- •{5} От автора
- •{7} Введение: Спектакль как театральное событие {8} Спектакль как театральное событие
- •{23} Русская императорская сцена и поиски а. П. Чеховым «своего театра» {25} «Законы сценичности» и драматургические образы а. П. Чехова Поиски соответствия. «Иванов». 1889 год
- •{51} «Чайка» на пути в репертуар Александринского театра
- •{67} Постановочная система александринской сцены и драматургия а. П. Чехова {69} Система монтировки спектаклей и «предлагаемые обстоятельства» пьесы а. П. Чехова
- •{86} Распределение ролей и репетиции с актерами
- •{99} Постановка чеховской «Чайки» на александринской сцене (октябрь 1896 года) {101} Проблемы реконструкции сценического текста
- •{110} Научная реконструкция постановки комедии а. П. Чехова «Чайка» в Александринском театре 1896 год
- •I действие
- •{134} II действие
- •{152} III действие
- •{166} IV действие
- •{193} «Чайка» в восприятии зрителей и в оценке критики {195} Александринская «Чайка» и стереотипы зрительского восприятия
- •{222} Пьеса и спектакль в контексте театральной критики
- •{243} «Реабилитация» пьес а. П. Чехова на александринской сцене и движение театральной эстетики
- •{249} Спектакль Александринского театра «Иванов» (1897 год)
- •{263} «Реабилитация “Чайки”»
- •{267} Спектакль александринцев в Варшаве (1901)
- •Реконструкция постановки «Чайки» 1901 года
- •«Чайка» в постановке м. Е. Дарского (1902)
- •{286} Реконструкция постановки «Чайки» 1902 года
- •{303} Послесловие: Чеховская традиция Александринки {304} Послесловие
- •{309} Приложения {310} Приложение 1
- •14 Сентября 1896 г.
- •2. И. А. Шляпкин
- •{313} Приложение 2 Монтировка первой постановки «Чайки» Александринский театр, 1896 г. (ргиа, ф. 497, Оп. 8, д. 451)
- •{316} Приложение 3 Монтировка второй постановки «Чайки» Александринский театр, 1902 г. (ргиа, ф. 497, Оп. 1, д. 577)
Чепуров А. А. А. П. Чехов и Александринский театр: На рубеже XIX и XX веков. СПб.: Балтийские сезоны, 2006. 319 с.
От автора 5 Читать
Введение: Спектакль как театральное событие 8 Читать
Русская императорская сцена и поиски А. П. Чеховым «своего театра»
«Законы сценичности» и драматургические образы А. П. Чехова. Поиски соответствия. «Иванов». 1889 год 25 Читать
«Чайка» на пути в репертуар Александринского театра 51 Читать
Постановочная система александринской сцены и драматургия А. П. Чехова
Система монтировки спектаклей и «предлагаемые обстоятельства» пьесы А. П. Чехова 69 Читать
Распределение ролей и репетиции с актерами 86 Читать
Постановка чеховской «Чайки» на александринской сцене (октябрь 1896 года)
Проблемы реконструкции сценического текста 101 Читать
Научная реконструкция постановки комедии А. П. Чехова «Чайка» в Александринском театре (1896 год) 110 Читать
I действие 110 Читать
II действие 134 Читать
III действие 152 Читать
IV действие 166 Читать
«Чайка» в восприятии зрителей и в оценке критики
Александринская «Чайка» и стереотипы зрительского восприятия 195 Читать
Пьеса и спектакль в контексте театральной критики 222 Читать
«Реабилитация» пьес А. П. Чехова на александринской сцене и движение театральной эстетики
Спектакль Александринского театра «Иванов» (1897 год) 249 Читать
«Реабилитация “Чайки”» 263 Читать
Спектакль александринцев в Варшаве (1901) 267 Читать
«Чайка» в постановке М. Е. Дарского (1902) 273 Читать
Реконструкция постановки «Чайки» 1902 года 286 Читать
Послесловие: Чеховская традиция Александринки 304 Читать
Приложения
Приложение 1. Протокол заседания Театрально-литературного Комитета от 14 сентября 1896 г. 310 Читать
Приложение 2. Монтировка первой постановки «Чайки» А. П. Чехова в Александринском театре (1896 г.) 312 Читать
Приложение 3. Монтировка второй постановки «Чайки» А. П. Чехова в Александринском театре (1902 г.) 312 Читать
{5} От автора
Интерес к этой малоисследованной теме возник у меня чуть более десяти лет назад. Тогда в ноябре 1995 года в музее-заповеднике «Мелихово» под Москвой отмечали столетие написания А. П. Чеховым его знаменитой «Чайки». Ученые-чеховеды, артисты, режиссеры, деятели театра размышляли о значении, которое это произведение оказало на весь ход развития новой драматургии и театра в грядущем двадцатом столетии, о художественных открытиях и эстетических коллизиях, которые неизменно возникали в связи с постановками «Чайки» на различных сценах мира. И невольно точкой отсчета в этих размышлениях становилась та катастрофа, тот трагический инцидент, который был связан с первой постановкой пьесы на сцене Александринского театра.
Готовясь к выступлению, я обратился к материалам спектакля, и, в первую очередь, к сценическому экземпляру «Чайки», хранящемуся в фонде «Русская драма» Санкт-Петербургской театральной библиотеки. Внимательное прочтение машинописи вдруг заставило по-новому взглянуть на это событие, увидеть в нем весьма непростой и, как выяснилось, доселе неизвестный сюжет. Оказалось, что манускрипт хранит в себе несколько слоев пометок, которые позволяют достаточно подробно проследить процесс работы над спектаклем, а также понять, как текст А. П. Чехова был скорректирован после первого представления буквально по зрительским реакциям, а затем трансформирован для первой публикации в журнале «Русская мысль». Открылись перспективы во всех подробностях восстановить мизансценический, интонационный и темпо-ритмический рисунок действия того спектакля, что давало возможность научно реконструировать и предметно проанализировать его художественные свойства и по-новому оценить характер несовпадения художественных систем старого традиционного театра с новаторской драматической структурой, сформировавшейся в драматургии А. П. Чехова.
Небольшое сообщение, сделанное мною на симпозиуме в «Мелихово», было поддержано замечательным театроведом Татьяной Константиновной Шах-Азизовой, которая и подала идею проведения в Александринке в 1996 году (к столетию первой постановки пьесы) фестиваля и международной конференции «Полет “Чайки”». Конференция, действительно состоявшаяся в Санкт-Петербурге ровно через год после встречи в Мелихово, имела большой успех и была, весьма представительна. Здесь собрались исследователи творчества Чехова, теоретики и практики театра более чем из двадцати пяти стран мира. Этот форум проходил под эгидой Международной федерации исследователей театра (FIRT) и фактически был сосредоточен на проблемах изучения «века Чехова» в мировом театре.
Между тем росла моя собственная заинтересованность изучением «александринского Чехова». Обращал на себя внимание тот факт, что при жизни самого писателя и в первые пять лет после его кончины в Александринке были поставлены практически все его драматургические произведения. «Чеховская» линия старейшей сцены России обретала в моем сознании определенную логику, складываясь в весьма напряженный историко-художественный сюжет. Он образовывался на месте гигантского эстетического разлома, символизирующего процесс смены театральных систем и напряженного поиска новых средств сценической выразительности. Возникло понимание того, что исторический «провал» «Чайки» нужно рассматривать и исследовать как культурно-историческое событие. «Событийный» взгляд на это спектакль заставил вновь обратиться {6} к материалам прессы, к многочисленным мемуарным источникам, документальным свидетельствам, постановочным материалам, которые позволили реконструировать не только сценический текст спектакля, но и зрительские реакции, которые во многом формировали и корректировали сценические образы. Подключение партитуры восприятия к анализу художественной образности, а также всего блока эстетической полемики, развернувшейся в прессе, открыло богатую перспективу театроведческого изучения этого материала.
Уже после петербургской конференции я вплотную занялся изучением этого материала, и в 2002 году вышла книга «Александринская “Чайка”», где опробованы вышеизложенные принципы и подходы. Тогда были впервые полностью опубликованы и откомментированы такие документы, как текст первой сценической редакции «Чайки», материалы Театрально-литературного комитета, монтировки постановок 1896 и 1902 гг., а также весь блок газетных и журнальных отзывов на премьеру.
Книга была одобрительно встречена многими уважаемыми учеными-чеховедами и исследователями театра. Сочувственные и заинтересованные отзывы Т. К. Шах-Азизовой, А. П. Кузичевой, Э. А. Полоцкой, И. Е. Гитович, Г. В. Коваленко, Р. П. Кречетовой. В. В. Гульченко и др. подвигли меня продолжить изучение темы, взяв в объект исследования не только три сценические версии александринской «Чайки» (1896, 1901 и 1902 гг.), но и спектакли по пьесе «Иванов» (1889 и 1897 гг.), а также постановки чеховских водевилей.
Исследуя перспективу поисков «александринского Чехова», отличающегося от всеми признанной мхатовской традиции, которая сформировалась в первое десятилетие после смерти писателя при деятельном участии режиссера Ю. Э. Озаровского, я все же концентрирую внимание на сценических опытах александринской сцены, состоявшихся при жизни А. П. Чехова. Повествование начинается с напряженной работы драматурга над новой версией пьесы «Иванов» в 1889 году и ее успешной премьеры в петербургском императорском театре и заканчивается так называемой «реабилитацией» «Чайки» в 1902 году, которая связана со спектаклем режиссера М. Е. Дарского.
В отличие от предыдущей книги, в ряде мест публикаторские и комментаторские цели уступили место сугубо исследовательским, попытке реализовать научные, театроведческие задачи, которые за годы, прошедшие с первой публикации, стали для меня очевидными и принципиальными.
Я от души благодарю всех, кто помогал мне в этой нелегкой работе. Огромную помощь и заинтересованное внимание оказали сотрудники отдела рукописей и редкой книги Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки М. И. Цаповецкая, А. А. Хитрик, С. А. Ковалева, Ю. Л. Престенская, сотрудники библиографического отдела библиотеки Н. П. Буданова, В. А. Варламова, сотрудники фонда фотоматериалов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Ю. П. Рыбакова, Н. А. Васильева и Е. В. Ампелогова. Я высоко ценю советы и суждения, высказанные учеными-театроведами, специалистами по истории русского и мирового театра, исследователями творчества А. П. Чехова, которые на разных этапах знакомились с рукописью книги. В этой связи сердечно благодарю Л. С. Данилову, В. В. Сомину, Ю. М. Барбоя, И. В. Кириллову, Г. А. Лапкину, Л. Г. Пригожину, Г. В. Титову, Д. Н. Катышеву, А. С. Ласкина, Ю. А. Смирнова-Несвицкого, Д. Н. Аля, А. П. Кузичеву, Т. К. Шах-Азизову, А. В. Бартошевича, Б. Н. Любимова, Ю. М. Орлова.
Особую признательность я выражаю Т. В. Загорской, все эти годы активно помогавшей и поддерживающей меня в моей работе.
Я от всего сердца благодарю дирекцию Александринского театра, художественного руководителя В. В. Фокина и директора И. Б. Сегеди, поддержавших этот проект, а также издательство «Балтийские сезоны», Е. С. Алексееву, В. С. Дзяка и А. В. Дзяка, которые немало потрудились, чтобы эта книга вышла в свет.
Александр ЧЕПУРОВ
Ноябрь 2006 года
