- •9. Организация книговедческих исследований в России
- •2) Теоретические концепции м.И. Щелкунова (конец 19 – начало 20 в.)
- •10. Приоритетные направления развития современной науки о книге
- •11. Книговедение и читателеведение.
- •12. Система книгоиздательского знания..
- •2) Теоретические концепции а.Г. Фомина
9. Организация книговедческих исследований в России
1) В России наука о книге прошла несколько этапов развития. Для первоначального этапа характерно широкое толкование библиографии как книговедения (библиологии). В состав книговедения включалась такие дисциплины, как библиография, типографика, библиотековедение, история письменности и др.
Специальное изучение книги в России началось в середине XVIII века.Оно было подготовлено и стимулировано началом гражданского книгопечатания, издательской и библиографической деятельностью Академии наук (с 1725 г.), интенсивным развитием гуманитарных наук, особенно литературоведения и языкознания.
Первым профессиональным русским книговедом следует считать А.И. Богданова (1696—1766).Его труды содержат материал по истории отечественного просвещения, истории книгоиздательского дела, перечень и описание типографий, но термины «библиография» и «книговедение» в трудах Богданова еще не встречаются.
Уже в первой половине XIX в. В.С. Сопиков (1765-1818)в «Предуведомлении» к «Опыту российской библиографии» первым указал на общественное, просветительское назначение библиографии и трактовал её содержание и задачи так широко, что фактически обозначал термином «библиография» то, что сейчас называется книговедением. По сути, ученый сделал первую попытку создания системы науки о книге.
Впервые в русской научной литературе термин «книговедение» появляется в трудах библиографа, издателя журнала «Улей» В.Г. Анастасевича (1775—1845).Термин книговедения используется автором применительно к библиографии журнальных статей. Разъясняя образовательную роль библиографии, он подчеркивал ее значение как средства учета успехов просвещения и критического ознакомления с литературой, видел обязательное условие научности в систематизации материала.
В итоге первоначальный этап развития книговедения в России можно охарактеризовать как период накопления эмпирического материала (в первую очередь в области исторического книговедения и библиографии), а также как время первых теоретических и терминологических построений.
Главная черта периода второй половины XIX в.выражена в том, что происходит сужение терминов «книговедение» и «библиология» до рамок историко-книжной науки, усиливается дифференциация, обособление наук, в том числе и книговедческого цикла. В этот период в России появляется целый ряд библиографических периодических изданий – «Российская библиография», «Библиограф», «Российский библиографический листок» и др.
В целом можно считать, что к концу XIXвека произошел процесс дифференциации областей книжного дела, расширение масштабов библиографической практики, накопление опыта и результатов исследований. Активизировалась деятельность библиографических комиссий, увеличилось число библиографов-энтузиастов – все это породило необходимость и возможность создания профессиональных книговедческих организаций.
Книговедческие исследования в России в конце XIX — начале XX века
Характерной чертой рассматриваемого периода в развитии отечественного книговедения становится появление первых книговедческих организаций в России: «Русское библиографическое общество» при Московском университете и «Русское библиологическое общество», основателями которых были А.М. Ловягин, А.Д. Торопов, Б.С. Боднарский,являющийся редактором первого русского книговедческого журнала «Библиографические известия» (1913—1927, 1929). Боднарский вошел в историю отечественного книговедения и как крупнейший теоретик, практик библиографии, занимавшийся в основном проблемами выявления ее сущности, содержания и структуры.
Этот этап связан с именем Н.М. Лисовского(1854—1920), крупнейшего отечественного библиографа, составителя фундаментального библиографического указателя русской периодической печати, редактора журнала «Библиограф» (1884—1894). Он считал определяющей задачей книговедения изучение эволюции книги в ее качественном и количественном отношениях. Лисовский был первым в России, кто разграничил содержание понятий «книговедение» и «библиография», подразделив книговедение на три основных раздела: книгопроизводство, книгораспространение, книгоописание (библиография). Главный недостаток предложенной схемы – отсутствие разделения между теорией и практикой.
Весомый вклад в решение проблем общей теории книговедения внес А.М. Ловягин(1870—1925), инициатор создания и президент «Русского библиологического общества» (1899—1931). Ученый считал, что главное – изучение книги как «орудия общения между людьми», т.е. необходимо изучать эволюцию содержания книги. Ловягин был создателем собственной концепции книговедения, он сконструировал «энциклопедию библиологии», состоящую из 3-х основных частей: генетики, статики и динамики.
Основные итоги развития книговедения в России к 1917 году:
определился статус книговедения как науки, а не механического соединения разрозненных сведений, относящихся к книге;
возникли первые книговедческие организации, начавшие теоретическую и практическую работу;
было выявлено содержательное соотношение понятий «книговедение –библиология – библиография - библиотековедение»;
книговедение было осознано как многосоставная наука, в которой были зафиксированы элементы, соответствующие основным сферам книжного дела, и намечено соотношение между ними;
появились работы методологического уровня, в которых были намечены первые схемы науки о книге, рассуждения о предмете, методе;
наметилось выделение в составе книговедения общей теории науки о книге как синтезирующего теоретического раздела;
намечена проблема соотношения с другими отраслями знания, в первую очередь – с историей литературы;
началось преподавание книговедения как учебной дисциплины в Петербургском (Петроградском) и Московском университетах.
