- •О.А. Тучина Семантика ритуально-магических действий свадебного обряда (по материалам пинежского района Архангельской области)
- •Профилактические обрядовые действия
- •1. Апофевктеические действия — наиболее пассивные средства уклонения от влияния нечистой силы, в основном к ним относятся различного рода запреты, табу.
- •2. Экзапатические или диссимуляционные акты.
- •3. Криптические или скрывающие обряды.
- •4. Апотропеические действия.
- •Продуцирующие обрядовые действия
- •3. Инициационные или посвятительные обряды.
- •4. Карпогонические или оплодотворяющие обряды.
- •5. Каратические или очистительные обряды применяются в целях снятия вредоносных воздействий, пограничного состояния.
- •6. Мантические обряды часто присутствуют в свадебном ритуале. К ним относятся гадание, ведовство и приметы.
- •Примечания
- •Условные сокращения
5. Каратические или очистительные обряды применяются в целях снятия вредоносных воздействий, пограничного состояния.
Омовения, различные действия с водой. К числу таких обрядов можно отнести невестину баню и совместное мытье молодых после брачной ночи. О купании невесты в бане сказано выше. Редуцированная форма купания молодых — процедура умывания на утро после свадьбы [Колпакова, с. 148]. Обычай этот тесно связан с представлениями об очистительной силе воды. Во время бани невесты омовение направлено на снятие предшествующего состояния (“девичества”), когда девушка расстается с прежней жизнью, “девьей красотой”. После брачной ночи вода снимает переходное состояние жениха и невесты.
Очищение посредством огня как могущественного катартического средства. Отголоски этих обрядов находим в применении свечей во время свадьбы [Ефименко, с. 76–77; Чирцов, с. 354; ФА ПГУ. П. 263, с. 68].
6. Мантические обряды часто присутствуют в свадебном ритуале. К ним относятся гадание, ведовство и приметы.
Гадание при помощи веника во время бани невесты [Колпакова, с. 127; ОПП, с. 50; Чирцов, с. 352], девушки выясняют, кто следующей замуж пойдет. Эти обряды связаны с древними представлениями, что “баня” — место “нечистое”, а веник как банная утварь обладает демоническими, сверхъестественными свойствами.
Подведем некоторые итоги.
Выявляя и раскрывая семантику ритуально-магических действий на материале пинежских свадебных обрядов, можно говорить о большой степени сохранности “плана содержания” и устойчивости мифологического сознания традиционного свадебного ритуала. К сожалению, смысл большинства рассматриваемых действий забыт или переформулирован, приобретает на современном этапе шутливо-игровой или эстетический характер.
Ритуализация свадебного обряда, как мы уже говорили, помогает невесте свершить трудный переход из одной социальной и половозрастной группы в другую. Представлениями о свадьбе как о смерти невесты в одном качестве и возрождении в другом объясняется наличием в обряде ритуально-магических актов, направленных на предотвращение вредоносного воздействия потусторонних сил, защиту невесты от них, а также участников ритуала от самой невесты как временно лиминального существа. И в записях пинежского свадебного обряда нам удалось выявить достаточно большое их количество. Назовем наиболее устойчивые, зафиксированные и в самых поздних описаниях: запреты невесты на еду, выход из дома и работу, иносказания на сватовстве, переодевание и покрывание невесты, различные обереги. В большинстве случаев эти действия уже утратили свое первостепенное значение.
С представлениями о круге жизни, продолжении рода, связана вторая категория обрядов — продуцирующие, цель которых — обеспечить молодым различные блага (главное — потомство). В процессе магического увеличения продуцирующих сил человека активно применяется растительная символика (хлеб, зерно, каша, сено, солома, блины). Здесь чаще используется кантагиозная магия. В эту же категорию вошли действия, знаменующие разрыв невесты с прежним статусом, с духами — покровителями родительского дома (окручивание, вырывание волос, расшивание свадебного хлеба).
