Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие по худ.публ..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
766.98 Кб
Скачать

1.1. Специфика публицистического образа

Специфика изображения действительности в художественной публицистике связана с образным осмыслением фактов. При этом нужно отличать психический образ от образа как эстетической категории, и художественный образ от образа публицистического.

К психическим образам относятся ощущения, представления, воспоминания, фантазии, сновидения. Психический образ - это чувственно воспринимаемый индивидуальный представитель отдельных предметов, явлений. Образ художественный - это уже не сама реальность, а его «модель», сопоставляемая с реальностью. Создавая образ реальности, художник пытается выразить свое отношение к ней. При этом образ приобретает некую эстетическую ценность. Это уже не просто чувственно-наглядное отражение действительности, это творчески переосмысленная художественная реальность.

Как отмечает Е.И.Журбина, отличие очеркового образа от образа художественного - в отсутствии акцента на неповторимость. Журналист делает предметом своего исследования такие стороны жизни героев, которые важны для постановки публицистических проблем, а именно общезначимые ситуации. Образ в таком произведении подчинен публицистическим задачам. Как отмечает М.И.Стюфляева, «образ в публицистике не является независимой сущностью. Взаимодействие художественных и научных методов в публицистическом творчестве приводит к тому, что образный ряд развивается в тесном единении с логико-понятийным рядом при общем приоритете рационального начала». По отношению к публицистике принято говорить об образной мысли, т.е. тесном сплаве образного и логического.

При построении образа в публицистике не стоит забывать о главном журналистском требовании - верности фактам. Условность художественного образа вступает в определенное противоречие с этим требованием. Публицист может пользоваться воображением только в ограниченных публицистическими задачами рамках. Во-первых, воображение проявляется на уровне отбора фактов, - в умении выделить наиболее характерные детали, и, во-вторых, в способности на образном уровне постигать всеобщее, распознавать целое на уровне частей.

Размышляя о сочетании рационального и образного в пространстве публицистического текста, нужно помнить, что речь идет не только об особой экспрессивности речевого строя. Обилие метафор или других тропов речи не превратит статью в очерк. Нужно отличать эмоциональность от образности. Важно осознать, что художественность в очерке или фельетоне - это не только и не столько литературный комментарий к теме, сколько внутренняя необходимость, пружина текста.

1.2. Поэтика художественной публицистики

Являясь сферой словесности, художественная публицистика становится подотчетна требованиям целостности текста, которая выражается в гармонии внутреннего содержания и внешней формы, внешних изобразительных средств. Художественная публицистика обладает своей поэтикой - системой изобразительных средств, в основе своей сопоставимых с приемами художественной литературы. Все поэтические приемы публицистики можно, как и в литературном творчестве, поделить на 4 основные группы: образ автора, хронотоп, ассоциативный уровень, интонационно-речевое построение.

Образ автора

Цементирующим, фокусирующим художественно-публицистическое повествование элементом является образ автора. Автор в публицистике – это не условный персонаж, это конкретная биографическая личность. Присутствие автора в тексте определяется особой манерой письма, в методах подачи информации, особенностях авторского мировосприятия, выбираемой роли. Не сложно заметить, что эти особенности формируют авторское я и в других, не только художественных жанрах, публицистики. Мы должны подчеркнуть особый характер этих приемов самовыражения авторского я в художественно-публицистических произведениях, связанный с задачами эмоционально- образного воздействия на читателя.

Создавая образ персонажа или социального явления, автор выстраивает и свое присутствие в соответствии с законами образного построения текста. Формирование образа автора во многом сопряжено с некой мерой условности в отборе и расположении жизненного материала – от этого напрямую зависят объем и задачи авторского присутствия. Несмотря на узнаваемость и биографичность, автор публицистического произведения предстает как образ, созданный в соответствии с целями и задачами данного текста. Каждый журналист, выстраивая свой текст, должен продумать и характер своего присутствия в тексте, тот образ, который будет оптимален для выражения авторской позиции по отношению к изображаемому. В портретном очерке это может быть образ почитателя таланта, оппонента, стороннего наблюдателя, ученика - в соответствии с той оценкой, позицией, которая в данном случае будет наиболее эффективной. В путевом очерке – это образ неофита-туриста, профессионального путешественника, журналиста, командированного с определенной целью; он тоже выбирается в зависимости от того, какова цель путешествия. В судебном очерке это может быть образ следователя, адвоката, свидетеля и т.д. При написании очерка необходимо выбрать оптимальную ролевую позицию (социальную роль) и определить способы своего присутствия в тексте, т.е. набор оценок и художественных приемов.

Формы проявления авторского я

Авторское я может присутствовать в тексте репрезентативно и интроспективно, т.е. как герой действующий и герой размышляющий.

  • В качестве действующего автора можно выделить несколько моделей появления автора в тексте – это автор-очевидец происходящего, автор-участник события, автор-наблюдатель. Такие формы авторского присутствия чаще встречаются в путевом и портретном очерках и фельетоне.

  • Я размышляющее сориентировано на совместную с читателем постановку проблемы, совместное исследование. Этот тип построения образа автора характерен для проблемного очерка и эссе.

Как отмечают исследователи, в современном очерке особенно активным становится действующее я, которое появляется и в проблемном, и в портретном очерке.

Отличие очеркового образа автора от репортажного заключается в том, что время и пространство очерка не ограничено, как в репортаже, рамками одного события. В этом отношении специфическим очерковым приемом можно считать прием воспоминания. Возвращение во времени и пространстве – это возможности художественного текста и создаваемой им условной реальности. Очеркисты довольно часто прибегают к этим возможностям для того, чтобы сделать образ более емким. Воспоминание позволяет проводить параллели, сопоставлять.

Несмотря на то, что сегодня доминирует активное проявление авторского я, формы предъявления автора в тексте этим вариантом не ограничиваются. Автор может быть представлен не только от первого лица («я», «мне», «вспоминаю», «думаю»), но и от обобщенного «мы» («нам», «давайте задумаемся», «поспорим» и т.д.), и от третьего лица (автор не присутствует в тексте, будучи рассказчиком). Выбор этой формы также связан с основной концепцией образа в художественно-публицистическом тексте.

Пространственно-временная организация

Второй крупный план поэтики произведения - это его пространственно-временная организация, или хронотоп. Технологически они реализуются в таких составляющих поэтики как сюжет, система персонажей, приемы создания образа героя: портрет, речевая характеристика, психологическая характеристика, пейзаж, деталь.

Использование таких средств художественной выразительности как пейзаж, портрет, речевая характеристика подчинены задаче воспроизведения эмоционально-чувственного, зримого образа предмета или явления. Они являются теми приемами, которые включают читателя в процесс эстетического переживания.

Психологическая характеристика героя

В последнее время отмечается, что в современном очерке возрастает роль психологизма в обрисовке персонажей. Публицистика все активнее осваивает методы художественного изображение характера героя.

Характер человека проявляется в конкретных поступках, эмоциональных реакциях, проявлении волевых качеств, отношения к окружающим и т.д. Рассказывая о человеке важно показать, какие черты характера он проявляет в той или иной ситуации, как комментирует свой выбор, как реагирует на происходящее.

Для раскрытия психологического облика персонажа журналисты используют:

  • рассказ о поступках, монолог персонажа, диалоги, реконструкция мыслей, изображение жестов, мимики, пейзажа, который соответствует состоянию персонажа;

  • прямые характеристики психологического состояния героя – это авторские ремарки, реплики, комментарии.

Образ читателя

Рассматривая образную систему очеркового произведения, необходимо остановится на таком понятии как образ читателя. Образ читателя возникает в сознании автора как возможный образ, в виде совокупности подразумевающихся черт. Он складывается из представлений автора о читателе. Дело в том, что публицистические тексты всегда адресны. Они адресованы определенной аудитории, характер которой определяется идеологией издания, результатами социологических опросов, собственным общением журналиста с читателями. На этой основе складываются определенные объективные (это возраст, пол, сфера деятельности) и субъективные (связанные с информационными потребностями) характеристики образа читателя. Без учета этих характеристик текст рискует оказаться не интересным для читателя, не понятным, и в конечном итоге, не востребованным. Так, создавая очерк для женского журнала, автор должен учитывать особенности женского восприятия, связанные с активностью эмоционально-образного начала. В данном случае необходимо ориентироваться на так называемый чувствующий тип образа читателя и в соответствии с этим усилить роль эмоциональных средств воздействия. Серьезные аналитические издания, вроде «Коммерсанта», чаще всего апеллируют к другому типу читателей – читателю размышляющему. Основной тип читателя, на который ориентируются такие издания, – это человек из деловых кругов, который имеет практические интересы в сфере экономики, политики и которому необходимы информация и аналитический комментарий. Художественная публицистика на страницах таких изданий в большей степени будет сосредоточена на логичности и аналитической глубине изложения.

Нередко образ читателя называют вторым авторским я. Журналист должен сформировать этот образ читателя для того, чтобы установить коммуникативный контакт с аудиторией. Для этого можно использовать разные приемы активизации читательского внимания – это риторический вопрос, прямое обращение к читателю, с предложением совместного размышления, уточнение какого-либо факта для читателя, объединение своей позиции с позицией читателя, когда авторское я превращается в мы. «Кто знает, может нам действительно не хватило этих граненых строчек поэтического схимника из Перми», – говорит о пермском поэте Борисе Гашеве Юрий Беликов, приобщая читателя очерка к числу своих единомышленников.

А вот как уточнение факта определяет характер читателя. В очерке 1999 года о бывшем председателе Пермского обкома Борисе Коноплеве Владимир Винниченко вставляет в текст краткую историческую справку об этом персонаже. Он пишет о человеке, имя которого уже мало известно молодому поколению. Появление справки – это не только информация, это важный элемент в характеристике образа читателя, который принадлежит новому поколению. Этот образ оправдан самой логикой очерка, в котором автор размышляет о смене поколений и о поколение ушедшем. Таким образом, учет особенностей читательского восприятия активизирует поиск новых средств выразительности, а также становится важным принципом формирования текста как целостного произведения.

Итак, автор должен считаться с познавательными потребностями своего читателя. При этом необходимо не только представить образ возможного читателя, но и заставить реального читателя идентифицировать себя с этим образом.

Деталь в художественно-публицистическом тексте

С учетом ограниченного объема художественно-публицистического текста деталь является наиболее технологичным приемом создания публицистического образа. Она выступает основным средством художественной типизации. Точная и яркая деталь позволяет несколькими штрихами передать характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения, выпукло и зримо описать обстановку, место действия, предмет, или даже целое явление. Для этого деталь должна быть конкретной и емкой.

Журналист должен уметь выявлять такие детали, при этом ему понадобиться не только наблюдательность и записная книжка, но и представления о методах сбора деталей. Принято выделять два таких метода.

Первый - это вычленение опорной детали из обилия впечатлений. Для этого необходимо представлять себе замысел произведения, что позволит обратить внимание на какие-то определенные черты объекта информации. Далее необходимо сделать эту опорную деталь центром не только логической, но и художественной концепции произведения. В зависимости от этого необходимо продумать развертывание образного построения текста и микродетализацию.

Среди опорных деталей различают детали-образы и детали-символы. Деталь-образ схватывает наиболее существенные характеристики персонажа или явления, о которых пишет автор. Так, в очерке В.Курицына о Жанне Агузаровой деталью-образом становится шлем. Вот начало очерка: «Когда я впервые увидел ее, она была в мотоциклетном шлеме, внутри которого шуршали какие-то звуки: то ли проклятья далекой планеты в адрес своего блудного космонавта, то ли плохо настроенное радио 106,8". Затем тема шлема развивается в сюжете о космическом происхождении Жанны. Пересказывая ее совершенно «улетевшие» рассказы о своей внеземной жизни, Курицын комментирует – «и жужжит в шлеме». Дальше появляется такой комментарий к сюжету о шестилетнем писании книги: «Жанна хоть и пищит из-под шлема, но суеты в ней нет совершенно». Образ шлема воплощает авторское видение нового имиджа Жанны, который мотивируется ее сознательной отчужденностью от неуютного злободневья и нежелания в него вписываться. Вот в этом нежелании автор вполне солидарен с героиней своего очерка.

Деталь-символ, в отличие от образной детали, содержит в себе некое символическое обобщение, которое сопутствует этой детали с истории культуры.

Второй метод детализации - использование микродеталей, выполняющих в тексте вспомогательную роль. К ним относятся детали обстановки или портрета персонажа, которые служат воссозданию наглядности и характеризуют внутреннее содержание образа.

В памфлете «Фашизм на продажу» Андрей Колесников для создания образа Эдички Лимонова использует портретную деталь. Он называет писателя «мальчиком с морщинистым лицом». Деталь оказывается органично связанной с главной идеей памфлета, где речь идет о распространении фашизма среди подростков.

Ассоциативная деталь ярко представлена в эссе Андрея Колесникова «Вест мэн на рандеву с русским человеком». Салфетка, взятая им в качестве сувенира из одного типичного ресторанчика Мюнхена, послужила ассоциативным мостиком для разговора о менталитете западного человека. На салфетке был изображен весь набор ценностей западной онтологии: «В соответствии с законами перспективы на первом плане изображена газета, сложенная вчетверо и повернутая так, чтобы было видно начало логотипа… Чуть дальше - яйцо, варенье, кренделя и фрукты. Портят капиталистическую матафору забредшие невесть откуда в сознание художника социалистические колоски и встающее во весь рост солнце. Сверху аккуратным подчерком отличника-тинейджера написано «Гутен морген». (Известия, 2000)

Таким образом, журналист должен обладать умением отбора деталей, а также способами обыгрывания их в тексте.

Ассоциативный уровень произведения

Этот уровень текста связан с теми смыслами произведения, которые формируются подтекстом и контекстом данной публикации.

Основными приемами формирования подтекста являются реминисценции (цитаты, ссылки на литературные и исторические персонажи, разнообразные фразеологизмы).

Контекст складывается из указания связей текста с предыдущими произведениями по этой теме (например, о герое очерка) или этого типа текстов (корелляция с жанровыми законами текста).

Интонационно-речевая организация текста

Для художественной публицистики характерно активное использование самых разных речевых приемов построения текста, поскольку речевая экспрессия является одним из главных средств оценки проблемы или персонажа. При этом формируются своего рода стилистические предпочтения. Так, например, фельетон активно использует приемы речевой игры, эссе строится на подчеркнуто авторских тропах, в очерке преобладает экспрессивная описательность: яркие эпитеты, динамичные глаголы, синонимические ряды.