- •Наука в системе культуры
- •1. Смысл термина "наука"
- •2. Существовала ли наука в каменном веке?
- •3. Специфика научного познания
- •4. Наука как объект культурологического анализа
- •5. Самосознание и мифология классической науки
- •6. Старые мифы на новый лад
- •7. Что такое "знание"?
- •8. Знание и Истина: особенности истинностных оценок
- •9. Научное знание как результат научно-познавательной деятельности
- •10. Научное знание как продукт культуры
- •11. Социокультурная детерминация научного познания
- •12. Если не Бетховен - то никто другой, если не Коперник - то... Кто угодно?
- •13. Почему возникает новое научное знание?
- •14. Иллюзия вечного повторения и реальность гениальных озарений
- •15. Соотношение индивидуального и коллективного в научном познании
- •16. Сколько целей у науки?
- •17. Научное знание и научный текст
- •18. Диалектика содержания и формы
- •19. О бесполезности и неизбежности заблуждений
- •20. Истина и свобода научного поиска
- •21. Борьба за истину по-научному
- •22. Рождается ли истина в споре?
- •Вопросы
3. Специфика научного познания
История возникновения и развития человека как существа социокультурного - это история становления человека в качестве существа мыслящего, разумного, способного познавать (открывать, отображать) логику вещей и следовать этой логике (закономерности) в процессе практического и духовного освоения мира.
Любая разновидность человеческой деятельности включает в себя элементы познавательной деятельности, несущей определенную информацию о действительности. Когда мы говорим о человеке как о разумном, рационально, осмысленно действующем субъекте, то имеем в виду, что этот субъект:
1) находится в сознании, т.е. знает о своем собственном существовании, отличном от существования окружающего мира;
2) преследует определенную цель, которая существует в его сознании в виде идеального образа желаемого результата;
3) соизмеряет избираемые средства достижения цели с полученным результатом, т.е. способен к выбору адекватных средств достижения поставленной цели.
Тот факт, что сущность и явление как атрибуты реальности в принципе не совпадают друг с другом, порождает объективную необходимость формирования мышления как особой способности человеческой психики различать эти диалектически взаимосвязанные формы бытия сущего.
Способность мыслить, познавая существенные свойства окружающего мира, лежит в основе культуротворческой деятельности человека. Благодаря мышлению, открывающему существенные свойства и связи между явлениями реальности уже на уровне обыденного сознания, в повседневной предметно-практической деятельности, человек научился добывать огонь, создавать и совершенствовать орудия труда, приручать животных, обрабатывать землю, строить жилище и делать многое другое.
Однако, существуют такие глубинные уровни сущности и такие закономерности развития явлений действительности, которые не могут быть познаны без применения специальных средств и методов.
Если бы, наблюдая изо дня в день, в течение тысячелетий, на охоте, у костра, в поле восходы и заходы Солнца, люди смогли, в конце концов, понять, как устроена Солнечная система, то научное познание этой проблемы, осуществленное астрономами, человечеству бы не понадобилось.
Если бы умение считать давало возможность вычислять площади, орбиты планет или траектории движения летящих предметов, то ни математика, ни физика как отрасли научного познания были бы людям не нужны.
Иначе говоря: если бы сущность и закономерности развития природных и общественных явлений были познаваемы в процессах трудовой, семейно-бытовой, магической, художественной, религиозной, политической или любой другой разновидности человеческой деятельности, то наука как особый вид познавательной деятельности была бы излишней.
Но в том-то и дело, что существуют такие стороны действительности, такие уровни сущности, такие закономерности, которые не могут быть познаны ни обыденным, ни религиозным, ни философским, ни художественным - ни каким-либо иным вненаучным путем, даже при сколь угодно больших затратах человеческих сил на протяжении сколь угодно длительного промежутка времени (что, само по себе, несовместимо с длительностью и характером человеческой жизни, а потому является заведомо невыполнимым условием).
Таким образом, сущность и специфика научного познания состоит в том, что оно является общественно организованным процессом добывания знания о тех сторонах сущности и закономерностей развития мира, которые в принципе не могут быть познаны ни в каких иных формах материального и духовного освоения мира.
Отсюда следует, что познавательная деятельность как специфическая форма взаимосвязи субъекта и объекта не исчерпывается и не сводится к деятельности научно-познавательной, являющейся лишь одной из форм исторического развития познания, и что научное знание как результат научно-познавательной деятельности не исчерпывает собою всей совокупности знания, добываемого человеком. Напротив, человечество обладает множеством жизненно необходимых знаний, накопленных задолго до возникновения или независимо от научного познания, но при этом - никакая совокупность вненаучного знания не отражает тех сторон реальности, знание о которых добывается в процессе научного познания.
Как особая форма познавательной деятельности, целью которой становится систематическое раскрытие существенного и закономерного в окружающем мире с помощью специально создаваемых материальных и идеальных средств, научное познание зарождается на стадии цивилизации, в 3-ем тыс. до н.э., обретает вполне устойчивые черты к середине 1-го тыс. до н.э. в Древней Греции, однако осознает себя в качестве особой, отличной от всякой иной, формы познавательной деятельности, не ранее 17 века - в западноевропейской культуре Нового времени.
Хочу еще раз подчеркнуть, что нет решительно никаких оснований считать вненаучное знание менее правдоподобным и практически значимым, нежели результаты научного познания. Напротив, если, например, коренной житель данной местности, опираясь на опыт своих предков и собственные наблюдения, устанавливает сроки посева и жатвы, определяет полезные свойства растений или предсказывает погодные явления, то степень достоверности его утверждений, а значит - и степень доверия к ним, не сможет превзойти вся мировая наука, так как никакая наука не говорит о единичном - "вот этом" - явлении, предмете или процессе, хотя знание именно этого единичного явления: этой местности, этого растения или этого животного и т.д. - обладает для человека не меньшей значимостью, чем знание общего, повторяющегося, закономерного.
Знание единичных, отдельных, специфических сторон и свойств действительности, добываемое человеком в процессе повседневного предметно-практического и духовно-практического освоения мира, всегда будет принципиально отличаться от научного знания тем, что не обладает ни общезначимостью (ибо это знание о том, что можно знать, а можно и не знать всем и каждому), ни интерсубъективностью (потому что для его выражения, сохранения и передачи не существует универсальных средств), ни способностью проникнуть в закономерности явлений реальности (поскольку для этого необходимо выйти за пределы единичного).
Между тем, все элементы научного познания обладают свойствами, обеспечивающими достижение основной цели научного познания - общезначимого, интерсубъективного знания сущности и закономерностей развития явлений действительности.
Именно для достижения этой цели:
1) формируются специальные предметы научного познания, не совпадающие с объектами практической или вненаучной познавательной деятельности;
2) создаются специальные научные методы и средства познания;
3) разрабатываются специальные научные процедуры удостоверения истинности полученных результатов познания;
4) непрерывно совершенствуется вся система научного знания, включающая научные факты, гипотезы, теории, эмпирическая и теоретическая обоснованность которых не остается неизменной в процессе развития научного познания;
5) вырабатываются специальные научные способы изложения, обсуждения, хранения, наследования и т.д. научного знания и обучения навыкам научно-познавательной деятельности;
6) возникает социальный институт науки как система учреждений, организующая и обслуживающая производство и трансляцию научного знания, а также воспроизводство научных кадров и обмен деятельностью между наукой и другими отраслями общественного производства.
Каждый из перечисленных элементов научного познания требует отдельного рассмотрения, однако для понимания тех проблем, которые рассматриваются в данном учебном пособии, важно усвоить главное: научное познание - это особый вид познавательной деятельности, возникший на достаточно высоком - цивилизационном этапе - исторического развития с целью достижения не просто знания о мире, а знания существенных связей, закономерностей развития этого мира.
