Нарушения игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра Авторы:
Козловская Галина Вячеславовна – доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник группы раннего детского возраста отделения детской психиатрии ФГБНУ НЦПЗ.
Симашкова Наталья Валентиновна – доктор медицинских наук, заведующий отделением детской психиатрии ФГБНУ НЦПЗ.
Голубева Наталья Ивановна – кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник группы эндогенных заболеваний детского и подросткового возраста отделения детской психиатрии ФГБНУ НЦПЗ.
Воскресенская Светлана Александровна – соискатель ученой степени кандидата наук ФГБНУ НЦПЗ.
Иванов Михаил Владимирович – кандидат психологических наук, магистр психологии, старший научный сотрудник группы раннего детского возраста отделения детской психиатрии ФГБНУ НЦПЗ.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
К игровой деятельности исследователи проявляли интерес с давних времен, но системному изучению феномен игры подвергся лишь с конца XIX в. Развитие игровой деятельности строго соответствует определенному этапу онтогенеза. У детей с нарушением психического развития игровая деятельность может приобретать ряд специфических особенностей. В настоящем исследовании были изучены дети с расстройствами аутистического спектра разного генеза. Обнаружен ряд особенностей и отличий в игровых действиях в группе детей с процессуальными расстройствами от игры детей с ранним детским аутизмом. Данное исследование направлено на решение первоочередных задач детской психиатрии, поиск клинико-психологических критериев ранней диагностики аутизма по особенностям игровых действий у детей раннего и дошкольного возраста.
Ключевые слова: игра, игровая деятельность, аутизм, ранняя диагностика, детская психиатрия.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Features of play activity in children with autism spectrum disorders
S.A.Voskresenskaya, G.V.Kozlovskaya, N.V.Simashkova, N.I.Golubeva, M.V.Ivanov
Mental Health Research Center. 115522, Russian Federation, Moscow, Kashirskoe sh., d. 34
Scientists showed interest to play activity from the earliest times, but the systematic study of the phenomenon of the play started from the late XIX-th century. Age dynamics of play activity adheres to a certain stage of ontogenesis. Play activity of children with mental disabilities may have a number of features. In our study, we examined children with autism spectrum disorders of various origins, found a number of features and differences in play activities of a group of children with schizophrenia disorders, from play activity of children with early childhood autism. This study is aimed at solving the main problems of child psychiatry, searching for clinical and psychological criteria of early diagnosis of autism spectrum disorders by features of play activity in early childhood and preschool age.
Key words: play, play activity, autism, early diagnosis, child psychiatry.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Игра, по мнению философов и психологов, – одна из главнейших форм эстетической деятельности человека. Она является неутилитарным действием, совершаемым ради него самого и доставляющим его участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие и радость. Л.С.Выготский высказал следующее суждение об игре. Он писал, что игра возникает на всех стадиях развития культурной жизни у разных народов земли и представляет естественную особенность человеческой природы, смысл которой заключен в ней самой [1]. Философ Й.Хейзинга также дал одно из аналогичных определений игровой деятельности. По его мнению, игра есть добровольное занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени, по добровольно принятым, но обязательным правилам, с целью, заключенной в ней самой, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», чем «обыденная» жизнь [2].
Систематическому научному изучению феномен игры подвергся лишь с конца XIX в. в разных дисциплинах – антропологии, психологии, философии, культурологии (Д.Дьюсбери, 1981; В.С.Мухина, 1988; П.С.Гуревич, 1994; И.Е.Валитова, 1999; В.В.Абраменкова, 2001; Ж.И.Резникова, 2002; З.А.Зорина, И.И.Полетаева, 2007) [3–9].
Наиболее полные теории развития игровой деятельности представлены в работах отечественных психологов Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева [1, 10, 11]. Однако до настоящего времени разработка теоретических основ игры и ее практических форм в зависимости от ряда факторов, таких как возраст, этнические, культуральные особенности, и состояния здоровья не утратила своей значимости.
Особую роль игра занимает в процессе психического развития и формирования личности ребенка, о чем свидетельствует конвенция ООН «О правах ребенка», принятая в 1989 г., в которой отмечено право ребенка на игру, соответствующую его возрасту (статья 31) [12].
По наблюдениям отечественных и зарубежных психологов, игра занимает значительную часть жизни ребенка. В процессе игры он постигает окружающее его пространство, приобретает элементарные закономерности микросоциума, обучается социальным навыкам, правилам поведения, постигает первые духовно-нравственные принципы и др. Развитие игровой деятельности соответствует определенному этапу онтогенеза (условной норме) – по принципу «от простого к сложному», а именно: от манипулирования предметами (игрушками) до сложных образно-символических смысловых игровых построений с применением воображения и фантазирования (в рамках возрастной нормы) [8, 11, 13–15].
У детей с нарушением психического здоровья игра может приобретать ряд особенностей, прежде всего в виде отклонений от возрастных нормативов. Ранний детский аутизм привносит значительное своеобразие игровых проявлений на каждом онтогенетическом этапе развития ребенка. Особенности игры обусловливаются психическим состоянием ребенка-аутиста. Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в целом характерны снижение жизненного тонуса, недостаточность или отсутствие адекватной мотивации, стереотипность действий, трудности активного взаимодействия с миром детей и взрослых [16, 17].
Об игре детей-аутистов писали психологи и психиатры (А.С.Спиваковская, 1980; Г.В.Козловская, 1995; В.М.Башина, 2012; Н.В.Симашкова, 2013) [16–19]. В целом авторы отмечали, что в основе измененной игры лежит патология аффективной сферы в сочетании с лежащими на первом плане аномальными взаимоотношениями с окружающим миром. Эти дети эмоционально дефицитарны, в силу чего они безразличны и равнодушны к окружающим близким людям и игрушкам, не требуют понимания и внимания окружающих взрослых к себе и их игровым занятиям.
Своеобразие игровой деятельности детей с РАС всегда привлекало внимание исследователей, однако подробного изучения особенностей игры у детей-аутистов в возрастном аспекте в зависимости от типа и степени аутизма не проводилось.
В то же время исследование нарушений игровой деятельности у детей с РАС имеет важное значение в диагностическом, лечебном и реабилитационном планах.
