Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экология человека Фрумин Г.Т..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
6.12 Mб
Скачать

3.3. Потребность в информации

Одной из характерных черт сознания человека (а следовательно, и его души) является явно выраженная потребность в потреблении, обработке и усвоении информации. Потребность, присущая всему живому и достигшая в процессе эволюции своего максимума у человека. Играя колоссальную роль во всех процессах работы сознания, потребность в информации оказывает огромное влияние на всю высшую психическую деятельность человека. При этом наиболее важной оказывается не столько сама потребность, сколько способность к ее удовлетворению.

«...сколь бы изощренно ни был организм «оборудован», без организованного поведения он обречен на быструю гибель. У наиболее примитивных, простейших организмов поведение жестко обусловлено генетически и потому однообразно, непластично... Более пластичное поведение предполагает способность к предвидению и предварению внешних воздействий - ученые называют это перспективной активностью, но перспективная активность невозможна без обмена информацией со средой. В итоге, оказывается, что восприятие и усвоение все большего объема информации - залог повышения защищенности живого» [Л. Вишняцкий, 2004].

Потребность в информации и развитая способность к ее потреблению у человека определяются энергетическим свойством информации. Живая система (в данном случае - человек), потребляя информацию, потребляет таким образом энергию, заключенную в информации, энергию, в такой же степени необходимую живой системе, как и материальные виды энергии, получаемые с помощью физического тела. Эту «энергетическую составляющую» потребности в информации подчеркивает, например, встречающийся эффект информационного голода, когда человек, привыкший к значительному потоку информации, по той или иной причине оказывается от этой информации изолированным.

Следует однако учесть, что исследование, проведённое в 16 странах мира, показало, что тот, кто на протяжении нескольких лет разговаривает по сотовому телефону более 22 часов в месяц, подвергает себя опасности развития рака слюнных желёз. Опухоль развивается с той стороны, куда вы обычно прикладываете аппарат при разговоре.

В лабораторных условиях при проведении экспериментов по изоляции человека от внешней информации получен вывод о том, что влияние информационного голода может оказываться даже сильнее голода обычного.

Таким образом, потребность в информации обусловливается, в конечном счете, стремлением системы (т.е. человека) к самосохранению.

Наш мозг нуждается в поддержании необходимого минимума информации, поступающей из внешнего мира, что обнаруживается при попадании человека в необычную окружающую среду. Недостаток информации, воспринимаемой через органы чувств, или ее однообразие вызывают не только дискомфорт, но и глубокие физиологические нарушения в организме. Известен случай, когда японская фирма построила офисное здание с идеальной звукоизоляцией - в него вообще не проникали никакие внешние шумы. Однако полная тишина оказалась для служащих настолько тяжелой, что они не смогли работать в этом здании.

Проводились также эксперименты по максимальному ограничению внешних раздражителей, воздействующих на органы чувств. В звукоизолированном помещении испытуемых погружали в ванну с температурой воды, равной температуре тела, надевали им светонепроницаемые очки и таким образом практически полностью перекрывали каналы, по которым в мозг идет зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная информация. Оказалось, что человек в таких условиях теряет контроль над своими мыслями, ориентировку в строении собственного тела, у него начинаются кошмары и галлюцинации. В конце концов, эксперимент прерывали из-за возникновения у испытуемых чувства панического страха.

В 1954 г. доктор Джон Лилли решил экспериментально проверить, что же, собственно, будет с мозгом в отсутствии внешних раздражителей, когда перестает поступать информация по вестибулярному, слуховому, зрительному, тактильному и прочим каналам. Многие в то время считали, что человек сойдет с ума либо мозг его «выключится», якобы для его функционирования необходим внешний поток информации.

Джон Лилли, практикующий врач и нейропсихолог, разработал камеру в 1950-е гг. В процессе изучения психоанализа в Национальном институте психического здоровья Лилли начал проводить эксперименты с физической изоляцией. В то время в нейрофизиологии стоял вопрос о том, что требуется мозгу для работы и откуда он берёт энергию. Одна из точек зрения состояла в том, что источник энергии является биологическим и внутренним, т.е. не зависит от внешней среды. Однако утверждалось, что если все стимулы убрать, то мозг уснёт. Лилли решил проверить эту гипотезу, создав среду, полностью изолированную от внешних воздействий, и начал исследовать сознание и его связь с мозгом.

Камера сенсорной депривации — камера, изолирующая человека от любых ощущений. Реализована в виде бака, в который не проникают звуки, свет и запахи. Бак заполнен раствором высокой плотности (раствором английской соли в воде), температура которого соответствует температуре человеческого тела. Помещённый в бак человек пребывает как бы в невесомости. Оказываясь в пространстве флоат-камеры (рис. 22), человек испытывает состояние невесомости и полной свободы от беспокоящих воздействий извне.

К чему может привести сведение к минимуму чувственного опыта? Довольно неожиданный ответ на этот вопрос был дан в середине XX в. учеными из американского университета Мак-Гилла. Исследователи предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей. Испытуемые находились в лежачем положении в небольшом замкнутом помещении; все звуки покрывались монотонным гулом мотора кондиционера; руки испытуемых были вставлены в картонные муфты, а затемненные очки пропускали только слабый рассеянный свет. За пребывание в таком состоянии полагалась довольно приличная повременная оплата. Казалось бы лежи себе в полном покое и подсчитывай, как без всяких усилий с твоей стороны наполняется твой кошелек. Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособны выдержать такие условия дольше 3 дней. В чем же дело?

Рис. 22. Общий вид флоат-камеры

Сознание, лишенное привычной внешней стимуляции, вынуждено было обратиться «внутрь», а оттуда начинали всплывать самые причудливые, невероятные образы и псевдоощущения, которые нельзя было определить иначе как галлюцинации. Сами испытуемые ничего приятного в этом не находили, даже пугались этих переживаний и требовали прекратить эксперимент. На основании этого опыта был сделан вывод о чрезвычайной важности внешней сенсорной стимуляции для нормального функционирования сознания. По мнению ученых, полученные данные указывали на то, что сенсорная депривация - верный путь к деградации мыслительных процессов и самой личности.

В течение 50 лет Дж. К. Лилли проводил на себе самые смелые эксперименты с депривацией и в результате стал идеологом и методологом этого направления.

Сенсорная депривация - частичное или полное лишение одного или более органов чувств внешнего воздействия. Самые простые устройства для депривации, такие как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух, в то время как более сложные устройства могут «отключать» обоняние, осязание, вкуса, температурные рецепторы и вестибулярный аппарат. Сенсорная депривация используется в нетрадиционной медицине, психологических экспериментах (например, с камерой сенсорной депривации), а также для пыток и наказаний. Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству, галлюцинациям, депрессии и асоциальному поведению.

Даже частичное исключение притока свежих впечатлений приводит к значительным изменениям воспри­ятия. Так, известный спелеолог Сиффр два месяца провел один в пе­щере в условиях дефицита зрительной информации и после этого целый месяц не мог различать синий и зеленый цвета. Участники ан­тарктических экспедиций, тоже работающие в условиях однородной в зрительном отношении среды, начинали неправильно оценивать размеры предметов, скорости их движения и расстояния до них. Су­ществует предположение, что возникновение галлюцинаций у лю­дей, находящихся в пустыне, - это защитная реакция психики на крайнее однообразие окружающей среды. С помощью извлеченных из памяти представлений организм пытается компенсировать опасную для него недостаточность потока внешней информации.

В своих исследованиях ученые достаточно быстро столкнулись с необъяснимыми с научной точки зрения явлениями. Первые испытуемые часто

описывали состояние «сна наяву»: с полным ощущением реальности происходящего они попадали в другие миры, встречались с умершими родственниками или могли видеть будущее. Люди возбужденно рассказывали о контактах с Божественным, пережитых озарениях и разнообразных сюжетах, в которых принимали участие, пока были в камере. Столь непонятные и интригующие результаты послужили толчком к созданию целого движения, которое привлекло к себе сначала психологов и духовных практиков, а затем и более широкую аудиторию.

Таким образом, возник метод «флоатинга». Его название происходит от английского float – «плавать на поверхности воды». В специальной камере, куда не проникают звуки, свет и запахи, человек свободно плавает в растворе высокой плотности, температура которого приближается к температуре тела, поэтому тактильных ощущений тоже нет, и в результате возникает чувство невесомости. Все это дает возможность добиться такого глубокого расслабления, которое в обычной жизни просто невозможно. А освобождая свое сознание от необходимости обрабатывать информацию извне, человек погружается в уникальное ментальное состояние. Так же, как и тело, сознание словно покачивается в пространстве, порождая и воспринимая собственные волны.