Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по Новому Завету. МДС, 3 кл.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.7 Mб
Скачать

Об образах света и тьмы

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы», свет во тьме светит и тьма не объяла (Еванг.) Т.е.жизнь человеч.определяется тем, чему поклоняется человек. Понятно, о чем, идет речь – о Фаворском непостижимом благодатном превечном свете, о той велелепной славе (ап.Петр в послании – были вместе с Ним на горе, где..) Эти слова говорят и о том, что Бог дает откровение о Себе, открывающий Себя, и Бог, открывающий все Собою, нет ничего тайного, что не стало бы явным. Слова говорят о святости, чистоте Божией. Нет такой тьмы, какая могла бы сокрыть к-либо зло. Во свете Христовом открывается все.

Свет означает также и водительство Божие в нашей жизни, п.что без света мы не м.видеть истинных наших путей, познать Бога, и ап.Иоанн говорит, что наша жизнь окружена греховной тьмой, и тьма означает жизнь без Христа, без света. «Аз есмь свет..» (Еванг.), и ко всем христианам – «вы есть свет миру» (Мф.) Тьма – это жизнь, когда человек живет без Христа, или прежде чем он встретит Христа, или когда он, познав свет, уклоняется от света и правды. А сейчас тьма миновала и свет светит.

Эта мысль присутствует во всем Н.Завете. К Ефес.- вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе. К Колосс. – Бог избавил нас от царства тьмы и возвел в Царство Сына. К Солун – христиане не во тьме. Ев.Ин – всякий, кто следует за Христом, не пребывает во тьме. Ап.Петр – Бог вывел нас из тьмы в чудный Свой свет. На Пасху – свет во тьме светит, и тьма его не объят. Тьма пытается преодолеть свет, но ей это не дано, она не м.его преодолеть и объять. И тьма, сила, враждебная свету, власть диавола – противостоит власти Божией. Тьма – это незнание, неведение, невежество. Господь говорит, чтобы мы ходили во свете, да тьма не объяст, потому что кто ходит во тьме, не знает куда идет. Христос есть свет, он пришел, чтобы мы не ходили во тьме. Всякий верующий в него не ходит во тьме. Тьма – это когда человек не верует во Христа. Распад жизни, отсутствие ясных и здравых ориентиров. Без света Божия мир пребывает в хаосе, в нем нет порядка и смысла. Согласно Писанию, тьма – это жизнь вне Христа, где нарушаются заповеди Божии, безбожная жизнь. Павел говорит, чтобы мы отверглись дел тьмы. И люди возлюбили тьму более света, потому что дела их были злы. П.что невыносим свет для такой жизни и таких дел, и они уходят во тьму. Писание говорит нам, что жизнь во тьме бесплодна, «бесплодные дела тьмы» (к Ефес.). У Ин Богослова тьма связана с ненавистью, «ненавидящий врага своего ходит во тьме». И тьма – это участь вечная врагов Христовых и тех, кто не принимает Христа. И наша жизнь вся – война вместе с Господом против мироправителей тьмы века сего, т.е.против темных сил.

«Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме – лжем и не творим истины, но если ходим во свете, как Он, то имеем общение друг с другом, и кровь Христова омывает нас от всякого греха». Уже говорили, что ап.Иоанн противостоит еретикам той мыслью, что они так духовно интеллектуально продвинуты, что никакой грех уже не м.их осквернить. На сам.деле их жизнь не свидетельствует, что они причастны к свету Божию. Они считают, что далеко ушли по дороге к ведению, мудрости, преодолели всякий грех, и для них нет никаких законов. Ин Богослов и говорит здесь, что если человек ходит в нравственной тьме, попрании заповедей Божиих, то не м.иметь общение с Богом. «Будьте святы, ибо Я, Гдь ваш, свят» (Левит). Т.е.общение с Богом предполагает такое благочестие, какое отражает свет Божий. Жизнь христианская есть Богоуподобление. Вся наша жизнь д.быть направлена на устремление к Богу, свету, на осмысленное сознательное устремление к свету Христову. И заповеди Божии – это свет, крый направляет нас, и Бог дает нам благодать и силы достигнуть его, дает покаяние. Воссияла благодать покаяния светом Христовым всему миру. Чем ближе человек к Богу, к свету – тем страшнее ему представляется его собственный грех, тем страшнее он видит реальность, что есть грех. Поэтому Ин Богослов обличает тех лжеучителей, их понятия об истине, крые претендуют на знание истины и продолжают ходить во тьме, а истины в них нет. И то же самое сказано в Ев.Ин, 3 гл. – когда говорит о тех, кто творит истину – пребывает во свете и в общении с Богом. Истина в христианском богословии никогда не является чисто интеллектуальным знанием, а она нераздельна с любовью к Богу и к человеку.

Чтобы благодаря истинному исповеданию догматич.таин Божиих мы получали благодатную силу жить по заповедям Божиим.

Свет – это образ, о кром нам говорит гора Фавор, или беседа преп.Серафима с Мотовиловым, другие святые. Этот свет даруется победой Божией над грехом и всей тьмой. Новый Иерусалим сияет светом в наших сердцах и умах. И истина – это не просто постижение высоких богословских вещей, а это конкретная жизнь.

Ин Богослов говорит, что есть некое испытание того, что мы знаем истину и мы ей причастны. Дает два таких критерия – 1 – если мы ходим в свете – мы имеем общение друг с другом. Т.е.общение с людьми. А грех отделяет нас от Бога и друг от друга. Это признак того, что человек не познал истину. 2 – чем больше человек познает истину, тем больше познает самого себя и свою греховность, что лично ради него Господь воплотился и совершил подвиг, лично ради этого человека. И ап.Иоанн говорит – человек познает, что кровь Христова очищает нас от всякого греха. Т.е.это великая тайна того, что Христос совершил, и она продолжается в жизни всех спасающихся, обращающихся с покаянием ко Господу. Без этой крови очищающей мы не можем войти в общение с Богом, т.к.ничто скверное не войдет в общение с Ним. Это то, что приобщает нас к святости Божественной. «По дару Христа Твоего». Т.образом, подлинное знание истины, исповедание веры, неложная духовность означает, что мы все больше и больше входим в общение с Богом и друг с другом. Бог стал человеком, чтобы явить тайну этой заповеди.

Ап.Иоанн обличает лжеучителей, называет их лжецами, крые претендуют на то, что имеют общение с Богом, Тем, кто есть свет, а сами ходят во тьме, и они лгут. Позднее он повторяет это обличение в др.форме – «кто говорит, что познал Бога, а заповеди Его не соблюдает, тот лжец». Чк, крый устами исповедует одно, а жизнь его отличается – тот лжец. Если человек отвергает величие Божие, то это предел лжи.

1 гл.Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.  Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.  10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.

Т.е.нелюбовь – это всякий грех. А кто говорит, что у него нет грехов, тот либо слеп, либо он хочет спрятать это. Самооправданием человек не уничтожает грех, а грех пребывает. Спасает только покаяние, а никакие добрые дела не м.спасать. Двери покаяния и двери Ц.Божия – это одни и те же двери. Вся жизнь д.быть путем к совершенному покаянию.

Ощущение греха у человека – это последнее священное нравственное прибежище человека, а когда этого не будет, жизнь прекратится.

2 гл. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;  Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.

Св.Иоанн Златоуст говорит, что литургия – это приношение за грехи всего мира. Грех имеет всемирное, всеобщее значение. Мы все смертные и грешные, живем в ситуации греха и смерти. Проблема заключается в том, что мы терпим поражение в духовной жизни, хотя и стараемся следовать духовному пути. Как же тогда иметь общение с Богом, если грех этому препятствует? Христос – ходатай (2,1), «параклитос», утешитель. А утешить человека можно только истиной, все остальное только ухудшит его состояние. Слово утешитель во всем Писании связано с утешением. Бывают такие скорби, когда утешить м.только Бог. И человек д.знать, что это истина, принять истину.

Умилостивление за грехи – «так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного дал…», и «Бог спаситель всех человеков, наипаче же верных».

Язык образов – свет и тьма, ведение и неведение – взят из текстов еретиков, крые были родоначальниками гностицизма и претендовали, что они причастны к свету, любви, познанию Бога и пребыванию в Боге.