Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этнополитология.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
201.82 Кб
Скачать

23 Феномен национального государства и права наций на самоопределение

Ключевым признаком национального государства является суверенитет. Суверенитет является для государств тем же условием, критерием формального равенства, как и право для людей. В то же время реальная жизнь подтверждает далеко не равный правовой статус государств в зависимости от их участия в каком-либо региональном союзе, нейтралитета, обладания ядерным оружием или уровня экономического развития. Поэтому, суверенитет в современном мире является скорее возможностью принимать окончательные решения во внутренней и внешней политике и осуществлять их с помощью принуждения.

Рассмотрение суверенитета (состояния независимости субъекта), и, следовательно, выяснение его источника и носителя нередко ставит перед исследователем справедливый вопрос о разграничении суверенитета государства, народа и нации. Суверенитет государства (независимость и верховенство публичной власти в решении внутренних и внешних проблем) производен от суверенитета народа. Последний в форме народовластия выступает правовым основанием всего государственного, в то время как государство использует делегированные народом полномочия для проведения от его имени и в его интересах (если оно, конечно, демократическое) независимой политики в сфере внешних и внутренних сношений.

Этническую компоненту мы не можем считать источником суверенитета потому, что, следуя чисто эмпирическому наблюдению, число государств (а тем более наций) в сотни раз меньше количества ныне существующих этносов. Но если под нацией понимать политическую общность, то притязания на защиту национальных интересов, самостоятельный выбор будущего или отстаивание внутреннего единства вполне оправданы и могут быть реализованы исключительно через комплекс суверенных прав: политическая нация вполне вписывается в юридическое измерение суверенитета. В известных пределах государственный суверенитет совпадает с суверенитетом нации: государство является выразителем и лицом нации. Не менее значимым, чем суверенитет для национального, да и вообще государства является территориальное измерение (

В современных условиях роль территории, также как и территориальной принадлежности выступает в качестве определяющей характеристики национального государства.

Территория государства с процессами глобализации перестает быть только характеристикой его физического пространства, заключенного в установленных географических границах. Она приобретает качества символической экспансиональности (с совершенно конкретными результатами), описываемой по формуле «расширение без присоединения», когда административно-территориальная карта мира остается неизменной, а вот пространство политического, экономического, информационного и культурного влияния подвергается существенному пересмотру. Это выражается в практике распространения (фактически по

принципу имперской политической системы) национальных интересов ряда государств, далеко выходящих за пределы их территорий (например это отражено во внешнеполитической доктрине США).

Одним из главных признаков глобализации является пространственно-географическая проницаемость мира, досягаемость даже самых отдаленных его участков. Мир становится межграничным пространством транспортных артерий и узлов, и активная «включенность» современных государств в этот мировой поток передвижения людей, товаров и сырья также является условием как их конкурентоспособности, так и обеспечения высокой степени мобильности внутри государства, в первую очередь населения.

В этой связи одним из важнейших условий появления и укрепления национального государства является свободное перемещение лиц, беспрепятственная внутренняя миграция на всей территории страны.

Реальная потенциальная возможность (экономическая доступность) перемещения, свобода выбора места жительства и отсутствие полицейского контроля (разрешительного порядка) – важная и непременная предпосылка создания национального государства, а массовая миграция людских потоков, свободный рынок труда (в зависимости от потребности тех или иных территорий страны в необходимых рабочих ресурсах) – экономического подъема государства.

Искусственное же торможение данного процесса позволяет остановить как развитие национального государства, единения нации (ощущение изолированности приводит к развитию сепаратистских настроений, ведет к разобщенности государства и раздробленности его

Важную роль в формировании единства нации играют органы представительной власти, институт парламентаризма. Национальный парламент выполняет не только законотворческую функцию – это главная публичная, политическая, дискуссионная «площадка» страны, направленная на согласование многовекторных и разнонаправленных общественных интересов, выработку компромиссных решений по различным спорным вопросам государственного развития.

Можно выделить следующие существенные черты данного политического института:

1. определяющая черта национального государства в наличии особой политической структуры – нации, которая обеспечивает высокий уровень согласия и стабильности в обществе, отражает существование развитой гражданской культуры и сплоченности вокруг общих ценно-стей и интересов. При этом нация становится «способом интеграции всех элементов гражданского общества в политическое единство – государство», самоопределение которых происходит по принципу «единство в многообразии»;

2. национальное государство выступает как полиэтническая и мультикультурная общность людей, с высокой степенью интегрированности основных социокультурных групп;

Стремительное построение мощной бюрократической машины Европейского Сообщества свидетельствует об избрании второго пути. Процесс принятия решений в евроорганах непрозрачен, происходит вне традиционных парламентских процедур (Европарламент имеет в основном совещательные функции), но появившиеся таким образом документы обязательны для национальных, «всенародно избранных» (почему в кавычках, подробнее во второй главе) парламентов. Кроме того, как показал пример Австрии, попытка целого государства-нации отклониться от генеральной линии, прокладываемой общеевропейской анациональной элитой, может привести к применению мер, считающихся по западно-европейским меркам весьма жесткими.

Можно предположить, что примером для европейских политиков служат Соединенные Штаты Америки, полиэтническая страна, с демократическим традициями (в этом свете термин «Соединенные Штаты Европы» приобретает несколько иной оттенок). Однако, и в США все достаточно непросто. Хотя, с одной стороны, на территории страны относительно мирно сосуществуют представители самых разных народов, культур и религий, с другой стороны, периодически, и как бы неожиданно, вспыхивающие массовые беспорядки на этнической основе, свидетельствуют, что все не так идеально, как порой представляется.

К тому же, сложившаяся в США социально-политическая система формировалась в условиях господства определенной культурно-этнической общности, образованной переселенцами из европейских стран. Быстрое изменение национального состава США в пользу выходцев из Латинской Америки и некоторых стран Азии, массовый переход негритянского населения в мусульманскую веру, способны нарушить сложившийся баланс.