Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этнополитология.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
201.82 Кб
Скачать

22 Экономические, социальные и психологические предпосылки этнополитической мобилизации.

Олзак и Дж. Нейджел выделяют четыре момента влияния социально-экономических изменений в обществе на процессы этнополитической мобилизации:

  • Урбанизация социума, которая обостряет конкуренцию между представителями различных этнических групп, переселяющихся в города из районов прежнего компактного проживания;

  • Индустриализация, которая также может обострить этническую конкуренцию на рабочие места;

  • Экономическое развитие периферийных районов или открытие новых ресурсов экономического роста на периферии, занятой компактными этническими популяциями. Это, как правило, создает потенциал для возникновения этнических политических партий и движений. При этом можно выделить два основных аспекта влияния экономики на этнические отношения. Это статусная неудовлетворенность этнических групп, побуждающая их к действию и наличие ресурсов, необходимых для таких действий;

Национально-государственное строительство: радикальное изменение политического статуса на этническое сознание и делает очень вероятным массовое этнополитическое движение.

Вероятность этнополитической мобилизации возрастает в условиях острого социального кризиса. Существует устойчивая корреляция между подъемом национализма и переходным состоянием общества.

  • процессы модернизации, этнополитической мобилиза­ции и нациогенеза. как правило, релевантны.

  • конечной, но не всегда достижимой целью этнополити­ческой мобилизации является нация-государство.

  • для этнических общностей, претендующих на осуществ­ление этой цели, характерен тип «наступательной мобилизации», для имперских народов — тип «охранительной мобилизации».

  • политическая практика показывает, что сочетание со­циальных и национальных требований оказывалось в целом гораздо более эффективным средством политической мобилизации масс, нежели чисто националистические лозунги.

  • даже в случае массовой этнической мобилизации вы­ступление «всего народа» против чего-то или за что-то есть лишь один из самых распространенных политических мифов. Зачастую имеет ме­сто либо принуждение со стороны политической элиты или государ­ства к всеобщему выступлению, либо поспешное к нему присоединение на этапе близкой победы, сулящей уже не гибель, а определенные ди­виденды.

  • различные варианты этнополитической мобилизации и конфликтов — с различной степенью «продвинутости» этих процессов — можно наблюдать сегодня в новых независимых государствах, возникших на территории бывшего СССР, и в национальных субъектах Российской Федерации.

  • самой российской нации предстоит еще дли­тельный процесс консолидации, который тормозят как имперская ри­торика русских патриотов, так и опасность распада, политического, правового и экономического пространства страны по этническому при­знаку — под воздействием «наступательной этнополитической мобили­зации», практикуемой политическими элитами в российских нацио­нальных регионах. Деполитизация этноса и межэтнических отношений происходит очень медленно, даже если ее пытаются уско­рить». Не случайно многие этнополитические конфликты приобретают затяжной характер.