- •Введение
- •Глава 1. Особенности признания гражданина недееспособным 1.1. Основания признания гражданина недееспособным
- •1.2. Порядок признания гражданина недееспособным
- •Глава 2. Особенности признания гражданина ограниченно дееспособным 2.1. Основания признания гражданина ограниченно дееспособным
- •2.2. Порядок признания гражданина ограниченно дееспособным
- •Заключение
- •Библиографический список
Глава 2. Особенности признания гражданина ограниченно дееспособным 2.1. Основания признания гражданина ограниченно дееспособным
В качестве основания для ограничения дееспособности гражданина учитывает факт злоупотребления гражданином алкоголем или наркотическими средствами, в результате которых он ставит свою семью в тяжелое финансовое положение.
ГК РФ содержит краткие правила, которые регулируют ограничение дееспособности граждан, не позволяющие однозначно истолковать их без помощи разъяснений со стороны судебных органов.
Основанием ограничения в дееспособности гражданина является наличие сложной юридической структуры: злоупотребление гражданином алкоголем или наркотическими средствами, а также тяжелое в связи с этим, материальное положение семьи (ст. 30 ГК РФ). Эта основание позволяет выделить 4 признака, которые характеризуют этот факт. Все признаки, которые перечислены ниже, должны иметь место одновременно для того, чтобы рассматриваемая мера была применена.
1. Один из признаков - это «злоупотребление». Законодатель обращает внимание именно на злоупотребление гражданином алкоголя или наркотических средств. Таким образом, само по себе употребление алкоголя или наркотиков не может быть основанием для ограничения дееспособности.
Как правило, определяя отношения государства к такому социальному явлению, как употребление наркотиков и алкоголя, нужно признать его лояльным. Действующий Уголовный кодекс не учитывает факт употребления наркотических средств в качестве преступления.
В нормативных актах не так часто используется термин «чрезмерность», что делает невозможным при его толковании применить аналогию закона или права, поэтому обратимся к другим источникам.
Согласно толковому словарю русского язык слово «чрезмерный» означает «слишком большой, превосходящий всякую меру». Однократное, но чрезмерное употребление алкогольными напитками, по нашему мнению, не следует рассматривать как злоупотребление.
Термин «систематичность» присутствует в гражданском праве, хотя, количественные характеристики этого понятия отсутствуют. Во всяком случае, систематичность- это не однократность. Такое понятие вообще следует признать оценочным и рассматривать в отношении каждого случая отдельно. Определение систематичности злоупотребления алкоголем или наркотиками как признак, который характеризует юридический факт и является основанием ограничения дееспособности физического лица, должен быть установлен судом в ходе разбирательства в отношении каждого гражданина в частности. Определение же систематичности в целом (создание единого количественного критерия), вряд ли позволит применить правильные меры ограничения дееспособности граждан.
Таким образом, установление факта злоупотребления наркотическими средствами или алкоголем должно производиться судом в каждом конкретном случае, принимая во внимание физическое состояние и личностные черты гражданина, и не должно связываться с такими же оценочными понятиями, как чрезмерность или систематичность.
2. Законодатель указывает на факт злоупотребления именно наркотическими средствами или спиртными, а не какими-то другими веществами.
Определение понятия «спиртные напитки» ГК РФ, конечно, не содержит, поэтому обратимся к другим нормативным актам.
Федеральный закон в ст. 2 указывает, что под спиртными напитками понимается алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, полученного из пищевого сырья и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к питьевому этиловому спирту или вину.13
Кроме того, данный закон использует и такие термины, как спиртосодержащая продукция, вино и виноматериалы, алкогольная продукция, коньячные изделия и другие.
Алкогольная продукция – это пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, полученного из пищевого сырья и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.14 Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, алкогольные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натурального вина).
Буквальное толкование в ст. 30 ГК РФ, которая содержит указание только на «спиртные напитки», позволяет злоупотребление питьевым этиловым спиртом, вином и другими напитками, указанные в Федеральном законе, не отнесенные к спиртным, что формально не дает возможности ограничения дееспособности в данных случаях.
Такое толкование нарушило бы принципы применения меры, рассматриваемой в данной работе. Таким образом, под спиртными напитками, наверно, следует понимать и другие виды алкогольных напитков, а также и пиво.
Под наркотическими средствами, согласно Федеральному закону понимаются - вещества природного или синтетического происхождения, растения, лекарственные препараты, которые включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и которые подлежат контролю в Российской Федерации.15 Кроме этого, данный закон содержит и другие понятия, такие как – «прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ», «психотропные вещества», «аналоги наркотических средств и психотропных веществ».
Под психотропными веществами понимаются вещества природного или синтетического происхождения, природные материалы, препараты, которые включены в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.16
Под прекурсорами психотропных веществ и наркотических средств (далее - прекурсоры) понимаются вещества, которые часто используются при изготовлении, производстве, переработке психотропных веществ и наркотических средств, которые включены в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.17
Под аналогами психотропных веществ и наркотических средств понимаются вещества естественного и синтетического происхождения, запрещенные для оборота в Российской Федерации, не включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, свойства и химическая структура которых похожи со свойствами и химической структуре психотропных веществ и наркотических средств, психоактивное действие которых они воспроизводят.18
Как и в случае со «спиртными напитками» буквальное толкование статьи 30 ГК РФ не позволяет ее применить при злоупотреблении гражданином психотропных веществ, прекурсоров психотропных веществ и наркотических средств, аналогами психотропных веществ и наркотических средств.
К примеру, злоупотребление же разного рода экзотических блюд, а также табачными изделиями, не является, по словам законодателя, основанием ограничения дееспособности.
Это решение законодателя обусловлено (оправдано) тем фактом, что злоупотребление наркотическими средствами и алкоголем более строго осуждается обществом, так как это приводит к распаду личности как таковой. Способность контролировать свои действия в случаях, которые не связаны со злоупотреблением наркотических средств и алкоголем, поражается в незначительной степени. Эта неспособность объективно не вредит обществу, и как раз является пример того, как гражданин имеет право распоряжаться своим здоровьем по своему усмотрению, в данном случае затронут чисто личный интерес. В случае со злоупотреблением наркотическими средствами и алкоголем подавляется мышление и умственная деятельность человека, что имеет серьезные вредные последствия. Особенно масштабной и актуальной для России эта проблема стала в современный период, в результате которого были попытки принятия законодательных мер даже на уровне субъектов Российской Федерации.19
Негативная оценка такого поведения гражданина отражается и в других нормативных актах. К примеру, СК РФ в качестве основания лишения родительских прав родителей устанавливает факт заболевания родителей с хронической наркоманией и алкоголизмом; такой гражданин не может быть усыновителем. В случае с ограничением гражданской дееспособности факт злоупотребления не связан с фактом признания гражданина хронически больным наркоманией или алкоголизмом. Тем не менее, в целом можно однозначно сказать, что государство и общество негативно (отрицательно) оценивают злоупотребление наркотическими средствами и алкоголем. Кроме того, характерной особенностью такого злоупотребления является то, что оно находится в противоречии с интересами семьи и влечет за собой непосильные затраты финансов на приобретение наркотических веществ и алкоголя.
3. Еще одним признаком является то, что ограничение дееспособности устанавливается в интересах не самого лица, а в интересах его семьи. Если одинокий гражданин злоупотребляет алкоголем и, следовательно, пропивает собственное имущество, может быть поставлен вопрос о его лечении, но оснований для ограничения его дееспособности нет.20
Легального определения понятия «семья» в российском законодательстве не содержится. Как правило, содержание данного понятия раскрывается для целей определенных законов путем перечисления лиц, которые принадлежат членам семьи.
Нет никакого легального определения понятия семьи и в СК РФ.21 Статья 2 СК РФ «Отношения, регулируемые семейным законодательством» называет (путем перечисления) членов семьи, в то же время уточняя, что отнесение данной группы лиц к членам семьи используется исключительно в целях семейного законодательства. Однако, список членов семьи, который закреплен в ст. 2 СК РФ, не является исчерпывающим. Кроме супругов, детей и родителей (усыновителей и усыновленных), в него «в случаях и в пределах, которые предусмотрены семейным законодательством» попадают «другие родственники и другие лица». Анализ норм СК позволяет согласиться с мнением С. А. Сорокина о том, что « к членам семьи относятся родственники, бывшие супруги, отчимы (мачехи) и пасынки (падчерицы), опекуны (попечители) и их подопечные по отношению друг к другу».22
Глава 31 ГПК РФ, которая регламентирует порядок признания гражданина ограниченно дееспособным, не содержит конкретного определения семьи (или списка членов семьи), которую злоупотребляющий человек ставит в тяжелое финансовое положение.23
Постановление Пленума Верховного суда 4 мая 1990 также уточняет гражданско-правовую значимость этого понятия, называя членов семьи, которые имеют право обратиться в суд для признания гражданина ограниченно дееспособными.24 К таким членам семьи относятся взрослые дети, супруги, родители, нетрудоспособные иждивенцы, другие родственники, которые живут вместе с гражданином, злоупотребляющим наркотическими средствами и алкоголем, и ведут с ним общее хозяйство. Таким образом, пленум Верховного суда предлагает очертить круг субъектов, которые являются надлежащими истцами.
Все указанные члены семьи объединены одной особенностью - совместно проживают и ведут общее хозяйство со злоупотребляющим гражданином. Определения членов семьи, содержащиеся в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», также указывают на такую особенность. Кажется, что именно эту особенность следует рассматривать как существенную и отличительную при решении вопроса о наличии семьи у гражданина, который злоупотребляет наркотическими средствами и алкоголем.
Статья 30 ГК РФ, скорее всего, под членами семьи подразумевает людей, которые живут с человеком, который злоупотребляет наркотическими средствами и алкоголем. Поэтому, в данном случае, факт совместного проживания является необходимым для определения круга членов семьи такого гражданина.
4. Последнее условие является наиболее неопределенным. Оценочное по своей природе понятие «трудное финансовое положение», конечно же, должно быть определено судом на основании каждой конкретной ситуации. Постановление Пленума Верховного суда от 4 мая 1990 года несколько уточняет (объясняет) содержание данного понятия. Злоупотреблением считается такое злоупотребление наркотическими средствами и алкоголем , которое «находится в противоречии с интересами семьи гражданина и влечет за собой непосильные денежные затраты, чем вызывает финансовые затруднения и ставит семью в трудную жизненную ситуацию».
Положение, которое характеризует злоупотребление как таковое, «которое противоречит интересам семьи», с необходимостью вызывает вопрос о принципиальной возможности существования ситуации, когда злоупотребление может соответствовать интересам семьи. Если предположить возможность реального существования такой ситуации, то нужно задуматься о разумности и добросовестности такой семьи. Самое негативное предположение - ситуация может свидетельствовать о недобросовестности и злоупотреблении со стороны членов семьи этого гражданина, который злоупотребляет наркотическими средствами и алкоголем. Другой вариант - семья вместе с гражданином злоупотребляет наркотическими средствами и алкоголем, и, как следствие, интересы всех членов семьи совпадают. Ни тот, ни другой вариант не может быть признан соответствующим существующему правопорядку, который установлен законом.25
По идее законодателя трудное финансовое положение должно быть вызвано непосильным расходованием денежных средств на приобретение наркотических средств или алкогольных напитков.
Данное положение сформулировано достаточно обобщенно, что можно рассматривать как несомненный плюс законодательной техники. В основном, закон не уточняет значение наличия или отсутствия обязанностей у гражданина по содержанию отдельных членов семьи, к примеру, родителей-инвалидов или супруга, несовершеннолетних детей.
В том случае, когда гражданин обязан содержать кого-либо, злоупотребление им наркотическими веществами и алкоголем безответственно и асоциально вдвойне. К сожалению, такое поведение граждан распространено.
В то же время, даже при отсутствии у гражданина обязанностей по алиментированию, закон защищает интересы этого социального явления, как семья. Как указано в постановлении Пленума Верховного суда от 4 мая 1990 года «наличие у других членов семьи заработка или другого дохода само по себе не является основанием для отказа в просьбе заявителя, если семья не получает от человека, который злоупотребляет наркотическими средствами и алкоголем, необходимой финансовой поддержки или вынуждена содержать его полностью или частично».
Комментируя ст. 282 ГПК РФ, М. А. Викут пишет: «В заявлении об ограничении дееспособности гражданина должны быть приведены доказательства, которые подтверждают, во-первых, постоянное злоупотребление гражданином наркотическими средствами или алкоголем , и, во-вторых, тот факт, что такое злоупотребление ставит семью гражданина в тяжелое финансовое положение. Для этого в заявлении следует, в основном, указать источник дохода, на которые приобретаются наркотические средства или алкоголь; сведения о составе семьи гражданина, о наличии лиц, которых он обязан содержать; информация об источниках и размерах доходов, которые получают другие члены семьи, сведения о необходимости произвести определенные расходы, к примеру, в связи с лечением ребенка».26
Если в действительности суд рассмотрит все перечисленные обстоятельства, то решение, принимаемое им, на самом деле будет исходить из имущественных интересов членов семьи.
Выше были перечислены признаки, которым должен соответствовать юридический факт, который устанавливается судом при рассмотрении заявления об ограничении дееспособности физического лица. Другие пороки, такие как азартные игры, нерациональная трата денег (так называемые расточительство) не может привести к ограничению дееспособности. Тем не менее, в этом случае можно не согласиться с законодателем, потому что такая страсть также ставит семью гражданина в сложное финансовое положение. В настоящее время во многих семьях - это большая трагедия. Страсть к азартным играм официально признан как болезнь, такая же трудноизлечимая, как наркомания и алкоголизм.
ГК РФ также предусматривает ограничение дееспособности несовершеннолетнего гражданина, т.е. лица, который не обладает полной дееспособностью. П. 4 ст. 26 ГК РФ предусматривает возможность ограничения права несовершеннолетнего распоряжаться своей стипендией, заработком или другими доходами.
Здесь законодатель устанавливает возможность ограничения лица правом распоряжаться наличными деньгами, если есть на это «достаточные основания», то есть без указания на какие-либо конкретные обстоятельства, как это сделано в ст. 30 Гражданского кодекса. Это установление обосновывается тем, что не полностью дееспособный несовершеннолетний не осознает до конца значение своих действий, и, соответственно, не в состоянии оценить неразумности расходования средств на какие-то определенные цели.
В результате, можно сказать, что любые основания ограничения дееспособности обусловлены невозможностью и нежеланием лица правильно оценивать свои действия с экономической точки зрения. Общество не поддерживает и не одобряет выбранные им способы реализации своих имущественных прав.
