- •1 Модернізм як культурна домінанта початку хх ст.: філософські засади, естетичні принципи, основні напрямки й течії.
- •2 Міфологічний універсум та гомерівські мотиви в романі д.Джойса "Улісс.
- •4 Епіфанія як естетична категорія та сюжетотворчий засіб в новеллах д.Джойса ("Дублінці").
- •5 Експресіонізм як "плакатне мистецтво" та культура бунту: філософські засади, естетичні принципи, своєрідність поетики.
- •6 Майстерність новелістичного циклу е.Хемінгуея ("Кішка під дощем", "Трьохденна непогода").
- •7 Філософські та естетичні засади сюрреалізму. Філософські концепції Фройда, Юнга, Бергсона та їхній вплив на формування сюрреалізму.
- •8 Тема I Світової війни у романі е.Хемінгуея "Прощавай, зброє!"
- •9 Література "потоку свідомості": філософські засади, естетичні принципи, основні представники.
- •10 Підтекст як художній засіб в творчості Хемінгуея: поняття „телеграфного стилю”, "теорія айсберга".
- •11 Література «потоку свідомості»: типологічні збіги й розбіжності у творчості м. Пруста, д. Джойса, в.Вулф.
- •12 Творчість ф.Кафки в контексті культури хх ст. Екзистенціалізм та абсурдизм в творчості Кафки.
- •13 Екзистенціалізм у світовій літературі: філософські засади, естетичні принципи, основні представники.
- •14 Жанрова природа малої прози Кафки. Специфіка кафкіанської притчі. ("Перетворення", "Замок", "Процес").
- •15 Метафізичний та соціальний зміст роману а.Камю "Сторонній". Образ Мерсо та принципи його створення.
4 Епіфанія як естетична категорія та сюжетотворчий засіб в новеллах д.Джойса ("Дублінці").
Эпифания была центральной концепцией ранней эстетической теории Джойса. Писатель активно использовал эпифании в своем творчестве.
Эпифания (от греч. "являться", "показываться"): зримое или слышимое проявляение некоей силы, прежде всего божественной или сверхъестественной. Понятие эпифании, принятое Джойсом в своем творчестве (не само слово), писатель перенял у Уолтера Патера из "Заключения" к его "Очеркам по истории Ренессанса".
В церковной лексике слово «епифания» означает «богоявление». Джойс использует его для обозначения моментов духовного прозрения человека, наивысшего напряжения его душевных сил, позволяющего проникнуть в сущность явлений, понять смысл происходящего.
В рассказах сборника «Дублинцы» епифании - это моменты, в которых, как в фокусе, концентрируются чувства, помыслы, желания героев, это мгновения постижения самого себя, своей судьбы.
«Дублинцы» (1914 г.) Джеймса Джойса построены по очень логичной схеме, установленной самим писателем. «Сестры», «Встреча» и «Аравия» — рассказы о детстве; «Эвелин», «После гонок», «Два рыцаря» и «Пансион» — о юности; «Облачко», «Личины», «Земля», «Несчастный случай» — о зрелости; «В день плюща», «Мать», «Милость божия», «Мертвые» — рассказы об общественной жизни5. Такая последовательность произведений подводит нас к мысли о том, что Джойс описывает становление человека как личности в мире католического Дублина
Обычно именно в конце рассказа происходит «озарение» в жизни человека. Каждый герой, как правило, испытывает крушение своих надежд, жизненных принципов («Мертвые», «Прискорбный случай», «Эвелин») и именно в конце рассказа задумавшийся о себе человек будто на момент «прозревает», осознает мертвенность и пустоту своей жизни.
В рассказе «Эвелин» автор описывает вечер и несколько часов героини, где перед ее глазами пролетает вся ее жизнь, все трудности и невзгоды до этого момента. Мы прослеживаем внутренний монолог человека, который хватается за прошлое, и при этом видит свет в своем будущем. Рассказ начинается с воспоминаний о далеком детстве, в котором Эвелин вспоминает пустырь, на котором они играли по вечерам с другими детьми. Автор показывает нам детский паралич и невинность, сравнивая его с жестким обращением со стороны взрослых.Эвелин считала, что хоть и работать приходилось много, а дома, по крайней мере, у нее есть крыша над головой и кусок хлеба; есть те, с кем она прожила почти всю жизнь. Мы видит, как героиня хватается за то малое, что у нее есть сейчас, с теми, кто с ней рядом. Автор показывает внутренний спор с разумом и желанием перемен. Героиня рассказа думает о новой жизни и светлом будущем, сравнивая ее с жизнью своей матери. И все-таки, Эвелин решила, отправиться вместе с Фрэнком на поиски другой жизни. Она уедет и станет его женой, будет жить с ним Буэнос-Айресе, где у него дом, дожидающийся его приезда. Эвелин вспоминает свою мать, про обещание, данное матери, – обещание как можно дольше не бросать дом. Дальше на пристани мы видим, как в душе героини происходит борьба и сомнения: «Она чувствовала, как побледнели и похолодели у нее щеки, и, теряясь в своем отчаянии, молилась, чтобы Бог вразумил ее, указал ей, в чем ее долг. Внутренние чувства Эвелин, как волны всех морей бушевали вокруг ее сердца. Он тянет ее в эту пучину; он утопит ее. Она вцепилась обеими руками в железные перила. Это немыслимо. Ее руки судорожно ухватились за перила. И в пучину, поглощавшую ее, она вскликнула воплем отчаяния».
