- •Глава XIV
- •§ 79. Из всех древнеанглийских гласных в ударных слогах могут быть старыми, сохранившимися без изменений с древнейших времен, только простые гласные I, ī, e, ?ē, ō, ū.
- •§ 82. Повышение старых е, *ů, "еů в I, u, īu перед ī̌ или [j] в последующем слоге.
- •§ 84. Повышение *ů в u перед u в последующем слоге.
- •§ 86. Старое е повысилось в I перед всеми носовыми согласными (m, mm, n, nn, [ŋ]), но перед n лишь в том случае, когда n замыкало слог (т. Е. Делало его закрытым):
- •§ 87. Веларные гласные *ů, *а и *ā (из *ē, ср. Ниже) повысились перед всеми носовыми согласными:
- •§ 90. Древнеанглийское ā произошло большей частью из старого дифтонга *ai, который во всех положениях под ударением монофтонгизировался в ā еще задолго до появления первых письменных памятников.
- •§ 92. Перед h [χχ] (hh [χχ]) преломлению подвергались все палатальные гласные (ī̆, ē̆, ǣ̆), имевшиеся
- •§ 95. Перед w преломлению подвергались только I и е краткие.
- •§ 96. Древнеанглийское а обычно восходит к старому *а, но не является старым *а, непосредственно
- •§ 99. Дифтонги ī̆e, ī̆o, ē̆o, ē̆a, возникшие в результате дифтонгизации гласных после палатальных согласных, обычно имеют следующее происхождение:
- •§ 101. Палатальная перегласовка простых гласных:
- •§ 104. Частичная веларная перегласовка происходила в уэссекском диалекте лишь при положении
- •§ 107. Древнеанглийский дифтонг īo, распространенный главным образом за пределами уэссекского
- •§ 111. Древнеанглийские долгие гласные и долгие дифтонги в ряде случаев развились из соответствующих кратких звуков в результате выпадения h (из [χ], § 58).
- •§ 112. В уэссекском диалекте нередко встречаются долгие гласные и долгие дифтонги, возникшие из кратких гласных и дифтонгов вследствие исчезновения последующего палатального ʒ [j] (§ 71).
- •§ 115. В закрытых слогах все древнеанглийские безударные гласные могут восходить к старым крат-
- •§ 119. В основном происхождение древнеанглийских безударных кратких гласных из старых долгих (§ 118) определили следующие явления долитературной эпохи:
- •§ 128. Старые краткие безударные гласные в конечных слогах многосложных словоформ (т. Е. В конечном слоге после безударного слога) бесследно исчезли в древнейшую эпоху:
- •§ 131. В сочетании долгого ударного слога с двумя последующими краткими безударными
- •§ 135. В отличие от безударных гласных в послеударном положении, долгие безударные гласные в приставках сохраняли долготу, если приставка делалась открытым слогом вследствие отпадения ее
§ 95. Перед w преломлению подвергались только I и е краткие.
1. io<iu<i: ср. да. þriowa < þriuwa < *þriwō-трижды || дс. thriwo.
2. ео < е: ср. да. treowes < *trewasa род. ед. к trēo дерево; cneowes < *knewasa род. ед. к сnēо колено \\ дс. knewes род. ед. к kneo.
Древнеанглийские а и ā в результате веларизации
æ и ǣ
(из *а и *ā)
§ 96. Древнеанглийское а обычно восходит к старому *а, но не является старым *а, непосредственно
сохранившимся в неизменном виде: первоначально *а палатализовалось в древнеанглийском в æ (§88) и уже затем это æ вновь веларизовалось в а перед слогом с веларным гласным.
Ср. да. им. вин. мн. daʒas, дат. м. daʒum при им. вин. ед. dæʒ день; им. вин. мн. fatu, дат. мн. fatum,
род. мн. fata при им. вин. ед. fæt сосуд; faran ехать, передвигаться, при fær повозка, судно.
П р и м е ч а н и е 1: Вряд ли можно допустить, что древнеанглийское а в daʒas и т.п. представляет собой сохранившееся без изменений старое *а: если бы в да. daʒas сохранялось старое *а, то *а должно было бы сохраняться в сходных условиях и в *slaχan- (|| г. двн. slahan), которое в таком случае после выпадения h ( <[χ]), не могло бы превратиться в да.
slēan, засвидетельствованное в памятниках, но дало бы звучание с ā (в результате стяжения ударного *а с гласным безударного слога, ср. § 113). Звучание же slēan могло получиться
только в том случае, если *slaχan некогда превратилось в *slæχan (затем — *slæoχan > *slæohan > *slæaan > slēan). Но если *а палатализовалось в æ в *slaχan-, то оно должно пала-
тализоваться и в старом *ðæɡōs и в других подобных случаях (следовательно: *ðaɡōs > dægōs > *daʒas и т. п.).
П р и м е ч а н и е 2: Чередование æ — а, возникшее в результате веларизации æ > а (ср. dæʒ — daʒas), нередко устранялось проведением одного из этих гласных, æ или а, во всех формах того же самого слова: ср. æsc ясень — мн. æscas; им. ед. sacu дело, вещь — вин. дат. род. обычно sace (вместо фонетически закономерного sæce). В склонении прилагательных æ и а большей частью закрепляются за определенными словоформами и таким образом чередуются друг с другом, но не в полном соответствии с фонетическими условиями.
П р и м е ч а н и е 3: Возможно, веларизация æ происходила также под влиянием последующего w: ср. да. clawe вин. дат.род. ед. к clēa < *klæo < *klawu < *klawō коготь, копыто. Но может быть а в подобных случаях перенесено из тех форм, где оно развилось под влиянием веларного гласного последующего слога (ср. им. вин. мн. clawa). В английских диалектах можно предполагать веларизацию æ перед 11, перед 1 + согласный, отчасти перед rr и r + согласный (см. § 94, примечание и § 95, примечание). Но возможно, что в этих случаях действительно сохранилось старое *а.
§ 97. В уэссекском диалекте перед слогом с веларным гласным иногда встречается ā из ǣ, восходящего к более раннему *ā из *ē1 (§ 87). Таким образом, уэссекское ǣ в известных случаях веларизовалось подобно æ краткому (§ 96). Однако веларизация ǣ (долгого) наблтодается гораздо реже, чем веларизация краткого æ, так как перед зубными согласными ǣ регулярно сохранялось и, кроме того, в большом числе случаев (особенно в глаголах) последовательно проводилось ǣ по образцу тех словоформ, где оно сохранилось по фонетическим условиям.
Ср. да. им. вин. мн. māʒas, дат. мн. māʒum при им. вин. ед. mǣʒ родич; — slāpan спать при slǣp сон, наряду со slǣpan по образцу slǣp; 1āʒon лежали при однотипном sǣton сидели, наряду с 1ǣʒon по образцу sǣton и т. п. (с зубным согласным).
Древнеанглийские дифтонги, возникшие
под воздействием предшествующих
палатальных согласных
§ 98. Древнеанглийские дифтонги ī̆e, ī̆o, ē̆o, ē̆a более или менее часто — в зависимости от диалекта — представляют собой дифтонги, развившиеся из простых гласных (кратких и долгих) под воздействием предшествующих палатальных согласных ʒ [j] и [k'] (в частности— в сочетании sc). Первоначально после палатальных согласных возникали восходящие дифтонги: так, например, из [jæ] получалось [jḙæ]. Но затем такие восходящие дифтонги нередко переходили в нисходящие и совпадали с уже существовавшими в это время нисходящими дифтонгами: так, например, [ḙæ] (в сочетании [jḙæ]) превращалось в [eæ̯], далее — в [æa̯], которое совпадало с еа [æa̯], возникшим ранее
в результате преломления (§ 96 и след.).
Начавшись еще в долитературную эпоху, дифтонгизация после палатальных согласных продолжалась и в эпоху ранних письменных памятников (VII—VIII вв.). Наибольшее развитие эта дифтонгизация и переход восходящих дифтонгов в нисходящие получили в уэссекском диалекте и в некоторых нортумбрийских говорах, в мерсийском же и кентском известные случаи дифтонгизации после палатальных вовсе не встречаются.
