Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

lazarev_ag_i_dr_osnovy_gradostroitelstva

.pdf
Скачиваний:
63
Добавлен:
29.09.2020
Размер:
8.76 Mб
Скачать

нальная культура архитектурного творчества и строительной прак­ тики стала базироваться исключительно на основе проектной доку­ ментации. Этот процесс стимулировался увеличением объемов стро­ ительства и сложностью возводимых объектов, требованиями расче­ тов надежности и эстетических качеств постройки.

Новая культура архитектурного проектирования компенсировала недостаточное количество архитектурных кадров. По чертежам, раз­ работанным в Санкт-Петербурге или Москве, можно было возводить постройки в провинции.

В проектной практике XVIII века уже применялись такие поня­ тия, как план, фасад, масштаб, профиль, пропорция. С этих пор про­ цессы проектирования и строительства разделены. Архитектор, на­ ходясь в Санкт-Петербурге или Москве, может разрабатывать про­ екты для Полтавы, Одессы, Екатеринбурга или любого другого горо­ да. Так в Х У Ш -Х 1Х веках в различных городах России возводятся храмы, присутственные места, жилые дома и т. д. по проектам изве­ стных мастеров архитектуры, которые могли и не увидеть плодов своего творчества в натуре. Именно в XVIII веке начинает склады­ ваться практика разработки «примерных», или образцовых (типо­ вых) проектов жилых домов для лиц различных сословий и званий, для присутственных мест (административных зданий) и т. д. Проек­ тные же чертежи ложатся в основу крупных градостроительных и фортификационных работ. Чертежному проектированию сопутствовал старинный способ демонстрации замысла архитектора — изготовле­ ние макетов будущих построек. В XVIII веке такие макеты изготав­ ливались из дерева в масштабе 1:50 для всех особо важных постро­ ек. При этом макеты делались разъемными, чтобы можно было по­ казать интерьеры проектируемых зданий. Большое количество та­ ких макетов хранится сегодня в Музее русской архитектуры им.

А. В. Щусева.

ВXVIII веке в России в большом количестве появляются архитек­ турные книги и альбомы, которые представляют собой гравированные изображения памятников античной архитектуры и известных постро­

ек периода итальянского Возрождения, а также изображения построек Парижа, Версаля, Лондона, Вены и других западноевропейских горо­ дов. Среди завозимых в Россию изданий — известнейший труд италь­ янца А. Палладио «Четыре книги об архитектуре», архитектурные трактаты других классиков эпохи позднего Возрождения — Скамоцци, Серлио, Виньолы, а также основоположников французского класси­ цизма — Ф. Блонделя, К. Перро и других авторов.

На формирование эстетических предпочтений заказчиков архитек­ туры XVIII века главное влияние оказала архитектурная книга и лич­ ное посещение европейских стран многими из них, а также преоблада­ ние в XVIII веке среди отечественных мастеров архитектуры выход­ цев из Италии и Франции, учеников и последователей итальянского Ренессанса.

Список архитекторов-иностранцев достаточно велик. Это Д. Трезини, Д.-М. Фонтана, И. Г. Шедель, А. Ш лютер, Т. Швертфегер, Ж .-Б. Леблон, И.-Ф. Браунтеин, Н. Микетти, Г. Кваренги, А. Ригельман, О. Бове.

Российские мастера, представители плеяды русских зодчих старой ш колы , были немногочисленны . Это Г. и А. Устиновы, И. Матвеев, Ф. Васильев, И. Зарудный, Д. Мякишев, Я. Бухвостов (построивший соборы в Рязани и Астрахани).

Для создания собственной, российской архитектурной школы Петр I обязывал приглашенных зарубежных архитекторов иметь в России учеников, коим надлежало передавать умение проектировать на бумаге здания по примеру западноевропейских архитектурных школ, исполь­ зуя, прежде всего, архитектурную стилистику итальянского Возрож­ дения. Помимо этого в различные страны Европы направлялись для обучения и стажировки российские мастера. В 1724 году был издан императорский указ об организации «архитектурных команд» при ведущих мастерах архитектуры и градостроительства. Такими к о­ мандами руководили в Санкт-Петербурге архитекторы И. Коробов, М. Земцов, С. Чевакинский, в Москве — Н. Мордвинов, А. П. Евлашов, И. Мичурин, Д. Ухтомский. Одной из самых крупных «А р ­ хитектурных команд» была школа Д. Ухтомского. В 1751 году в ней работало 28 учеников. Таким образом, средневековый принцип «цеха» был применен теперь уже не в строительной, а в проектной профессиональной деятельности. Этот принцип организации архи­ тектурного проектирования позволил восполнить недостаток архи­ тектурных кадров в Российском государстве.

В XVIII веке в России сформировалась значительная группа ар­ хитекторов в составе М. Земцова, П. Еропкина, Т. Усова, И. Коробо­ ва, Н. Мордвинова, И. Мичурина. Именно с этими именами был связан в дальнейшем новый этап в развитии отечественного архи­ тектурного и градостроительного творчества.

XVIII век примечателен еще одним нововведением в строитель­ ном деле — специальными государственными указами внедрялась

архитектурная и строительная регламентация. Для введения тех или иных регламентов готовились императорские указы. Вначайе исполнение этих указов контролировалось Московским прикаэбм каменных дел, а с 1706 года эти функции были возложены на уч­ режденную Петром I Канцелярию городового строения.

В XVIII веке все российские архитекторы состояли на государ­ ственной службе и имели воинские чины от капрала до генерала.

Государственными регламентами прежде всего определялись гра­ достроительные параметры: ширина улиц, размеры городских квар­ талов, разрывы между отдельными постройками. Особое внимание уделялось противопожарным и санитарно-техническим мероприя­ тиям.

Регламентировался и характер застройки улиц и кварталов, вплоть до этажности и материала постройки.

В Москве и Санкт-Петербурге возводились образцовые построй­ ки (жилые дома, присутственные места), образцовые мостовые, об­ разцовые ограды, фонари уличного освещения, образцовые дворцо­ вые постройки.

Тем не менее были разработаны разнообразные проекты образ­ цовых построек, которые вполне могли удовлетворить запросы ши­ рокого круга застройщиков, и применение в российской архитектур­ ной и градостроительной практике таких типовых проектов имело самое широкое распространение вплоть до середины XIX века.

В Х У Ш -Х1Х веках отечественное архитектурное творчество про­ шло путь своего развития от средневекового, цехового принципа к профессиональному архитектурному проектированию. В этот же период изменилась суть подготовки архитектурных кадров. Призыв на службу в Российское государство значительного числа иностран­ ных архитекторов и инженеров привел к необходимости создания самостоятельной российской архитектурной школы. В XIX веке первенство подготовки архитектурных кадров перешло к Россий­ ской Академии художеств в Санкт-Петербурге. На обучение в Ака­ демию принимались россияне различных сословий. Таким образом происходила медленная демократизация архитектурного творчества.

В профессиональной культуре российского архитектурного твор­ чества складываются такие направления, как теория архитектуры, теория и практика градостроительства, научная архитектурная ти­ пология.

В своем эстетическом развитии архитектурное творчество в Рос­ сии в XVIII — начале XIX века заняло положение, прямо противо­ положное предыдущему периоду. От максимальной автохтонности оно сместилось к преобладанию прямых культурных заимствова­ ний из западноевропейских архитектурных стилистик (барокко, клас­ сицизм, готика). Полная потеря автохтонности, то есть славяно­ византийских и чисто славянских элементов, была болезненной для российской архитектурной школы и привела к утрате таких поня­ тий, как «русская архитектура*, «русский город» и др.

К 1840-м годам этот процесс в русском архитектурном творче­ стве достиг своей максимальной отметки.

1.6.1840-1900-е ГГ. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

ВПЕРИОД ПОДЪЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Развитие этногенеза, технический, научный и культурный про­ гресс XIX века привели к тому, что на всей обширной территории Российского государства стала постепенно складываться система расселения, объединяющая европейскую и азиатскую части страны.

Губернское административное деление России, введенное в

XVIII веке, еще не означало создания единой системы расселения, так как технический и научный прогресс этого времени еще не обес­ печил систему устойчивости коммуникациям связи. К тому же само население на территории России по уровню этногенеза еще не испы­ тывало необходимости постоянных контактов всестороннего харак­ тера между этнокультурными территориальными комплексами.

Именно такие потребности, возникшие под воздействием техни­ ческого и научного прогресса, стали складываться у населения Рос­ сийского государства после реформ 1861 года. Экономическое разви­ тие Российской Империи усилилось за счет строительства много­ численных промышленных предприятий и создания новых сухопут­ ных коммуникаций, в том числе железных дорог.

В 1843 г. началось сооружение первой в Российском государстве железной дороги, быстро развивался речной и морской транспорт.

Транспортная инфраструктура государства развивалась столь быстрыми темпами, что к 1900 году в России действовала сеть ж е­ лезнодорожных и водных коммуникаций, объединившая всю обшир­

ную территорию страны в единое экономическое и этнокультурное пространство.

Система расселения в России к концу X IX века усложнилась до четырехзвенной, а развитая коммуникационная инфраструктура по­ зволяла осуществлять эффективное государственное управление территориями и обеспечивать единую экономическую, культурную и религиозную политику. Объединение государства в единую систему расселения стимулировало процессы этногенеза, приведшие в итоге к потенциальному слиянию различных этнических групп в единое общегосударственное этническое поле.

Основой сложившейся структуры населения была сеть городов, вокруг которых формировались региональные системы расселения.

Вторая половина X IX века охарактеризовалась тем, что наравне с историческими городами стремительно развивались новые города, основанные в XVIII и XIX веках.

В формировавшейся в XIX веке общегосударственной системе расселения города классифицировались по следующим категориям:

исторические города, возникшие на европейской территории России до XV века и утратившие свое экономическое и политичес­ кое значение;

исторические города, возникшие на европейской территории России до XV века и продолжающие играть роль региональных государственных центров;

города, возникшие на европейской и азиатской частях государ­ ства до XVIII века и играющие роль экономических и региональ­ ных центров;

города, возникшие на территории азиатской и европейской ча­ стей России в течение X IX века и играющие роль новых экономи­ ческих центров, обеспечивающих экономический прогресс России за счет развития металлургического, машиностроительного и топлив­ ного производства;

города — торговые общегосударственные центры, через кото­ рые осуществлялся транзит минерального сырья, сельскохозяйствен­ ных продуктов, готовых промышленных изделий и продовольствия;

города — политические и культурные центры общегосудар­ ственного характера;

средние и малые города, создающие единую структуру расселе­ ния на территории России.

Особую роль в единой общегосударственной системе расселения играли сельские населенные места, которые являлись хранителями черт автохтонности в культуре, в том числе и в народном зодче­ стве. Именно сельское население оказалось хранителем особеннос­ тей древних структур расселения, быта, автохтонных архитектурных форм.

Так в Прибалтийском, Центральном и Беломорском этнокуль­ турных территориальных комплексах сельские населенные пункты назывались погост, весь, деревня, село. В Поднепровском этнокуль­ турном территориальном комплексе сельские населенные пункты назывались слобода, село, хутор, местечко.

ВПриазовском этнокультурном территориальном комплексе сельские населенные пункты назывались станица, хутор, реже сло­ бода или село. В горных районах Северного Кавказа — аул, селе­ ние.

Встепных территориях Предкавказья у кочевников населенных пунктов как таковых не было, а существовало понятие «кочевье».

Взаполярных землях европейской и азиатской частей Россий­ ской империи у кочевых народов Севера мобильным населенным пунктом было «стойбище».

Лишь в XIX веке начались процессы смешения исторически при­ нятых названий сельских населенных мест в различных регионах страны за счет усилившихся миграционных процессов.

ВВосточной и Западной Сибири, а также на Дальнем Востоке коренные жители перенимали типы тех населенных мест, которые переносились на эти земли переселенцами из европейской части Рос­ сии. Поэтому здесь можно встретить и деревню, и село, и хутор.

Характерной также была и планировочная структура сельских населенных мест, оправданная в каждом этнокультурном террито­ риальном комплексе специфическими процессами этногенеза, при­ родными и климатическими особенностями (рис. 61).

Формирование общероссийской системы расселения стало отправ­ ной точкой начала нового процесса — урбанизации. Под урбаниза­ цией следует понимать не только развитие отдельных городов, рост их территорий и увеличение численности населения. Урбанизация — это ускоренные темпы градостроительного освоения территории страны.

ВРоссийской империи в конце XIX века наметилась такая тенден­

ция. Интенсивно осваивались территории Донецкого угольного

Рис. 61. Типы планированных структур сельских населенных мест

1.Кучевая, или гнездовая иррегулярная система планировки.

2.Кольцевая иррегулярная система планировки

бассейна. Грозненских нефтяных месторождений, Урала, Кузнецка, а также береговая линия крупнейшей в европейской части России реки-Волги.

Вторая треть X IX века на территории государства Российского ознаменовалась свершившимся переходом от мануфактурной фор­ мы производства к фабрично-заводской. Этот процесс объективного развития общественного производства в России привел к коренным изменениям в архитектурном и градостроительном творчестве. Из­ менились формы и методы подготовки новых поколений архитекто­ ров и инженеров в области строительства. Изменились подходы к методам проектирования объектов. Произошли кардинальные из­ менения и во взаимоотношениях между заказчиком, проектировщи­ ком и подрячиком.

Безусловно, X IX век стал временем становления новых подходов к этим проблемам и во многом составил основы современной архи­ тектурной деятельности.

Главным результатом развития градостроительства в XIX веке стал важный факт ослабления государственной централизации архи­ тектурно-строительного дела. Основой этого процесса был прогресс в производственной сфере. Градостроительство первое из отраслей ар­ хитектурной деятельности отреагировало на эти изменения. Новый

ивесьма значительный заказ на возведение производственных объек­ тов в России потребовал новых градостроительных решений и измене­ ний в городских планировочных структурах. С середины XIX века архитектура и градостроительство начинают удовлетворять быстро растущие потребности в проектировании и строительстве фабричнозаводских зданий и сооружений, а также в проектировании и строи­ тельстве сооружений внешнего и внутригородского пассажирского

ипроизводственного транспорта.

Ссередины X IX века производственные предприятия начинают играть роль главных градообразующих факторов. Именно вокруг про­ изводственных предприятий начинают развиваться новые городские структуры. В этот переходный период российское градостроительство испытывало определенные сложности, которые заключались в том, что стали терять актуальность разработанные ранее генеральные планы для большинства российских городов. В то же время надо подчеркнуть, что в ряде случаев разработанная планировочная доку­ ментация для городов доказала свою жизнеспособность ранее в усло­ виях развития капиталистического способа производства.

Для российского государства с его протяженными пространства­ ми с юга на север и с запада на восток потребность в устойчивых транспортных коммуникациях особенно обострилась с середины XIX века.

В 1843-1851 гг. была построена первая в Российской империи железная дорога протяженностью более 800 километров, соединив­ шая Санкт-Петербург и Москву. Для России строительство желез­ ных дорог, с их развитой инфраструктурой, мостовыми сооружениями и пристанционными постройками, стало одним из двигателей техни­ ческой революции, в том числе и в инженерно-строительном деле. Строительство железных дорог сказалось на развитии градострои­ тельной отрасли в целом, и в частности — на планировочной струк­ туре городов. В городах сети железнодорожного транспорта и их инфраструктура (вокзальные сооружения, путевое хозяйство и др.) стали играть заметную роль, влияя на развитие планировочных струк­ тур, формирование уличной сети. Вокзальные комплексы, как и производственные предприятия, также становятся градообразующими факторами (вокзалы Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова и др. го­ родов).

Планировочная структура городов делилась железнодорожными магистралями на отдельные районы. Новые городские районы ста­ ли образовываться по направлению железнодорожных магистралей, которые к концу X IX века стали также использоваться как внут­ ригородской транспорт для связи железнодорожной станции с от­ дельными производственными предприятиями, портовыми сооруже­ ниями и складским хозяйством (Николаев, Одесса, Мариуполь, Та­ ганрог, Ростов-на-Дону, Царицын, Владивосток и др.) (рис. 62, 63).

Таким образом, техническая революция внесла серьезную коррек­ тировку в генеральные планы российских городов во всех этнокуль­ турных территориальных комплексах. Новая эпоха в градострои­ тельстве начинает самостоятельно формировать новую простран­ ственную и эстетическую оболочку российских городов, опираясь на складывающиеся закономерности социально-экономического разви­ тия общества в конце X IX века.

Рост городского населения более чем в два раза в рассматривае­ мый исторический период привел к естественному зонированию го­ родских территорий. В городах происходила, с одной стороны, центра­ лизация структуры, а с другой стороны, ее дифференциация на сели-

Рис. 62. Типы планировочных структур сельских населенных мест

1.Радикально-кольцевая регулярная система планировки.

2.Случайная, иррегулярная система планировки