Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

kalmykov_aa_kokhanova_la_internetzhurnalistika_teoreticheski

.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
28.07.2020
Размер:
2.05 Mб
Скачать

Глава 9 СМИ и СМК

ние того, что считать фактом или новостью. Происшедшее в предэкранном мире имеет значение только в том случае, если оно порождает или способно породить новые коммуникации. Причем только те из них, которые способны вызвать структурные изменения в коммуникативной системе. Так, например, «раскрутка» есть не что иное, как создание новой коммуникативной структуры, центрированной раскручиваемым брендом. Наиболее значимым событием в СМК является возникновение коммуникаций нового типа. Например, возникновение интернета и целого класса новых способов коммуницирования было и остается таким событием. Следовательно, журналистика переориентируется с поиска сиюминутных фактов и дешевых сенсаций на поиск событий, действительно меняющих распределение приоритетов в информационном пространстве. Способность предвидеть отдаленные последствия как самих событий, так и их информационного отражения, становится все более значимой для профессионального журналиста.

• СМК осуществляет глобальную структуризацию

реальности в слове. Условием возможности коммуникации является наличие языка. Условием появления системы массовой коммуникации как целостности является наличие метаязыка, связывающего все языки, не только естественные национальные языки, но и профессиональные сленги, языки программирования, языки символов, языки жестов, языки газетных заголовков и др. То, что такой метаязык действительно существует, доказывает существование интернета. Однако составить его словарь и написать правила вряд ли когда-ни- будь станет возможным, так как этот язык не является чем-то устойчивым, имеющим какие-то базовые основания, какие-то корневые слова. Интернет как информационная система позволяет структурировать знание относительно любого произвольного понятия или термина, которые и становятся вре-

291

Интернет-журналистика. Теоретические основы

менным виртуальным основанием знания в целом. Интернет реально все связывает со всем, да так, что в качестве первоначала может быть использовано произвольное высказывание. Работая в интернете, пользователь словом заново пересоздает вселенную, правда, только свою и только виртуальную. Таким образом, всякая публикация становится актуальным центром информационного космоса, возлагая на автора колоссальную моральную ответственность.

СМКинтегрируеткультурныесредыпосредствомот- ражения в каждой отдельной культуре любой другой и всех вместе. СМК можно представить себе как систему отдельных коммуникативных зон (например, зона RU), обладающих культурными особенностями, влияющими на содержание (контент), способы общения, структуру информации. Однако на метауровне все эти зоны структурно идентичны и границы между ними отсутствуют. Опубликованные на русском языке в русскоязычном интернете тексты мгновенно оказывают влияние на публикации на английском, китайском и других языках в соответствующих культурных и языковых зонах, как бы «одевая» русскоязычную публикацию в инокультурные одежды.

Достоверность сообщения устанавливается через ре- ференцию структуры информации. Качество информации зависит не от ее новизны, полноты, логичности, ясности и других привычных критериев, а от того, в какой степени эта информация способна центрировать собой порожденную ею коммуникативную структуру. Это в свою очередь зависит от того, насколько форма ее представления соответствует сложившимся на данный момент нормам. Отсюда и появляется новый критерий достоверности — более достоверно то, что по своей структуре более соответствует сети в целом. Например, так называемый плоский текст, т.е. сообщение, не связанное гиперссылками с другими текстами, априори менее

292

Глава 9 СМИ и СМК

достоверно, чем текст, отсылающий к другим текстам. Для журналистских публикаций в интернете это свойство означает необходимость соотносить тексты с текстами близкой тематики, новые публикации с прежними.

СМК подвержена процессу спонтанного повыше- ния уровня своей организованности и сложности, при этом условием выживания каждой подсистемы СМК является ее структурное подобие целой системе и соответствие ей по степени сложности. Требование структурного подобия всей системе, которая быстро развивается и совершенствуется технологически и содержательно, заставляет сетевое издание также динамично развиваться. А это обусловливает необходимость следить за всеми тенденциями развития интернета.

Каждая отдельная коммуникация в СМК является

одновременно и средством коммуникации, и самим сообщением. То есть сам факт установления коммуникации для передачи контента — уже контент. Вот почему интернет-пу- бликации, особенно новостные, тяготеют к лаконичности, клиповости, названности. Важно уже то, что событие обозначено заголовком.

СМК ориентирована на установление субъект-субъ- ектных отношений между участниками коммуникации. Читатель газеты остается читателем газеты, даже если пишет письма в редакцию. Читатель интернет-газеты становится на самом деле и писателем, и издателем, даже если он только заглянул на титульную страницу. Так как обращение к ресурсу изменяет структуру информации, интернет-публикация создается как публикаторами, так и пользователями. Если это так, то коммуникация потенциально субъект-субъектна. Вот почему выигрывают те интернет-издания, которым удается установить диалоговый стиль общения с посетителями своих страниц. Однонаправленная информация не имеет успеха

винтернете. Помимо чисто стилевых способов организации

293

Интернет-журналистика. Теоретические основы

диалога используются инструменты, обеспечивающие возможность обратной связи: гостевые книги, форумы, опросы, анкеты и т.п.

Полноправным участником любой коммуникации

всегда является многослойная система социальных, экономических, политических и других контекстов, а также сама СМК. Это свойство требует от публикатора личного постоянного присутствия в интернете. Необходимо осознавать, что любая публикация немедленно клонируется интернетом, предоставляя другим пользователям потенциальную причастность к ней. Таким образом, речь идет действительно о диалоге с сетью как субъектом.

Содержание сообщений имеет тенденцию ухода от

безапелляционных суждений и оценок и характеризуется всеобщим плюрализмом. В сети не может быть высказано ничего претендующего на истину в последней инстанции. Сеть плохо воспринимает текст, не терпящий возражений, и, напротив, она научилась примирять достаточно далеко стоящие друг от друга позиции.

Ценность информации повышается на фоне сни- жения ценности таких понятий, как власть, деньги, производство и т.д. Одновременно с этим ценность самой по себе информации в сообщении снижается, поскольку всякое сообщение согласно постмодернистской модели есть не более чем комбинация цитат. Имеют значение только сам факт этого сообщения и возникшая при этом коммуникация — со-бытий- ность. В этом свойстве в явном виде проявляется изменение ценностных приоритетов по отношению к вещному миру, связанное с цивилизационным процессом — становлением информационного общества. В информационном поле все более значимое место занимает информация об информации, коммуникация с коммуникацией и т.п. Эта тенденция, вероятно, будет только усиливаться.

294

Глава 9 СМИ и СМК

СМКреализуетсячерезсистемудиалоговыхинтерак- тивныхкоммуникаций,которыеосуществляютсяприпомощи текста, имеющего форму гипертекста. Гипертекст же выступает в роли онтологической модели мира. Базовым коммуникативным каналом является текст, точнее гипертекст, который организован таким образом, что представляет собой систему текстов, являясь одновременно единым текстом. Гипертекст связан системой гиперссылок с другими гипертекстами, а через них с интернетом в целом. Так как Интернет — это текст, который стремится вобрать в себя все знание человечества, не только знание, но и отношение к этому знанию, интернет-ги- пертекст становится онтологической моделью мира. Такой же моделью является, следовательно, и любая публикация в интернете. Журналистская публикация в интернете — это не сообщение о каком-то событии или факте, а модель актуальной реальности.

СМК порождает множественность виртуальных ре- альностей (полионтологичность). Каждый отдельный текст, обладая свойством гипертекста, есть модель реальности. Множество текстов есть множество реальностей, находящихся в сложной взаимозависимости, определяемой системой коммуникаций. Просмотр (прочтение) текстов, или коммуникации с текстом, или коммуникации посредством текста актуализируют эти реальности. Следовательно, картина мира предстает в виде виртуальных реальностей. В этом собственно и состоит концепция полионтологичности. Для профессиональной журналистской деятельности концепция полионтологичности означает необходимость отдавать себе отчет в том, в какой именно реальности разворачивается журналистское творчество и какие реальности порождает публикация материалов.

СМК трансформирует реальность, причем в этом

процессе участвует в качестве коммуникатора виртуал, ко-

295

Интернет-журналистика. Теоретические основы

торый обеспечивает рождение новых связей. Виртуальная реальность здесь — это мир активных коммуникаций, т.е. со-бытийность. Именно это свойство позволяет говорить о формировании новой культуры.

Интернет как феномен культуры

Интернет, а вместе с ним и СМК, действительно можно рассматривать как ядро цивилизационного развития и как феномен культуры. Однако цивилизационный и культурный взгляд на Интернет отличаются друг от друга так же, как цивилизация отличается от культуры.

Интернет в цивилизационном отношении — это всего лишь новая коммуникативная технология, рационализирующая и глобализирующая отношения между людьми и организациями — экономические, политические, научные и т.п. Мы можем ждать от интернета формирования новых глобальных форм этих отношений, которые теоретически собраны в проекте информационного общества.

Значительно более сложная картина возникает при рассмотрении интернета как феномена культуры. Фотографию, кинематограф, телевидение в момент их появления прочили на замену живописи, театра, а потом и кинематографа соответственно. Претензии оказались безосновательными — новые виды искусства нашли себе место в культуре, практически никак не потеснив прежние. Интернет в его ипостаси вида искусства также вряд ли уничтожит все, что было до него. Интернет действительно способен быть всем: и книгой, и картиной, и скульптурой, и фильмом, и газетой, и театром, и танцем, и т.д. Но столь же широкие претензии были и у кинематографа, а затем и у телевидения. Не в этом принципиальное отличие интернета. Определяя его жанровые особен-

296

Глава 9 СМИ и СМК

ности как вида искусства, мы вряд ли придем к пониманию феномена интернета. В этом смысле обозначение эры интернета как постгутенберговой эры (т.е. постпечатно-книжной) является односторонним и упрощенным.

Интернет-культура (или киберкультура) начинается тогда, когда сеть создает в себе новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь.

Необходимо отметить, что эта культура прошла уже по крайней мере четыре этапа формирования. Эти этапы выделены на основании модернизированной схемы Ж. Бодрийара: подделка—производство—симулякр, к которой добавлена четвертая стадия — симулятивная коммуникация.

1.Первый этап — подделка человеческой культуры — заключался в создании виртуальных моделей бытия. Например,

вигровой реальности формируются виртуальные поселения, снабженные всеми привычными для человека вещами и отношениями. Там можно ходить по магазинам, строить дома, заниматься бизнесом, создавать семью.

Все это, конечно же, происходило в игровой реальности, однако эта реальность позволяла участникам игры реализовать все свои нереализованные возможности. В этом же ключе работает и ряд других кибертехнологических инструментов: чаты, виртуальные казино, виртуальные знакомства, — есть даже виртуальные кладбища.

2.Второй этап — серийное производство, тиражирование культуры — заключается в активном переводе на язык цифровых телекоммуникационных форм человеческой культуры

вцелом, а не только отдельных произведений культуры. Доказательством существования таких процессов может служить институализация сетевой этики, сетевого языка, сетевых ценностей, сетевой культурной деятельности, осуществляемая в сети и адресованная сетянам (населению сети), т.е. всего того,

297

Интернет-журналистика. Теоретические основы

что и складывается в понятие «культура» в узком смысле этого слова.

3.Третий этап — симуляция культуры. Не так давно появился социокультурный феномен, известный как киберпанк. Киберпанк вобрал в себя различного рода маргинальные побуждения с верой в безграничные возможности компьютерной техники в плане реализации индивидуальной свободы. Можно сказать, что Интернет стал прежде всего симулякром свободы и индивидуального человеческого всемогущества.

Асвобода при условии ее реализации, как известно, и создает культуру. Киберпанку предшествовало движение хакеров, базировавшееся на следующих принципах:

•неповредиинформационнуюсистему;

• обеспечивай условия свободного (и бесплатного) обме- на технической информацией, игнорируя бюрократические и коммерческие барьеры;

•пополняйчеловеческоезнаниекактаковое.

Оттолкнувшись от хакеров, ограниченных сетевым техноцентризмом, киберпанк сформировал многослойную субкультуру, представленную и в литературе, и в живописи, и в музыке. Появилось, например, особое направление в научной фантастике (Руди Рукер, Джон Ширли, Брюс Стерлинг, Уильям Гибсон и др.), где на передний план выводится проблема взаимопроникновения человеческого и технологического, проблема воздействия на человека киберпространства и виртуальной реальности, роли и места индивида в тотально информатизированном обществе будущего.

4.Четвертый этап — симуляция коммуникации с культурой — является качественно новым явлением в человеческой истории. Маршалл Маклюэн (1967) пишет:

Сегодня компьютеры обещают дать нам средства мгновенного перевода любого кода в любой другой код или

298

Глава 9 СМИ и СМК

язык. Короче говоря, компьютер обещает нам достичь с помощью технологии того состояния всеобщего понимания и единения, которое восторжествовало на Пятидесятницу. Следующим логическим шагом должен, видимо, стать уже не перевод, а отход от языков к общему космическому сознанию, во многом похожему на то коллективное бессознательное, о котором мечтал Бергсон.

Здесь Маклюэн упоминает о событии Священной истории — сошествии Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после вознесения Христа, после чего они приобрели возможность говорить на всех языках мира и нести Слово народам. Разделение языков, произошедшее после вавилонского столпотворения, преодолевалось во Христе, что позволило Церкви утвердиться на Земле. Таким образом, Маклюэн проводит параллель между церковью и интернетом, причем как в бытийном (сообщество говорящих на едином языке), так и в надбытийном (бессознательный универсум) плане.

Интернет претендует на всеобщую потенциальную связность всех со всеми, И всего со всем, и всего со всеми. Особо важно отметить его направленность на обеспечение связности каждого члена общества с интегрированной человеческой культурой. Однако эта связь регламентируется алгоритмами интернет-математики и, следовательно, более проста, несмотря на свою видимую вариативность, чем естественная связь человека со своей культурой.

Таким образом, Интернет всего лишь симулякр связи с культурой, а не сама эта связь, равным образом Интернет — симулякр церкви, а отнюдь не сама церковь.

299

Интернет-журналистика. Теоретические основы

Антропология интернет-культуры

Упоминая интернет-культуру, одним из генераторов которой является интернет-журналистика, нельзя не сказать о трансформациях, которым, очевидно, будет подвергаться современный антропологический тип. Более того, в обществе с его мультирепрезентативностью вновь актуализируется вопрос о личностной состоятельности современного человека, расщепляемого множественными горизонтальными и вертикальными связями и отношениями. Человек коммуникативный, погруженный в перенасыщенное коммуникациями пространство, рискует отвратиться от собственного я, реконструируя его на основании следов, оставленных в социальных сетях фактом одного только в них присутствия. Подобный реинжениринг самости может стать доминантой социального поведения и способствует формированию нового антропологического типа. Множественные сетевые отражения «я» складываются в самосознании в устойчивый опосредованный Сетью самообраз, который несет в себе ее системные свойства. Рефлексия личности сменяется референцией сетевых сообществ и их идентифицирующих параметров. Меняется сама конструкция идентичности современного человека.

Этот процесс можно считать вполне объективным, связанным не столько с изобретением и распространением интернета, но и даже в большей степени — с общими цивилизационными сдвигами, заключающимися, в частности, в возрастающей роли горизонтальных связей при социальном взаимодействии.

Кроме того, современная эпистема все более презентуется гипертекстом интернета, и, стало быть, образование как процесс формирования образа личности через норматирующее знание само по себе приобретает гипертекстовые свойства.

300