Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / IGPZS.docx
Скачиваний:
337
Добавлен:
05.06.2020
Размер:
290.88 Кб
Скачать

46. Государственный строй Японии по Конституции 1889г. Создание новой судебной системы.

Логическим завершением государственных реформ явилось принятие Конституции. В начале 80-х годов XIX в. в стране развернулось широкое общественное движение «Дзиюминкэнундо» (Движение за свободу и народные права), направленное на принятие Конституции, начинают создаваться политические партии. В 1881 г. была создана партия Риккэндзиюто(Конституционная либеральная партия) или просто Дзиюто (Либеральная партия), а на следующий год – партия Кайсинто (Партия реформ). Их программные установ­ки были во многом схожи: введение парламентского строя при сохранении монар­хии, независимый внешнеполитический курс. Различия просматривались в относительно второстепенных вопросах. Так, партия Дзиюто, требовала снижения поземельного налога, выступала за ограничение монополии в правительстве со стороны бюрократии и самурайства. Кайсинто выступала за развитие внешней торговли, пересмотр неравноправных договоров, проведение денежной реформы. Обе партии имели почти одинаковую социальную базу. Хотя партии и не играли решающей роли в политической жизни страны, их создание проходило  при активном участии властей и они рассматривались как важ­ный элемент создаваемой конституционной монархии.

Наконец, 12 октября 1881 г. император торжественно обещал дать стране Конституцию. Для выработки проекта Конституции была создана специальная комиссия во главе с Ито Хиробуми, направленная в европейские страны и США для изучения их опыта государственного (конституционного) строительства. Наиболее подходящими для Японии комиссия сочла прусскую Конституцию 1850 г. и германскую Конституцию 1871 г. Впрочем, опыт других стран был также внимательно изучен, например, Великобритании и США, и был, в кой-то мере, даже реализован.

Работа над первой в истории Японии Конституцией завершилась к 1889 г. Подготовленный проект Конституции был обсуждён в правительственных кругах и одобрен Тайным советом. После рассмотрения императором Конституция была обнародована 11 февраля 1889 г. и вступила в действие с ноября 1890 г.

Конституция 1889 г. была октроированной, её гарантировала  торжественная клятва императора. В клятве оговаривалось, что старинные прерогативы короны Конституцией не отменяются, что императорская династия вечно будет соблюдать провозглашённые принципы. С принятием Конституции Япония преобразовалась в конституционную монархию. Конституция состояла из 7 глав, включавших 76 статей.

Глава I. Об императоре. Особа императора объявлялась священной и неприкосно­венной. Как глава государства он наделялся верховной властью – объ­являл войну и мир, заключал международные договоры. В качестве верховного главнокомандующего он устанавливал структуру и численный состав вооруженных сил в мирное время, включая оклады лич­ного состава. В сфере государственного гражданского управления он  определял структуру министерств, назначал, увольнял и определял оклады всех должностных лиц. Император жаловал дворянство, чины, ордена, знаки отличия. Император осуществлял законодательную власть в согласии с имперским советом, утверждал и обнародовал законы. В промежутках между сессиями парламента он мог издавать императорские указы, имеющие силу закона, но требующие дальнейшего одобрения парламентом. Император имел право амнистии, помилования и восстановления в правах.

Глава II. О правах и обязанностях подданных. Подданным японского императора предоставлялось одинаковое право доступа к военным и гражданским должностям, объявлялась свобода выбора местожительства. Провозглашалась тайна переписки, свобода слова, печати, собраний и союзов, неприкосновенность жилища. Собственность объявлялась неприкосновенной. Каждому японцу гарантировалась судебная защита в соответствии с законом. Однако установленные Конституцией ограничения могли быть нарушены в определенных законом случаях.

Глава III. Об имперском парламенте. Парламент (кокай) – был двухпалатным. Палата пэров (верхняя палата) – формировалась по императорским решениям, вне Конституции. В ее состав входили члены императорского дома, титулованная знать, а также лично назначенные монархом. Количественно состав палаты не был регламентирован. Палата представителей (нижняя палата) – избиралась населением. Порядок формирования палаты и ее организацию предусматривали специальные законы.

Согласно закону о выборах (1889 г.) избирательным правом пользовались мужчины старше 25 лет, платящие налог с имущества свыше 15 иен в год и проживающие в определенной местности не менее полутора лет. Вводились ограничения для военнослужащих и студентов. Выборы проводились по многомандатным и одномандатным округам, и в первые десятилетия в состав палаты представителей выбирался 381 депутат.

Правительство осуществляло контроль над палатой представителей. Из числа представленных депутатов император назначал президента и вице-президента. Правительство могло прервать заседания палаты на срок до 15 дней, потребовать слова в любое время, по требованию правительства могли быть и тайные заседания. Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и ут­верждались абсолютным большинством. Парламент был обязан оказывать предпочтение законопроектам правительства.

Депутаты получали право парламентской неприкосновенности, но только за мнение, высказанное в палате. Допускался даже арест депутатов в случае задержания на месте преступления или наказуемого деяния, связан­ного с внутренними или внешними волнениями. Для депутатов существовали и дисциплинарные наказания, вплоть до исключения из депутатов.

Глава IV. О государственных министрах в Тайном совете. Непосредственное государственное управление осуществлял каби­нет министров, возглавляемый министром-президентом. Каждый из министров обязан был давать советы императору и быть ответственным за них. Положение кабинета министров было в весьма зависимом положении от императора и его приближенных.

Тайный совет был совещательным органом по политическим вопросам. В 1890 г. компетенция совета была расширена, его совещательная роль стала обязательной в отношении законов о династии, по вопросам внешней политики, международных договоров, уголовных наказаний, а также собственной организации. В совет назначались императором 26 советников старше 40 лет (включая председателя и вице-председателя); фактически же члены совета определялись по указанию премьера, который оставался и главным действующим лицом этого органа, только в общей форме упомянутого в Конституции. Реальным важнейшим полномочием тайного совета стала организация правительства, включая взаимоотношения последнего с императорским двором.

Глава V. О судебной властиСудебная власть осуществлялась от имени императора судами. Вводился принцип несменяемости судей. «Ни один судья не может быть отрешен от своей должности иначе как за наказуемые деяния, по приговору уголовного или дисциплинарного суда» (ст. 57). Конституция провозглашала публичность судебного процесса, но оговаривала если есть основания опасаться, что гласность может повредить общественному спокойствию и порядку или оскорбить общественную нравственность, то гласность судебного разбирательства может быть устранена, согласно предписанию закона или постановлению суда. Судьями могли быть лица, имеющие юридическое образование и соот­ветствующий практический опыт. Специальными законами определялись организация и состав суда. В стране вводилась судебная система, включавшая 299 мировых судей (ку сайбансё), 48 судов первой инстанции (тихо сайбансё), 7 апелляционных судов (косо ин) и кассационная палата (дайсин ин).

Глава VI. О финансах. Предусматривалось, что в решении вопросов о процедуре принятия государственного бюджета, о введении новых налогов и пошлин необходимо строго следовать законам государства. Парламент должен был утверждать ежегодный бюджет, но в случае отказа его утвердить, правительство могло приме­нить бюджет предшествующего года.

Глава VII. Дополнительные постановления. В числе прочих статей специально оговаривался порядок внесения изменений в конституцию (ст. 73). С данной законодательной инициативой мог выступать император, внося соответствующий проект на обсуждение в парламент. Парламент мог обсуждать проект и принимать изменения только квалифицированным большинством (не менее ⅔ присутствующих членов в обеих палатах).

Конституция 1889 г. и последующие законы юридически закрепили принципы конституционной монархии в Японии и определили государственно-правовые основы дальнейшего раз­вития страны. Однако дальнейшей демократизации японского государства и общества не произошло, и как показала последующая история, Япония постепенно превратилась в агрессивное, милитаристское государство.

Политическая стабильность на протяжении всей эпохи Мэйдзи поддерживалась за счет компромисса между бюрократией, финансовыми и военными кругами. Принявшие активное участие в ходе реставрации императорской власти кланы Сацума и Тёсю, продолжили соперничество за политическую власть и после. В армии доминировал клан Тёсю, а на флоте – клан Сацума. Это соперничество продолжилось и в парламенте, и в бюрократической среде.

Добившись парадоксальных успехов в экономике, Япония все более и более начинает приобщаться к мировой политике. Главной функцией для нее, как впрочем и для государств Западного мира и США, становятся функции политические. Правительственная верхушка Японии мечтала сделать из страны современное национальное государство ни в чем не уступающее европейским. Учитывая, что военная функция всегда была сильна в Японии и воинский дух (бусидо) обрел в новое время новое содержание, становятся понятными милитаристские планы нового японского государства.

Военные изначально получили довольно сильную и постоянную поддержку дворянства и монополистической буржуазии. Особенно сильны были их по­зиции в учреждениях, находившихся вне контроля общественности, но оказывающих большое влияние на политику: тайном совете и генро. Несмотря на провозглашенный принцип всеобщей воинской повинности, и равного продвижения по службе, формирование офицерского корпуса в основном происходило за счет вчерашних самураев и их потомков с их идеологией готовности умереть «во имя величия новой Японии и ее императора».

Позиция военных кругов все более усиливалась. В императорском обращении 1889 г. устанавливался порядок, согласно которому наиболее важные вопросы, относящиеся к армии и флоту, могли докладываться императору начальниками штабов помимо кабинета министров и даже помимо военного и морского министров.

В 1895 г. был законодательно подтвержден порядок, согласно которому на посты военного и военно-морского министров могли назначаться только чины высшего воен­ного и военно-морского командования. Военные круги, таким образом, получили дополнительную возможность воздействия на правительство и парламент.

Начиная с 70-х гг. XIX в. Япония стала на путь агрессивных войн и колониальных захватов. В 1874г. она направила экспедиционный корпус на Формозу (Тайвань), устанавливает в 1880 г. суверенитет над Окинавой. Во время китайско-японской войны 1894 – 1895 гг. окончательно присоединяет эти территории.

К концу XIX в. в Японии происходит усиление политики консерватизма и национализма. Изрядно обюрократившееся правительство стало жестче контролировать прессу, все более вмешиваться в деятельность политических партий, ограничивать деятельность социалистического и рабочего движения.

Если внешнеполитический курс правительства во многом определялся деятельностью военного и морского министерств, то для реализации внутриполитического курса особое внимание правительством уделялосьминистерствам внутренних дел и юстиции. МВД и министерство юстиции были сформированы уже в конце 1868 г. Министром внутренних стал адмирал Сайго, а министерство юстиции возглавил граф Кёура. В начале 70-х гг. XIX в. было положено начало реформированию полиции, которая постепенно преобразовывалась по примеру европейской. Вводились офицерские и унтер-офицерские должности и новое вооружение чинов полиции. В крупных городах создавались управления и префектуры полиции. Была сформирована тайная полиция. Об особой роли, которую отводило правительство МВД в системе государственной власти, говорит тот факт, что в конце семидесятых годов XIX в. финансирование, выделяемое МВД из бюджета, составляло – 10838 млн иен, и значительно превышало расходы военного министерства – 6036 млн иен и уступало только министерству финансов – 18697 млн иен.

Рост политической активности различных социальных слоев в 70 – 80-х гг. приводит к усилению репрессивных функций полиции. Правительством проводилась своеобразная «политика качелей»: с одной стороны, происходило расширение буржуазных прав и свобод, а с другой – усиливалось влияние МВД, особенно в области контроля. Полиция все чаще стала привлекаться к выполнению поручений политического характера – разгону демонстраций и митингов, организации провокаций с целью подавления любого демократического движения.

В 1876 г. правительство предоставило министру внутренних дел право закрывать газеты или приостанавливать их выпуск для обеспечения общественного порядка. А в 1880 г. был обнародован закон, запрещающий созыв собраний.

В 1887 г. был принят закон «Об охране порядка», запрещавший под страхом суровых наказаний создание тайных обществ, созыв нелегальных собраний и издание нелегальной литературы. В тот же день начальник полицейского управления Токио Мисима Тацуё в целях реализации принятого закона приказал «лиц, подозреваемых в том, что они подготавливают беспорядки и угрожают общественному спокойствию, выселить на три года с территории, расположенной в пределах трёх миль от императорского дворца и мест временного пребывания императора». Мобилизованные для этой акции полицейские силы произвели арест 570 видных борцов за политические права.

Соседние файлы в папке 1 курс