Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этнополитология.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
201.82 Кб
Скачать

16. Национализм и европейский фашизм в XX веке

По Ачкасову (т.е. Хобсбауму), это пик национализма: этнический (расовый) национализм. (1918-1950 гг.)

Одним из результатов Первой мировой войны можно считать фашизм — массовое политическое движение и идеологию, одной из общепризнанных характеристик которой являются крайний национализм и экспансионизм. В чем его успех?

Любая идеология не возникает и не формируется в социальной пустоте, а возникнув, становится ответом на определенный социальный заказ и выполняет определенные социальные функции. Социальной почвой фашизма становится ситуация крайней политической и социальной дестабилизации. Причем характерно, что сама социальная реальность описывается в идеологии фашизма в категориях кризиса. Важнейшие симптомы социально-политической нестабильности известны:

  • социум распадается, а это значит, что ослабевает социально-культурная традиция как последнее интегрирующее общество начало;

  • власть утрачивает легитимность, доверие общества, наблюдается эсхатологический всплеск (ожидания конца света, распространение мистики и веры в иррациональное) как «симптом начинающегося коммуникативного отторжения населением власти (ее делегитимации) и других общественных структур, симптом и переживание распада»;

  • происходит невиданная активизация оппозиции и маргинальных политических движений, в то же время партийная система и политическая система в целом переживают глубокий кризис;

  • после Первой мировой войны многие заговорили о кризисе европейской либеральной и рационалистической цивилизации (О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, М. Ван дер Брук):

  • зародился «великий страх» перед революцией в России;

  • возникает ситуация распада общественных ценностей (ценностный вакуум), явление, которое Э. Дюркгейм назвал «аномией», а психоаналитики — «фрустрацией сознания».

По Р. Дарендорфу, «причиной возникновения фашизма являлись не долина слез, не крах центральной власти и даже не глубокое разочарование большинства населения в обещаниях демократии. Более важный фактор - подъем, национализма, связанный не с установлением нации-государства, а скорее со стремлением к этнической однородности и отторжению чуждых элементов».

С.М. Липсет квалифицировал фашизм как экстремальное политическое выражение нижнего среднего класса с его темами антикапитализма и антиколлективизма — своего рода «экстремизм центра», направленный против крупного капитала и мощного рабочего движения.

Таким образом, идеология фашизма представляет собой ряд идеологических конструктов, которые актуализируют недовольство, предписывают решения и оправдывают изменения. Одна из ее основных задач — интерпретация структурной напряженности и массового общественного недовольства, породивших движение.

Можно выделить следующие основные составляющие идеологии фашизма:

1) формулировка целей и предпосылок движения;

2) критика наличного социального порядка;

3) обоснование целей и существования движения (так называемая защитная доктрина);

4) представления о тактике и политике движения;

5) мифы движения.

«Символы веры» движения:

1)постулируется уверенность, что достижение целей фашизма приблизит наступление «царства справедливости» на земле;

2)требуется слепая вера в реальность достижения поставленной цели;

3)в основе фашистской идеологии лежит вера в то, что движение выполняет священную миссию (в нацистском варианте — установление мирового господства высшей, арийской расы).

Квазирелигиозный характер идеологии и монополия на истину, устанавливаемая после прихода движения к власти, становятся предпосылками создания культа «святых, героев и мучеников» движения.

К сакральной литературе относятся жизнеописания и собственные сочинения «избранных» («Mein Kampf» А.Гитлера (1927 г.), «Миф XX века» А. Розенберга (1930 г.), «Доктрина фашизма» Б. Муссолини и произведения официального философа (итальянского) фашистского режима Дж. Джентиле): чтение этих книг было практически обязательным для всех (поэтому уже в 1934 г. в Германии вышло 42-е издание «Мифа XX века» тиражом 203 тыс. экз., а в 1936 г. — 184-е издание «Mein Kampf» тиражом 2,2 млн экз.).

Центральной идеей в фашистской и национал-социалистской идеологии была идея сакральной нации/расы и государства. Нация, согласно программе Фашистской партии Италии, «это не просто сумма индивидов, живущих в определенное время и на определенной территории. Нация — это высшая ценность и непреходящее единство, она является организмом, содержащим в себе бесконечные ряды прошлых, настоящих и будущих поколений.

Государство является юридическим воплощением Нации. Политические институты являются эффективными лишь постольку, поскольку национальные ценности находят там свое выражение и защиту. «Государство должно быть защитником и пропагандистом национальных традиций, чувств и воли».

В речи, произнесенной в 1937 г. в рейхстаге, А.Гитлер раскрыл кредо национал-социализма: «Краеугольный камень программы национал-социализма — в том, чтобы упразднить либеральное понятие индивида, равно как и марксистское понятие человечества, и поставить на их место понятие народного сообщества, укорененного в почве и соединенного узами крови». Революционность такого национализма связана, прежде всего, с методами достижения поставленных целей: борьба, ведущаяся любыми средствами, стала его основным принципом.

На данный стержень (признания сверхценности «нации» и «расы») нанизывались другие идеологические постулаты:

1) признание вечной борьбы наций и рас за выживание и за «жизненное пространство»;

2) ненависть к «плутократическим демократиям», захватившим после Первой мировой войны командные позиции в мире и ввергшим «нации-пролетарки» (Б. Муссолини) и побежденные нации в пучину бедствий;

3) наукообразное обоснование национального и расового превосходства, «призвания фашизма» очистить мир от заразы пацифизма и демократии, марксизма и интернационализма — претензия на своего рода «морально-культурную революцию».

Идеологи нацизма делили расы на три основных вида: «расы-господа», «расы-кули» и «расы-паразиты». У А. Гитлера соответственно: «культуро-основывающие», «культуро-получающие» и «культуро-разрушающие» расы.

Кулътуро-основывающая: это арийская раса, и прежде всего самое ценное ее ответвление — нордическая раса.

«Арийская раса» — термин вполне условный, обозначающий у нацистов фактически лишь активную, энергетическую, творческую часть населения, которая в разных пропорциях присутствует в западноевропейских народах.

Культуро-получающие расы: часть населения Западной Европы и большая часть цветного населения Азии и Африки, в том числе японцы (для которых после создания оси «Рим — Берлин — Токио» нашли почетное наименование — «арийцы Азии»), а также восточно-балтийское, восточноевропейское и среднеазиатское население СССР. В то же время восточно-балтийский тип, распространенный среди северных русских, финнов, карел, мордвы и коми, иногда рассматривался немецкими антропологами как вариант нордической расы.

Эта нация «заурядна», «неблагодарна», неспособна к самостоятельной государственной организации, с трудом приводится в действие государственными мужами, так как склонна к упорствованию. Уровню ее сознания соответствует «направляемое развитие». Кроме того, она склонна к «демократическим мечтам о равенстве, ибо не может возвыситься над средним уровнем».

Кулътуро-разрушающие расы: евреи. Нацисты не говорили о евреях как о низшей расе наряду с неграми и арабами. Напротив, они подчеркивали, что евреи дальше всех ушли от первобытного состояния. Другое дело, что для нацистов евреи — это раса со знаком минус, раса-антипод.

В фашистской Италии место учения о борьбе рас занимало учение о борьбе «империалистических и пролетарских наций». Основы идеологии итальянского фашизма были заложены движением интервенционистов (т. е. сторонников вступления Италии в Первую мировую войну).

С 1920 г. Б.Муссолини представлял Италию как «пролетарскую» страну, эксплуатируемую враждебными «плутократическими» государствами, которые упорно не признают за ней права на законное место под солнцем. В то же время фашизм стремился преодолеть «узкие границы классовых интересов»: все классы итальянского общества должны подчинить свои частные интересы государственным и сотрудничать в противостоянии внешнему врагу. Подлинная классовая борьба, согласно фашистской доктрине, это борьба между нациями-государствами. Как утверждал Б.Муссолини, «лучшая жизнь возможна только в том случае, если сильные правят слабыми; стремление же к экспансии — демонстрация жизнеспособности нации». Для обоснования своих империалистических претензий итальянские фашисты «воспользовались правовым преемством античного римского государства, они считали, что их предназначение — восстановить Римскую империю.

Нечто подобное доктрине итальянского фашизма предлагалось в этот период для обоснования империалистической экспансии в Япо­нии. Радикал-националистический идеолог и революци­онер Кита Икки в книге «Очерк реконструкции Японии» (1924): «Как классовая борьба внутри нации ведется ради исправления неравенства, так и война между нациями за правое дело призвана ис­править существующие несправедливые различия. Британская импе­рия — миллионер, владеющий богатством по всему миру; Россия — ве­ликий землевладелец, занимающий северную половину земного шара. Япония с ее разбросанной на окраине группой островов — страна про­летариата, и она имеет право объявить войну крупным монопольным державам.