Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 Контрольная работа / 1- 7_Философия_6.rtf
Скачиваний:
216
Добавлен:
23.06.2014
Размер:
159.61 Кб
Скачать

4. Философия б. Спинозы.

Ярким представителем философии рационализма Нового времени был нидерландский мыслитель Спиноза. И хотя Голландия была одной из наиболее развитых и терпимых в религиозно-мировоззренческих вопросах стран Европы, но и здесь Спиноза не мог трудиться без притеснений, которые в конце концов привели к изгнанию его из еврейской общины и из Амстердама.

Абсолютное большинство идей Спинозы вначале распространялось с помощью переписки, бесед, поскольку его работы не издавались. Единственная работа Спинозы, изданная при жизни мыслителя – «Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке, с приложением методических идей». Кроме Декарта на формирование философских взглядов Спинозы оказали влияние Гоббс и Бруно. Резко отрицательное отношение к Спинозе было связано с неявной критикой религии, что нашло позднее наиболее полное выражение в работе Спинозы «Теологическо-политический трактат». Несмотря на это, Спиноза вел интенсивную духовную жизнь, поддерживал тесные связи с Бойлем, Гюйгенсом, Лейбницем, с которым встречался в 1676 году. Основной труд Спинозы – «Этика». По мнению Гегеля, Спиноза реализовал «философию Декарта в форме абсолютной истины».

Философия Спинозы продолжает рационалистическую традицию Декарта, но делает акцент не на методе, а на системе знания о мире. В такой философии преодолевается не только картезианская метафизика, но и дуализм Декарта. И если в философии последнего причинность ограничена физикой, то в философии Спинозы каузальность универсальна. У Спинозы все сущее подчинено каузальной необходимости, которая реализуется через категорию силы. Именно сила воплощает абсолютную, всеобщую необходимость.

В основе философии Спинозы лежит единая протяженная и мыслящая субстанция. Субстанция имеет два атрибута – протяженность и мышление. Здесь Спиноза следует за Декартом. Он тоже хочет найти связь между этими атрибутами. Под субстанцией, которую Спиноза отождествляет с Богом, философ понимает всю природу. Особенно важно то, что природа является причиной самой себя – natura causa sui. Поэтому у Спинозы природа сотворенная совпадает с природой творящей. Вся Вселенная выступает как целостная система. Спинозу больше интересует сама система, нежели путь ее познания. Это не значит, что ему безразличен метод познания субстанций. Он у Спинозы последовательно математический. Стараясь до конца реализовать всеобщность математического метода, он перенес идеи математики на все сущее. Поэтому Спиноза применяет аксиомы, теоремы, определения для познания не только физических тел, но и всего бытия.

Таким образом была преодолена граница между физикой и метафизикой, которую проложил основоположник рационализма Декарт. Согласно Спинозе, физическое подчиняется метафизическому. Этим онтология рационализма Спинозы отличается от онтологии рационализма Декарта. Если Декарт начинает строить свою систему с «методологического сомнения», а значит – с мыслящего «я», то Спиноза строит свою систему, опираясь на идею субстанции, природы как целого. Для Спинозы принятие за основу такой субстанции необходимо, ибо невозможно представить существование всеобщей субстанции, не заключающей причину своего бытия в самом себе. Сущность этой субстанции несет в себе свое существование. Тем самым преодолевается разрыв между физическим и метафизическим, существованием и сущностью.

В этом принципиальном пункте Спиноза не только сомневается в правоте Декарта, сколько уверен в своей собственной правоте. В предисловии к пятой части «Этики» Спиноза писал; «Я не могу, право, достаточно надивиться, как философ, строго положивший делать выводы только из начал, которые достоверны сами по себе, и утверждать только то, что познает ясно и отчетливо, и так часто порицавший схоластиков за то, что мы думаем объяснить темные вещи скрытыми свойствами, как этот философ принимает гипотезу, которая темнее всякого темного свойства. Я спрашиваю, что разумеет он по соединением души и тела? Какое, говорю я, имеет он ясное и отчетливое представление о мышлении, самым тесным образом соединенном с какой-то частицей количества? Весьма желательно было бы, чтобы он объяснил эту связь через ее ближайшую причину. Но Декарт признал душу настолько отличной от тела, что не мог показать никакой единичной причины для этой связи, ни для самой души, и ему пришлось прибегнуть к причине всей Вселенной, т. е. к Богу».

Сам Спиноза отождествил не только субстанцию и природу в целом, но и субстанцию и Бога. Бог Спинозы – абсолютно бесконечное существо, это то же самое, что субстанция, состоящая из множества атрибутов, каждый из которых выражает «вечную и бесконечную сущность». Атрибуты выражают сумму сущностей субстанции, и их много. Тем самым снимается вопрос о необходимости объяснения одних атрибутов другими, неизвестными, более глубокими. Природа сама творит себя с помощью своих атрибутов, она причина самой себя. Познание этих причин – цель науки. Эти причины коренятся в самой природе. И потому лишен смысла, согласно Спинозе, вопрос о целевых причинах. Спиноза настаивает на том, что природа не действует по цели, поскольку «то вечное и бесконечное существо, которое мы называем Богом или природою, действует по той же необходимости, по которой существует». Природа существует не ради какой-то цели, а ради самой себя. Поэтому нельзя спрашивать, для чего вещи существуют, а надо спрашивать, как и почему они существуют. В мире господствует цепь событий, скрепленных причинно следственной связью. Эта связь не имеет разрывов, и в мире нет ничего случайного, все происходит в силу необходимости. Столь строгий, жесткий детерминизм исключал онтологические основания случайности, сводя случайность к субъекту, его уровню знания, языку.

Применяя подобную методологическую программу к социальным процессам и к поведению человека, Спиноза доказывал, что необходимость не исключает, а предполагает свободу. Человек и может быть свободным только потому, что все сущее закономерно. Познавая мир, себя, свои желания, человек может быть свободным, ибо знание позволяет контролировать себя и происходящее.

Продолжая и развивая гуманистические традиции эпохи Возрождения, философы 17 века воспевают и прославляют Разум, не сомневаясь в его безграничных возможностях. «Человек, - писал Спиноза, - наиболее своенравен тогда, когда руководствуется разумом». Не случайно, что одна из ранних работ Спинозы носит название «Трактат об усовершенствовании разума». В этой работе Спиноза утверждает, что «правильный метод есть путь отыскания в должном порядке самой истины». Этот метод Спиноза связывает с математикой, ибо «математический метод… при исследовании и передаче знаний есть лучший и надежный путь для нахождения и сообщения истины».

Обращение Спинозы к математике не случайно. Математический метод не внешнее приложение к рационализму как философскому течению, особенно в период его становления и формирования. И хотя Спиноза, в отличие от других представителей рационализма, и не был сам математиком, он был убежден во всеобщности и универсальности математического метода как наиболее полного воплощения принципов рационализма. Не следует забывать и о влиянии традиции, идущей от Декарта, основавшего свои гносеологические положения на математической дедукции.

Столь значительное внимание к математическим методам познания не означает, что Спиноза игнорировал многообразие форм познавательного процесса. Мир знания, согласно Спинозе, приобретался четырьмя способами. Это, во-первых, знания произвольные, понаслышке. Второй способ познания – беспорядочное накопление опытного знания, не подчиняющегося какому-то определенному закону. Третий способ – познание вещей через другие вещи, когда по результатам какого-то действия начинается суждение о самом действии. И, наконц, четвертый способ познания – познание вещи через изучение ее сущности. Анализируя эти способы познания, Спиноза считает, что с первым способом не связано реальное познание, а второй способ действует в рамках обыденного, житейского опыта, тогда как третий и четвертый – научные способы познания мира. Но эти способы не равноценны, и только четвертый способ, который Спиноза называет интуитивным, дает наиболее глубокое знание. При этом интуиция Спинозы отличается от интуиции Локка, эмпириков и мистиков, он рационалистична, нацелена на умозрительное постижение сущности вещей. Критика данных опыта, нашедшая отражение в оценке третьего способа, не означает, что Спиноза вообще отрицал роль эмпирических данных в процессе познания. Позиция Спинозы здесь едина с другими рационалистами. Ими подчеркивается важность эмпирического компонента знания, хотя опыт и не может быть критерием истины. Истинность идеи определяется самой идеей: «как свет обнаруживает и сам себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и мысли».

Список используемой литературы:

Хрестоматия по истории философии, МПГУ, Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 г.

Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 3-е, переработанное и дополненное). – Ростов на Дону: «Феникс», 2002 г.

История философии в кратком изложении, перевод с чешского И. И. Богута – М.: Мысль, 1991 г.

Судьба цивилизации. Путь разума. Н.Н. Моисеев, М., 2000 г.

Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА – М, 1999 г.

Соседние файлы в папке 1 Контрольная работа