Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 Контрольная работа / 1- 7_Философия_6.rtf
Скачиваний:
96
Добавлен:
23.06.2014
Размер:
159.61 Кб
Скачать

Министерство образования рф.

Томский Государственный Университет

Систем управления и радиоэлектроники

(ТУСУР)

Контрольная работа № 1

по философии

Вариант №7

Философия Нового времени.

План:

1. Основные черты философии Нового времени.

2. Ф. Бэкон о природе человеческих заблуждений.

3. Рационализм Декарта.

4. Философия Спинозы.

1. Основные черты философии Нового времени.

Наступившее после эпохи Ренессанса Новое время, реагируя на потребности складывающейся реальности, начало формировать иное отношение к природе и духовному миру человека. Расширение интеллектуального мира личности, начавшееся в эпоху Возрождения, захватило весь духовный облик истории, закрепив складывающийся интерес в философских системах английского мыслителя Ф. Бэкона и французского философа Р. Декарта.

Лицо эпохи постепенно начинает определять наука, и с этого периода ее авторитет вытесняет авторитет и притязания религии. И хотя это только начало, и мыслители вынуждены были еще оглядываться на церковь, но развитие мысли неуклонно расширяло поле науки и философии. «Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным», - утверждал Бэкон. Точно так же для Декарта, который был не только великим философом, но и неменее великим математиком, наука – высшая ценность. Она основа надежды, символ всемогущества человеческого разума, воплощаемого в технику. Техника, в свою очередь, расширяет возможности научного познания природы.

17 век – начало формирования научного разума, утро рационализма. Естественно, философские системы, осмыслившие эту эпоху, не могли пройти мимо центрального объекта науки – природы и способов постижения ее сути. Ф. Бэкон, например, одним из первых на философском уровне выделяет, определяет природу как объект научного знания. Речь идет об изменении отношения человека к миру, способа выделения им мира как объекта науки, что, в конечном счете, меняло и самого человека.

Такое переоткрытие природы, новое видение известного непросто, поскольку оно предполагает превращение известного или кажущегося известным в неизвестное, загадку, которую следует заново разгадать. Чтобы представить трудности на этом пути, следует вспомнить о господствовавшем в средние века мировоззрении, превращавшем все сущее в произведение Бога, зачастую отождествлявшем природу и Бога. И после этого более чем тысячелетнего религиозного видения всего – открытие природы было величайшим завоеванием мысли.

Естественно, еще сказывались стереотипы, традиции более чем тысячелетнего господства религиозного мировоззрения. Поэтому в рассматриваемый период одной из ключевых проблем эпохи Нового времени оставалась проблема отношений человека к богу, которая принимает различные формы. В теоретическом плане она выступает как проблема соотношения теологии и философии. Бэкон подошел к ней с помощью концепции «двух истин», восходящей к номиналистической философской традиции. Согласно Бэкону, теология имеет небесное происхождение, а философия – земное. Философия и теология различаются как по предмету, так и по месту решения своих вопросов. Бэкон не сомневался в существовании духов и ангелов. Его материализм был непоследовательным. Он соседствует с теологией в разных формах: священной, богооткровенной, естественной.

Для Декарта Бог тоже необходим, особенно в метафизике, поскольку существование ясного и отчетливого знания гарантировано Богом. Бог всемогущ и создал человека способным познать мир, поскольку наделил его естественным светом разума. Если Бог представляет собой «бесконечную, вечную, неизменную, независимую, всеведущую, всемогущую» субстанцию, то наше «я» есть конечная субстанция, которая несовершенна, неполна и беспрестанно стремится к чему-то лучшему и большему. Несовершенство человека выражается и в его способности к заблуждению. Таким образом, Бог как творец «нашей души и мысли» - конечная предпосылка философии Декарта.

Проблема соотношения философии и теологии, Бога и Разума постепенно отходит на второй план, уступая место позитивному знанию. Однако церковь не собиралась оставлять интеллектуальное поле без сопротивления. В 1600 году в Риме за свои убеждения был сожжен Дж Бруно, а в 1616-м, то есть за четыре года до выхода «Нового органона» Бэкона, была запрещена гелиоцентрическая система мира, изложенная Н. Коперником в работе «О вращении небесных тел». От рук церкви погибли автор «Диалогов о природе» Л. Ванини, сожженный в 1619 году и Ж. Фонтанье, сожженный в 1621 году за атеистические взгляды. Эти и им подобные процессы происходили в первой половине 17 века в Европе на глазах у Галилея, Бэкона, Декарта. Мысители, воспевавшие силу разума, понимали опасность религиозного фанатизма и невежества. «…На свете не существует большей ненависти, - писал Галилей, - как ненависть невежества к знанию…» Вот почему эту эпоху не следует считать полной победой разума, скорее она – эпоха нейтрализации и ограничения веры и утверждения возможностей разума. Это было прямо подчеркнуто Дж. Локком, доказывающим, что власть церкви «должна быть ограничена рамками церкви и никоим образом не может распространяться на гражданские дела».

В этом же направлении шли мысли ведущих философов 17 века, стремившихся обосновывать свои идеи, по возможности не сталкиваясь с религией. Никто из философов Нового времени не был атеистом в современном смысле этого слова. Они скорее были пантеистами и деистами, что давало им возможность быть и философами.

Поэтому для ученых, создавших основы современной науки – Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона, Декарта, наука и религия не исключали, а по-своему предполагали друг друга, ибо в работе вселенского космического механизма Мироздания принимает непосредственное участие Бог, трактуемый разными авторами по-своему, но обязательно у каждого из них присутствующий. И только более поздняя «экспансия Разума» привела к «выключению» Бога из карины Сущего и заявлениям типа лапласовских о ненужности «гипотезы Бога» для объяснения процессов, происходящих в Уневерсуме. И если Галилей ванужден был стать на колени перед церковью, а Декарт – работать в другой стране, боясь преследований у себя на родине, то это свидетельствует не об их революционности в вопросах веры, а о консервативности служителей церкви в вопросах знания.

Для эпохи, с которой пытались «рассчитаться» Бэкон и Декарт, характерны два эпизода. Во-первых, примечателен ответ профессора-иезуита на предложение Галилея убедиться в том, что на Солнце есть пятна. Посмотрев в телескоп, он заявил: «Напрасно, сын мой. Я дважды прочел Аристотеля и ничего не нашел у него о пятнах на Солнце. Пятен нет. Они происходят либо от несовершенства твоих стекол, либо от недостатка твоих глаз». Во-вторых, как отмечается в установлении Оксфордского университета, абсолютность аристотелевского видения мира поддерживалась… штрафами: «Тот бакалавр и учитель, который не правоверно следует Аристотелю, подлежит штрафу в пять шиллингов за каждый пункт расхождения и за каждую допущенную им ошибку в логике Органона».

Но вопреки консерватизму традиций и способов их защиты научная мысль постепенно преодолевала средневековый подход к миру.

Формирование естествознания в этот период связывалось с тенденцией познания не единичных, изолированных фактов, а определенных систем, целостностей. Одновременно с этим перед философами и учеными встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышенной значимости гносеологической ориентации новой философии.

Ориентация на чувственность и практичность познания – не единственная черта формирующейся науки Нового времени, которая повлияла на характер философского мышления того времени. Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно-следственного объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Если ориентация на чувственность и практичность познания проецируется на развитие опирающейся на науку эмпирии, то стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, которое, однако, по своему характеру ближе, например, к Евклидовой геометрии, чем к аристотелевско-схоластическому духовному созерцанию. Поэтому с развитием чувственного, эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное, математическое мышление. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как целого, формируют ее характер и проецируются на складывающиеся основные направления философского мышления Нового времени.

Для более детальной характеристики целесообразно рассматривать философию Нового времени не в целом, а по временным этапам, выделение которых способствует более четкому усвоению ее особенностей.

а) Философия 17 века.

17 век – век развития экспериментального математического естествознания, которое постепенно завоевывает приоритетное место в интеллектуальной жизни. Объясняется это тем, что наука, отвечая на запросы и требования, порожденные восходящим капиталистическим производством, давая реальные и действительные знания о природе, приобретает все более практическую значимость и большую ценность. Обращение философии к науке как определяющему социальному феномену, вызывает определенную переориентацию интенций теоретического мировоззрения. На первый план выдвигается гносеология и методология исследования природы.

17 век нередко называют эпохой ранних буржуазных революций. Нидерландская и английская революции, осуществлявшиеся в религиозном идеологическом оформлении, весьма активизировали общественную жизнь и в определенной мере способствовали освобождению философии от теологии. Независимость от религии в период повсеместного узаконенного религиозного сознания, естественно, не могла быть полной и кардинальной. В философии 17 века это выражалось в том, что передовые мыслители, как уже говорилось выше, использовали в своих интересах концепцию «двух истин» и становились на позицию деизма.

Философы этого периода весьма критически относились к средневековому духовному наследству, а именно пересматривали роль и назначение философии, отрицая суеверие и негативное отношение к схоластизированному дедуктивному умозаключению. Философия выступает за практическую значимость своих концепций, жизненное их применение, за реальное влияние на человеческие судьбы.

Проблемы, решаемые философами 17 века, можно свести к следующим. Певая заключается в разработке нового метода познания. Постановка и решение ее связаны с именами Бэкона и Декарта, предложившими и обосновавшими соответственно гносеологический эмпиризм и рационализм. Бэкон, рассматривая опытно-экспериментальное исследование как единственно возможное, разработал экспериментально-индуктивный метод познания. Вторая проблема касалась онтологического статуса бытия. Философию 17 века продолжали интересовать и онтологические вопросы, находившиеся в центре внимания предшествующей философии, проблема бытия находит здесь свое выражение главным образом в истолковании субстанции.

У Декарта вводятся две субстанции – материальная и духовная. У Локка материальная субстанция играет роль подпорки, лежащей под воспринимаемыми людьми качествами вещей. Существование духовной субстанции проблематично. Спиноза дал развернутое учение, трактующее субстанцию как причину самой себя.

Третья проблема – проблема социальной жизни. Философия 17 века сознательно защищает гуманистические идеалы и ценности, особое внимание уделяя при этом анализу принципов разума и свободы. Конкретное выражение данные принципы получили к концепции «свободной необходимости» Спинозы, в попытках Гоббса и Локка рационального объяснения происхождения общества и государства, в абстрактно-теоретическом понимании сущности человека.

б) Философия эпохи Просвещения.

К философии эпохи Просвещения относятся такие мыслители 18 века как Беркли, Юма, Вольтер, Гольбах и другие. Но идеология Просвещения и особенно форма ее выражения значительно отличались в Англии от французского образца. Если Франция была накануне революции, то Англия переживала все ее противоречивые последствия. Соответственно, и философия в этих странах выдвигала и решала различные проблемы.

В Англии с именем Беркли связано появление нового философского направления – субъективного идеализма. В центре внимания английской философской мысли оказались проблемы сенсуализма и номинализма. Односторонность этих течений, положенных в основании предшествующим философским материализмом, вызвали к жизни другие подходы, что нашло отражение в работах Беркли и Юма. Философскому анализу были подвергнуты теории первичных и вторичных качеств и проблема субстанции. Впервые Юмом было дано развернутое обоснование скептицизма и агностицизма.

Французская философия выдвинула проблемы иного рода. Один из идеологов Просвещения – Вольтер остановился на деистической форме либерального религиозного сознания, одновременно активно пропагандируя современные ему научные взгляды и научное мировоззрение.

С именем Гольбаха, главы французких материалистов 18 века, связано построение системы материалистического миропонимания. В этой системе нашли решение вопросы, касающиеся понимания материи как субстанции, движения «как способа существования материи», детерминизма и материалистического сенсуализма.

в) Немецкая классическая философия.

Немецкая классическая философия – высшее достижение западной буржуазной рациональной философии Нового времени. Она является непосредственным продолжением философии Просвещения, по-новому решая ее проблемы и выдвигая ряд новых. К ней относятся такие мыслители как Кант, Шеллинг, Гегель и Фейербах.

Немецкая классическая философия сформировалась под влиянием процесса ломки общественных отношений. Данное обстоятельство, связанное с особенностями положения Германии конца 18 – начала 19 вв. как феодально-раздробленной страны, привело к тому, что революционные общественные изменения в теории немецкой философии получили спекулятивную, умозрительную форму выражения. Эту особенность необходимо учитывать при чтении опубликованных избранных текстов, имея в виду частую неадекватность содержания форме изложения.

Определяющей чертой немецкой классической философии является выдвижение проблемы диалектического тождества мышления и бытия, с позиции которого исследуются отношения субъекта и объекта, теоретические формы мышления, философские категории.

В целом, наиболее оригинальные и существенные новации, разработанные немецкой классической философией, можно свести к следующим:

- создание системы диалектики, достигшей своей завершенности в работах Гегеля;

- обоснование активности мышления (активность субъективного и объективного разума);

- значительно расширено исследование психики человека и признание существенной роли бессознательных неуправляемых интеллектуальных процессов;

- введение принципа историзма в исследование социально-культурной сферы;

- разработка и использование понятия идеала при интерпритации общественной жизни и искусства;

- появление новой формы материализма, а именно антропологического материализма и выявление психологических и гносеологических корней религии.

Соседние файлы в папке 1 Контрольная работа