Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы на экзаменационные вопросы по введению в литературоведение (1 курс, 1 семестр) (кроме №9).docx
Скачиваний:
158
Добавлен:
20.06.2020
Размер:
356.84 Кб
Скачать

27. Категория пафоса.

Неоднозначное употребление термина «пафос» в науке о литературе.

С идейным миром произведения тесно связан пафос, который можно определить как ведущий эмоциональный тон произведения, его эмоциональный настрой (по определению Г.Поспелова).

Вместе с тем в термин «пафос» отдельные литературоведы вкладывают и несколько иной смысл:

1) авторская эмоциональность, под которой Хализев подразумевает определенные типы осмысления жизни, «сплавы» обобщений и эмоций, которые обладают устойчивостью;

2) модус художественности (от лат. Мodys – мера, способ), под которым В.Тюпа подразумевает исторически продуктивный способ актуализации законов искусства;

3) стратегия художественной типизации, сгусток, ядро определенного миросозерцания. Так понимает пафос белорусский литературовед А.Н. Андреев. В качестве эстетической категории пафос у него выступает как стратегия эстетического зарождения, развития и завершения определенного типа личности.

Проанализировать пафос в произведении – значит выявить его типологическую разновидность, тип эмоциональной ориентации, отношения к миру и человеку в мире.

Виды пафоса:

– героический (героика)

Мифы Древнего Рима и Греции, Скандинавии

Из Сказание о Роланде:

Бьют мавры и французы что есть сил,

Их копья разлетаются в куски.

Взглянуть бы вам, как там дробят щиты,

Услышать бы, как сталь о сталь звенит,

Как в панцири врезаются клинки,

Как наземь тот, кто сбит с коня, летит,

Как издает он перед смертью крик,-

Вам этого до гроба не забыть.

Из Бородино

Да были люди в наше время

Не то что нынешнее племя

Плохая им досталась доля

Не многие вернулись с поля…

Не отдали ли б Москвы…

– трагический

Ромео и Джульетта

– идиллический

Радимов ‘Деревня’

Весенний день теплом ленивым жарит

Трава на солнце зеленеет

Приятно в нос ударит здоровый запах дегтя.

Из Мороз и солнце Пушкина

Вся комната янтарным блеском озарена,

Веселым треском трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки…

– сентиментальный

Уважение к обиженным или униженным, то, что у человека вызывает жалость или др эмоции)

‘Бедные люди'

Варя к Макару:

Неужели вы так всю жизнь прожили в ,одиночестве ,в лишениях , без радости у чужих людей углы нанимая !!!

Макар:

Овечье сердце у меня, нет кровожадности!

Варя:

Доброе сердце у вас…

– романтический (романтика)

Ромео и Джульетта , Всадник без головы, Алые паруса…

– драматический

Слово о Полку Игоря

И застонала земля от печали …

Тоска разлилась по всей Руси

Печаль потекла глубокая средь земли Русской…

– сатирический

Произведения Гоголя (Нос , Ревизор)

– юмористический

Чехов (Толстый и Тонкий)

28. Художественная тенденция и тенденциозность.

Тенденция (позднелат. tendentia – направленность, от лат. tendo – направляю, стремлюсь) – в самом широком смысле – идейно-эмоциональное отношение автора (его симпатии и антипатии, любовь и ненависть) к отображенному миру, авторская оценка проблематики и характеров, скрыто или открыто, намеренно или невольно проявляющиеся в художественном произведении.

Бытует полярное оценочное соотношение: тенденция – тенденциозность. Все положительные смыслы идейно-эмоциональной «явленности» автора или общественной направленности произведения называют тенденцией, все отрицательные – тенденциозностью, или «голой» тенденциозностью, причем наихудший вид ее характеризуют словами Гегеля: он «...имеет место тогда, когда поэт преднамеренно льстит определенному ложному направлению, господствующему в публике, просто ради того, чтобы понравиться, совершая тем двойной грех – против истины и против искусства».

Пример

Тема искусства в произведениях В.М. Гаршина. Произведения Гаршина пропитаны мрачным пессимистическим калоритом. Именно по этой причине там ясно ощущается желание «терзать и мучить» читателя сложными вопросами. Все герои рассказов Гаршина одиноки, ищут выхода из тупика, обдумывают свою жизнь, жизнь вокруг, думают, чем они могут помочь другим? Восприятие мира Гаршина во многом было субъективно, отвечало новым требованиям исторического и литературного времени. Тематический и жанровый диапазон произведений Гаршина широк. Но все его рассказы, статьи, стихотворения объединяет пафос борьбы с социальной несправедливостью. Особое место в творчестве писателя занимает тема искусства и его роли в жизни общества. В.М.Гаршин стал рьяным посетителем собраний художников, где шли горячие споры об искусстве и литературе. Уже тогда писатель высказывал вполне определенные взгляды на искусство, которым оставался верен всю жизнь. Он считал, что искусство не должно быть лишь предметом развлечения и любования кучки эстетов и знатоков. Оно должно служить высоким идеалам добра и справедливости. Он отвергал теорию „искусство для искусства“ и требовал от искусства борьбы, действенной борьбы за лучшее будущее человечества. Интерес к искусству не оставлял писателя всю жизнь. Сами художники побуждали его писать статьи об искусстве.В статьях о художественных выставках В.Гаршин размышляет о назначении искусства, о его месте в обществе. Тяготел он к живописи и в прозе — не только делая своими героями именно художников (“Художники”, “Надежда Николаевна”), но и сам мастерски владея словесной пластикой. Чистому искусству, которое В.Гаршин почти отождествлял с ремесленничеством, противопоставлял более близкое ему реалистическое искусство, болеющее за народ, искусство, способное задевать душу, тревожить её. Эта тема была весьма серьезно разработана в произведениях В. Гаршина. В рассказе „Художники“ художники Дедов и Рябинин символизируют два направления в искусстве. Дедов - сторонник „чистого искусства“, влюблен в свои картины, с наслаждением рисует бесконечные „Закаты“, „Утра“, „Натюрморты“. Он считает, что художник должен выискивать в окружающей жизни красоту и гармонию и услаждать взор знатоков. Ему кажется странным и непонятным пристрастие Рябинина—представителя реалистического, общественного направления в искусстве—к реальным сюжетам. „Зачем, -- рассуждает Дедов, - нужно писать эти лапти, онучи, полушубки, как будто не довольно насмотрелись на них я натуре?“ „По-моему, -- продолжает он, -- вся эта мужичья полоса в искусстве—чистое уродство. Кому нужны эти пресловутые репинские „Бурлаки“? Написаны они прекрасно, нет спора, но ведь и только. Где здесь красота, гармония, изящное? А не для воспроизведения ли изящного в природе существует искусство?“