Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Малофеев Особыё ребёнок.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
429.91 Кб
Скачать

2.3. Обретение права на специальное обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми (XVIII — начало XX в.)

Важнейшим достижением третьего периода эволюции отношения государства и общества к детям с физическими и умственными недостатками становится обретение некоторыми из них (как прави­ло, детьми из материально обеспеченных семей) части гражданских прав. В этом периоде известную социальную опеку и лечебную помощь глухим, слепым и умственно отсталым детям наряду с церков­ными и светскими благотворителями уже оказывает и государство, все большее число глухих, слепых и умственно отсталых детей получает право на начальное образование и на труд. Мечты подвижников и альтруистов предшествующих эпох начинают сбывать­ся: обучение «ненормальных» детей пере­стает быть чем-то необычным, заканчивает­ся пора прецедентов, в большинстве евро­пейских стран складывается широкая практика их школьного обучения. Посте­пенно сеть специальных учебных заведений ширится, начинается целенаправленная подготовка особых учительских кадров, специальное обучение получает законода­тельное, научное и научно-методическое обеспечение, так рождаются национальные системы специального образования.

Становление названных систем возмож­но лишь при наличии в стране следующих предпосылок:

— Общество считает образование цен­ностью.

— Принят Закон об обязательном начальном образовании детей обоего пола.

— Закон о всеобуче распространен на глухонемых, слепых и умственно отсталых детей.

— Страна обладает достаточным эконо­мическим ресурсом для финансирования системы специального образования, госу­дарство выработало механизм финансиро­вания специальных учебных заведений.

— Развито университетское образова­ние, страна располагает кадрами дипломи­рованных юристов, врачей, учителей, нала­жен процесс подготовки педагогов для спе­циальных школ.

— Положение инвалидов (взрослых и детей) является предметом внимания и обсуждается в средствах массовой инфор­мации.

— Деятельная благотворительность является культурной нормой.

— Построена система светского (муни­ципального, частного, государственного) призрения.

— Возникают, множатся и крепнут общественные организации и фонды, гото­вые брать на себя социальную опеку людей с недостатками физического и умственно­го развития.

— Общественные организации стимули­руют принятие законодательных решений в сфере опеки и образования инвалидов, способны контролировать их исполнение.

Выявлена закономерность — дети-инва­лиды обретают право на обучение вслед за признанием обществом прав на образова­ние женщин, детей бедноты и выходцев из семей иноверческих меньшинств.

Движущими силами становления систе­мы специального образования является развитие гражданского права и введение всеобщего начального обучения.

Наличие в стране выдающихся врачей и педагогов, способных создавать или уже создавших эффективные педагогические системы, является важным, но недостаточ-

ным условием для повсеместного распро­странения практики • обучения детей с отклонениями в развитии. Доказательством тому служит католическая Испания — страна в XVI век подарившая миру пионе­ров сурдопедагогики Педро Понсе де Леона и Пабло Боннета, но не сумевшая и к нача­лу XX века создать национальную систему специального обучения детей с сенсорны­ми нарушениями в силу отсутствия всех необходимых предпосылок.

Реформаторы провозгласили грамот­ность и деятельную благотворительность обязанностью христианина, благодаря чему в странах, избравших протестантизм официальной религией, складываются более благоприятные условия развития организованной филантропии, введения обязательного школьного образования, строительства национальных систем спе­циального образования. Закономерно, что Англия, Германия, Дания, Нидерланды, Швеция, немецкоязычные кантоны Швей­царии — «северяне» протестанты — обра­зуют группу государств лидирующих в этом направлении.

Южане оставались более нетерпимыми, чем северяне, и к инородцам, и к иновер­цам, и к людям с физическими и умствен­ными недостатками и на протяжении третьего периода, что не могло не сдержи­вать строительство сети специальных школ. Поэтому и в начале XX века Греция, Ита­лия, Испания, Мальта, Португалия, южные (италоязычные) кантоны Швейцарии не пытались наладить специальное обучение в широких масштабах.

Главными показателями сформирован-ности упомянутых систем является повсе­местная организация практики обучения аномальных детей, охват большинства детей из числа выявленных, централизо­ванная подготовка педагогических кадров для работы в специальных учреждениях, законодательная регуляция их деятельно­сти (правила комплектования, цели и содержание обучения, наличие специаль­ных программ и особых учебников), юри­дически закрепленные источники финан-

сирования. Опыт Европы показывает, что финансовые механизмы могли быть разны­ми и даже противоположными: от государ­ственного финансирования с незначитель­ными благотворительными субсидиями граждан (опыт Германии) до обеспечения системы силами и средствами филантропов с незначительными государственными дотациями (опыт Англии). Поскольку системы специального образования зарож­дались в определенном, как правило, благо­приятном экономическом, политическом и культурном контексте жизни страны, судить об их дальнейшей жизнеспособно­сти можно только при изменении этого контекста.

Третий период эволюции отношения государства и общества к детям с недостат­ками физического и умственного развития оказался много короче двух предшествую­щих. Он длился менее полутора сотен лет, но именно в это время инвалиды по слуху и зрению обретают в большинстве евро­пейских стран гражданские права, а госу­дарство и общество признают не только допустимость, но и необходимость обуче­ния «ненормальных» детей. С третьим периодом эволюции отношения соотносит­ся первый этап строительства националь­ных систем специального образования. В каждом отдельном государстве его начало знаменует открытие королевских (государ­ственных) школ для глухих детей, конец — даты принятия закона об обязательном начальном образовании и последующих актов, распространяющих действие основ­ного закона на «ненормальных» детей. В масштабе Западной Европы — это канун первой мировой войны (1914).

К этому времени Германия успешно завершила первый этап строительства системы специального образования, на пути к его завершению находились Англия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швеция. Ряд государств — Австро-Венгрия, Бельгия, Франция, Швейцария — сумели организо­вать сеть учебных заведений для глухих и слепых детей, но медлили с организацией вспомогательных классов и школ. Италия,

Испания, Сербия только вступали на путь строительства своих систем специального образования, тогда как Болгария, Мальта, Румыния, Португалия и Черногория об этом даже не помышляли.