Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 Контрольная работа / 1-12_Философия.doc
Скачиваний:
79
Добавлен:
23.06.2014
Размер:
134.66 Кб
Скачать

Контрольная работа по философии №1.

Вариант N12.

ТЕМА: Русская философия (18-20 в.в).

План:

1. Основные особенности русской философии.

2. Философы русского космизма.

3. Мировое значение русской философии.

1. Основные особенности русской философии.

Важными характерными чертами русской философии являются принципы це­лостности, положительного всеединства, этического персонализма,собор­ности, реальной интуиции, истины праведности.

Философско-антропологическая мысль в России XIX века демонстрирует предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренчес­кие течения. Однако тема человека остается неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий. "Излюбленная - те­ма русских размышлений - человек" /Франк/. Панорама концепций челове­ка, созданных в XIX веке, обширна. В нее входят "авторские" антрополо­гии представителей различных философских направлений. Так, русская фи­лософия первой половины XIX века предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранно влияния. Это был "болезненный процесс национально

- исторического самонахождения и раздумья" /Флоренский/, в результате которого возникли две идейные программы: западничество и славянофиль­ство. Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи 1840-1850 гг., сыгравший решающую роль в формировании русского национального самосознания и определяющие судьбы русской философии. Среди широкого круга тем, обсуждаемых западниками и славянофилами, особо выделяется антропологическая проблематика. Основатели славяно­фильства А.С.Хомяков и И.В.Киреевский обосновали концепцию человека, в центре которой - истолкование духовно нравственных ценностей с позиций православия. В своих богословских трудах А.С.Хомяков обратился к теме соборной Церкви, через которую только и может совершиться преображение человека. В отношении Церкви Хомяков определял соборность как "единс­тво во множестве". Если взять это понятие в е социальной философии, то можно определить соборность как общность людей, свободную от антаго­низма, объединенных верой в православные ценности, гарантирующие цель­ность личности и соборность познания. Соборность - это примирения в христианской любви свободы каждого и единства всех.

В антропологии Хомякова с особой силой выдвигается учение о целост­ности в человеке, под которой он понимает "иерархическую структуру ду­ши": существуют "центральные силы нашего богообразного разума, вокруг которого должны располагаться все сего духа" .

Очевидно, что антропологические построения Хомякова перекликаются с учением И.В.Киреевского о целостности духа. Цельность духа - это воп­рос о внутреннем устроении жизни, о постоянном поиске "того внутренне­го корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума" /Киреевский/. В основу всего построения философ положил различие "внешнего" и "внутреннего" человека. Внутренний чело­век - это совокупность способностей человека: способности любви к бо­гу, и помощи к ближнему; способность ощущать вину, стыд, сострадать, чтить красоту. Внешний человек - это, выражаясь языком современной со­циальной психологии, совокупность социальных ролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение человека, раско­лотость и противоречивость внутренней и внешней жизни.

Обретение цельности, то есть путь к господству в человеке "внутрен­него средоточия", - в "собирании сил души". И задача эта достижима "для ищущего", но нужен труд, нужна духовная работа над собой. Челове­ку необходимо проникнуться стремлением слить все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, воля, и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое, справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и таким образом восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимости"/Киреевский"/.

Антропологические построения Хомякова и Киреевского восходят к хрис­тианскому видению цельного человека. В противоположность этому исход­ным пунктом философских взглядов западников было рационально - аксио­логическое понимание человеческой личности. В.Г.Белинский не создал собственной антропологии как стройной философской системы. Однако все его размышления так или иначе носят антропоцентрический характер. Эво­люция взглядов в конечном итоге привела его к утверждению абсолютной ценности человеческой личности. "Для меня теперь человеческая личность выше истории, выше общества, выше человечества" /Белинский/.

Мотивы персонализма, поиска "социальной правды" во имя освобождения личности от гнета современного строя вместе с Белинским разделяли и другие представители западничества. Оригинальное философское творчест­во А.И. Герцена, его особый подлинный "философский опыт" были сосредо­точены на проблеме человека: "личность - вершина исторического мира, к ней все примыкает, ею все живет" /Герцен/. В некотором смысле Герцен был основателем русского материализма и позитивизма с их ориентацией на естественные науки. Так , он хотел объяснить человека из мира при­роды. Но увы, природа слепа. Противоположный природе полюс бытия - мо­ральная личность во всеоружии своего знания и нравственной ответствен­ности. При всем желании ее невозможно дедуцировать ни из мира природы, ни из мира истории. Нужно принимать ее как неоспоримую данность. "Вне нас все изменяется, все зыблется; мы стоим на краю пропасти и видим, как он осыпается.., и мы не сыщем гавани иначе, как в нас самих, в сознании нашей беспредельной свободы, нашей самодержавной независимос­ти.." /Герцен/. Так рождается противостояния миру, который не внушает доверия. Единственное, что остается непоколебимым - это вера в лич­ность, в ее нравственные силы, в защиту "естественных движений души".

Сходные умонастроения суммируются в некое психологическое единство и переживаются как отличия "новых людей" второй половины XIX века от предыдущего поколения. Идейным вождем и ярким представителем материа­лизма и радикализма этого периода был Н.Г.Чернышевский. В его основной философской статье "Антропологический принцип" в философии" учение о человеке преподнесено с позиций "новой" антропологии, базирующейся на материалистическом биологизме. "На человека надо смотреть, как на су­щество, имеющее только натуру, чтобы не разрезать человеческую жизнь на разные половины, и рассматривать каждую сторону деятельности, как деятельность всего организма" /Чернышевский/. Защищая единство челове­ка с "научной точки зрения", Чернышевский подчиняет познание принци­пам, господствующим в сфере физико - химических процессов. Что вполне соответствовало позитивистским тенденциям эпохи.

Известно, что Чернышевский представлял себе "положительно" нравс­твенного человека как "человека вполне", цельного и гармоничного в ко­тором корень всех движений - и корыстных, и бескорыстных - один и тот же, а именно "любовь к самому себе".

Позиции позитивизма, веры в науку разделяли и представители народни­чества, радикализма и социализма.

Антропологизм Лаврова основывается на понятии "цельного человека". "Человека есть единство бытия и идеала" /Лавров/, прочным основанием которого является "наличность морального сознания". Моральное созна­ние, начиная с простого "желания", создал и движет творчеством челове­ка, вырывает человека из потока бессознательного бытия, создает исто­рическую действительность. Лавров суммирует свой антропологизм так: "человек есть источник природы /ибо из данных опыта человек воссоздает "природу", источник истории /борется за свои идеалы, бросает семя в почву окружающего мира/, источник собственного сознания /перестраивает свой внутренний мир/".

Проблемы полноты и целостности, нераздельности человеческой личнос­ти, высокий этический пафос размышлений о человеке оказываются общими для всей русской философской антропологии XIX века. Но в разнородных идейных течениях эти проблемы получают новую аранжировку.

Панорама антропологических концепций XIX века могла бы быть предс­тавлена более значительным числом персон, но, без включения в нее творческого наследия Ф.М.Достоевского, она вряд ли могла быть полной. Вместе со всей русской мыслью Достоевский - антропроцентричен. Нет для Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нет и ничего страшнее человека. Человек - загадочен, соткан из проти­воречий, но он является в то же в лице самого даже ничтожного человека

- абсолютной ценностью. Поистине - не столько Бог мучил Достоевского, сколько мучил его человек, - в его реальности и в его глубине, в его роковых, преступных и в его светлых, добрых движениях.

Сила и значительность подобного антиномизма у Достоевского в том, что оба члена антиномии даны у него в высшей своей форме. Основная тайна человека, по Достоевскому, состоит в том, что он есть существо этическое, что он неизменно и непобедимо всегда перед дилеммой добра и зла, от которой он не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо становится на путь зла.

Эта этическая сущность человека, основная его этическая направлен­ность не предвзятая идея у Достоевского, а вывод из его наблюдений над людьми. "Идея человека" пронизывает, центрирует русскую философию XIX века. Во всех различных течениях русской мысли главным является ут­верждение того, что "человек в своей индивидуальности является нравс­твенной ценностью высшей иерархической ступени /Бердяев/.

Проблема личности - одна из главных теоретических проблем в истории русской философии. Всесторонне её исследование является важной нацио­нальной особенностью философской мысли. Проблема личности концентриру­ет в себе основные вопросы политической, прав вой, нравственной, рели­гиозной, социальной и эстетической жизни и мысли. Место личности в об­ществе, условия её свободы, структура личности, её творческая реализа­ция представляет собой целостный процесс развития идей. Тема проблемы личности проходит в тех или иных формах через многие этапы истории русской философской мысли. Однако наиболее интенсивно эта проблема разрабатывалась в XIX - начале XX века в различных изданиях, которые отличались богатством содержания. Славянофилы утверждали, что подлин­ная свобода личности возможна лишь на основе признания религии высшей ступенью духовной жизни. Отвергая, рационализм и материализм, они отс­таивали бога в человеке. Постановка вопроса о внутренней духовной сво­боде чел века была несомненной заслугой философов-славянофилов. Славя­нофилы выступали против личной собственности правового государства. Они считали, что род, семья, община, социальные связи, являются наи­лучшей средой для существования личности. Всем формам внешней свободы

- политической, правовой, экономической, они противопоставляли внут­реннюю свободу личности, основанную на ценностях внутреннего мир, ос­вещённых религией. Чернышевский и Добролюбов подняли эту проблему на новую ступень. От абстрактной человеческой природы они перешли к пони­манию личности как субъекта социально-политической деятельности. Они утверждали социальную активность, утверждали единство слова и дела. Человек превращается в личность в процессе борьбы против сил, препятс­твующих прогрессу, против рабства и пустой мечтательности. Чернышевс­кий разработал идею "Разумного эгоизма". Его суть: протест против

фальши и лицемерия, против индивидуального эгоизма, против насилия над личностью, но "за" разумное сочетание интересов личности и общества, за единство сознания и поведения. Иначе к разработке проблемы личности подошёл Владимир Соловьёв. Он анализировал человека в масштабах гло­бальных, космических, его понимание вносило гуманистический характер. Его исследования сущности добра, стыда, единства познания, нравствен­ности, эстетики, обогатили мировую философскую мысль. Следует отме­тить, что Соловьёв в работе "Оправдания добра" объявлял социализм не­состоятельным именно с точки зрения ценностей. Он утверждал, что соци­ализм, отрицая высшее начало, т.е. бога, "ограничивает и унижает чело­века". Проблема свободы личности, которой русские философы посвятили столько ярких страниц, приобрела в современном мире особое значение, она становится объектом не только политических деклараций, но и теоре­тических изысканий. Одним из них является либерализм. Российский либе­рализм выражается социальным строем, который многие люди представляли себе как движение общества к гражданскому и правовому государству, где все равны перед законом, где интересы личности выше интересов госу­дарства, где хорошие условия труда и жизни. Глубину идеи русского ли­берализма демонстрирует работа одного из ведущих представителей русс­кой социально-философской мысли Петра Струве. В трудах Струве нашло свой продолжение позиция либерального консерватизма к которому он от­носит таких людей, как Екатерина II, Карамзин и Вяземский, Александр Пушкин. Струве считал, что главная сущность тех или иных учений - это отношение "к двум основным проблемам культурного и государственного развития России: проблеме свободы и власти". Таким образом, сплетаются две тенденции - полная свобода личности и в тоже время поиск границ этой свободы. Классическим выражением либерального консерватизма Стру­ве считал творчество А.С. Пушкина, в котором Струве увидел сочетание как любви к свободе, так и любви к власти. Пётр Струве развивал идеи "Великой России". При этом он опирался и на историческое прошлое стра­ны, и на живые культурные традиции. Познание государства важнейшим фактором прогресса страны логически вело к утверждению роли права. Именно по этому Струве выступал против произвола и разрушительной анархии. В 20-е годы в статье "Наши люди" Струве выступил против рево­люции, так и против надежд на реставрацию царизма. Он писал: "России нужно возрождение, а не реставрация. Возрождение всеобъемлюще, проник­нутое идеями нации и отечества, свободы и собственности и в то же вре­мя свободное от духа и духов корысти и мести". Только укрепление конс­титуционных начал государства, установление твёрдых законов, создание общества, основанного на прочных правовых принципах, способных пре­дотвратить любые эксцессы, любые формы разрушительного действия анар­хической массы, умело направляемой теми, кто стремится к власти. Пётр Струве был убеждён в необходимости не только эволюционных изменений на основе строгой законности, но и в возможности разнообразных компромис­сов с обеих сторон. Революцию 1917 года Струве назвал всероссийской катастрофой, ответственность за которую несёт неповоротливая власть, радикальная и либеральная интеллигенция. Вполне закономерно, что Стру­ве пришёл к оценке русской революции 1917 года как "национального нес­частья", культурного, социального и политического крушения. Он призна­вал влияние марксизма на общественное сознание, но сама теория не мо­жет служить источником гигантских исторических перемен. Таким образом, мыслители XIX - начала XX века стремились утвердить в российском об­ществе идеи просвещения и уважения к правовым нормам, уважение к лич­ности.