
2. Отличные черты философического мышления по п. Флоренскому.
П. А. Флоренский ( 1882 – 1937 ) – религиозный философ, ученый – энциклопедист, всю свою недолгую жизнь посвятил поиску вечных истин, видел будущее мира в чистоте духа и бытия, в единстве природы и человека. Еще в двадцатые годы священник Флоренский связывал крах цивилизации с началом ее бездуховности. Ныне человечество встало перед этой трагической чертой. За ней пропасть, духовная пустота.
Его диссертация “Столп и утверждение истины” обратила на себя общее внимание. Здесь он изложил свои идеи не от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины. Поиск Флоренского в области, если можно так выразится, мистической физиологии занимающее собой стремление выйти из рамки господствующего типа познания, которое в современной философии ощущается как “усохшее” и “скукоживающиеся” сравнительно с познанием, доступным людям прошлого.
Хотя Флоренский блестяще знал западную философию, он искал для себя опору в православном сознании и развивал свои философические взгляды в пределах религиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства, Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну природного бытия.
Анализируя мировоззрение Флоренского, подчеркивается мысль, о том что он очень верно высказывает основную предпосылку современной науки о природе, а тем самым и существенно космологии: для современной науки действительно существенно восприятие неисчерпаемой мощи природы, ее бесспорной творческой силы, динамизма присущий ей “начал”. ( Здесь важно подчеркнуть идею Вернадского о том, что в основе современной науки о природе лежит “ аксиома реальности”.) Для Флоренского природа не феномен, не система “явлений”, а подлинное реальное бытие с бесконечной мощью сил, действующих в ней же, и не извне. Лишь в христианстве (как особо подчеркивает Флоренский, всякое мировоззрение вне христианства акосмично) природа является не мнимым, не феноменальным бытием, не “тенью” какого-то иного бытия, а живой реальностью.
“Павел Флоренский, - отмечает академик Д. С. Лихачев - сложившийся как мыслитель в среде слияния культур русской и кавказской, европейской и народной, светской и церковной, - один из первых возвестил русской интеллигенции о гибельности бездуховного пути. И то, что наше время обратилось к истокам и родникам русской культуры и духовности, к поискам вечных истин, свидетельствует, что П. А. Флоренский был прав в своих проззрениях. Его сравнивают с Леонардо да Винчи, Б. Паскалем. Это говорит о том, что Флоренский - явление не только русской, но и мировой культуры.
Однако у П. А. Флоренского есть черта, которая делает его преимущественно русским мыслителем. Как у всякого русского мыслителя, слово П. А. Флоренского всегда искало опоры в утверждении себя через явления жизни, в воплощении, в деле.
Это, несомненно, обострило и сделало неизбежным трагический конец жизни П.А.Флоренского ”.