроительного развития в степном Пред­ кавказье была обусловлена постоянным миграционным перемеще­ нием народонаселения через Нижнюю Волгу и южную часть Подонья. Преимущественное направление миграционных потоков — с во­ стока на запад. Плотность размещения археологических памятников на этих территориях дает возможность предполагать, что с VI века эти земли были густо населены различными этническими группами. Передвижение через плотнонаселенные территории мигрантов не могло не сопровождаться вооруженной борьбой. Следовательно, эта особен­ ность должна была отразиться на планировочном характере насе­ ленных мест. Очевидно, фортификационные элементы преобладали в их обустройстве, с одной стороны, а с другой стороны, размещение самих населенных мест должно было либо носить скрытый характер, либо представлять собой могучие неприступные укрепления.

Наиболее интересным с точки зрения изучения градостроительного наследия является восточное Приазовье и прежде всего, его при­ брежная часть. Известно, что на крайних точках этой территории размещались два крупных города, основание которых уходит в X - XI вв. Это города Таматарха (Тмутаракань) на Таманском полу­ острове и Азов в устье реки Дон. К сожалению, в современной исто­

рии оба этих города потеряли свою древнюю историческую фактуру вследствие современной недальновидной градостроительной поли­ тики. Далее на восток Семикаракорское городище и Саркел продол­ жают эту стратегическую линию градостроительного развития тер­ ритории. В этой схеме явно не хватает города в излучине Дона, где он резко поворачивает русло иа север, расходясь с другой рекой — Волгой. Видимо» также утраченными оказались промежуточные го­ рода в этой схеме градостроительного развития.

О конструктивных и архитектурных особенностях крепостных со­ оружений Подонья и Восточного Приазовья сегодня трудно судить однозначно, так как не хватает фактологического материала. Значи­ тельная часть оборонных сооружений городищ Саркел-1, Саркел-2, Саркел-3, Семикаракорского городища были разобраны на хозяйствен­ ные нужды более поздними поколениями местных жителей (этот про­ цесс продолжался до середины X X века). Древние крепостные соору­ жения Азова были снесены в период русско-турецких войн в XV IIXVIII вв. Тем не менее можно сделать вывод о том, что характер градостроительства в пределах современного юга России изначально носил военно-оборонительную направленность (рис. 12, 13, 14).

Древнерусское Киевское государство стало венчающим перио­ дом первого этапа развития отечественного градостроительства. Этническое развитие Восточной Европы привело к образованию пер­ вого государственного образования со всеми атрибутами этого типа общественного образования.

Можно сказать, что это событие еще знаменательно и тем, что впервые на политической карте Европы появилось государственное образование с подавляющим славянским составом населения и монорелигиозной и культурной направленностью.

Развитие государственности неизбежно привело к образованию системы городов, количество которых росло пропорционально росту земель, постепенно включаемых в границы древнерусского Киев­ ского государства. Причем этот процесс в Х -Х Н вв. происходил столь стремительно, что в Западной Европе русское государство при­ знавалось землей, изобилующей городами.

Так на карте Киевской Руси в XII веке насчитывалось 56 круп­ ных городов:

Новгород Великий; Псков; Ростов; Суздаль; Владимир; Полоцк; Смоленск; Туров; Владимир Волынский; Чернигов; Новгород-Север- ский; Галич; Переяславль. (Рис. 1-11).