Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Штанько 21 Філософія та методологія науки. Навч.пос.для асп.і магістр. Харків 200.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.31 Mб
Скачать

10.4. Пространственно-временная структура бытия

Пространство и время – философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений.

Пространство – категория, выражающая сосуществование объектов, их расположение относительно друг друга, событие. Время – катего­рия, выражающая длительность протекающих процессов, последо­вательность смены состояний в ходе изменения и развития систем.

Определение хотя бы в самом первом приближении масштабов в пространстве и ритмики смены во времени природных и социальных систем как процедура пред­ставления фундаментальных параметров бытия является необходимым условием не только процесса постижения мира человеком, но и осознание им самого себя.

В истории философии и науки сформировалось две концепции простран­ства и времени – субстанциональная и реляционная.

197 Бор Н. Избранные научные труды. – М., 1971. – Т. 2. – С. 56.

198 Штанько В.И. Информация. Мышление. Целостность. – Xарьков, 1982.

219

Согласно субстанциональной концепции пространство и время существует независимо от природы, от объектов. Такое понимание пространства и времени сформировалось в классической механике Ньютона. Реляционная концепция про­странства и времени утверждает, что все пространственные и временные характе­ристики являются отношениями, природа которых определяется характером вза­имодействия объектов. Значительный вклад в разработку этой концепции внесла общая и специальная теория относительности А. Эйнштейна199. В ее рамках было доказано изменение пространственных характеристик объектов в зависимости от массы (искривление пространства вблизи объектов, обладающих огромными мас­сами) и зависимость временных характеристик от скорости перемещения объек­тов (ускорение времени при движении со скоростями близкими к скорости света).

В начале XX в. физика выявила глубокую связь между пространством и вре­менем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, а пространственно-временной срез нашей Метагалактики характеризуется формулой 3+1 (три про­странственных измерения и одно временное). Эта фундаментальная характеристи­ка определила материальное строение Метагалактики. Современная наука считает, что могут существовать миры с другими пространственно-временными параметра­ми. Ученые предполагают, что при рождении нашей Метагалактики существовало десятимерное пространство – время. Четыре измерения (формула 3+1) стали фор­мами бытия материи на макроскопическом уровне, а шесть – определяют структуру микромира, размеры которого меньше 10-33 см. Очевидно, что эта структура не имеет аналогов в макромире, в котором живет человек. Четырехмерное простран­ство-время органически связано с материей и движением макромира.

В последние десятилетия ХХ в. была высказана гипотеза о том, что свой­ства пространства и времени отличаются своеобразием для каждого структур­ного уровня бытия: биологическим процессам присуще биологическое простран­ство и время, социальным – социальное пространство и время.

Так, особенности биологического пространства-времени проявляются уже на уров­не белковых молекул в форме асимметрии (нарушения полного соответствия и рас­положения частей целого относительно какого-то центра) «левого» и «правого» в группировках атомов. Живые центры образуются только из тех молекул, в которых имеется «левосторонняя» группировка. В неживой природе нет различия между «пра­вым» и «левым». Камню все равно где лежать: слева или справа. Растение же четко различает эти свойства пространства, что особенно видно на вьющихся растениях, завивающих «спирали-усики» только справа налево. Имеет свою специфику и вре­менная организация живого. Растения меняют длительность протекания в них био­логических и химических процессов в зависимости от времени суток, погоды и т. д.

Особенности проявления пространственно-временной структуры характер­ны и для человека как биологического существа. Ему свойственно, например, интуитивное чувство времени. В нас как бы встроены «биологические часы». И здесь нет ничего сверхъестественного, если учесть, что человек – закономерный итог развития галактики, а потому может «чувствовать» ее ритмы. Медики от­крыли, что наши внутренние органы работают с разной степенью интенсивнос­ти в разное время суток200.

199 Следует отметить, что идея относительности пространства и времени была высказана еще Лейбницем.

200 Между двумя и четырьмя часами ночи усиливается функционирование печени, очищающей организм от ядов, а в четыре часа ночи все органы снижают свою активность. Не случайно в это время чаще всего умирают больные люди. Обладает своими определенными ритмами и челове­ческий мозг. Знание этих ритмов необходимо для гигиены умственного труда

220

Свою специфику имеет пространство и время жизни общества. Человече­ство, в отличие от животных, сразу же начало формировать особую простран­ственную сферу своей жизнедеятельности; изготовлять орудия труда, строить жилища и целые поселения, создавать пастбища, одомашнивать диких зверей и т. д. Рядом с неосвоенной природой появилась «вторая», «очеловеченная» при­рода. Если в неживой и биологической формах материи пространство включает только связи предметов, то в социальное пространство входит и отношение че­ловека к предметам, к месту своего обитания. Например, понятие «Родина» ха­рактеризует не только определенную территорию, место рождения и жизни че­ловека, но и его отношение к этому месту: человек испытывает чувство любви к ландшафту (это могут быть лес, горы, море, океан, поля) и тоскует, если по ка­кой-то причине вынужден жить в другом месте.

Социальное время – форма бытия общества, выражающая длительность ис­торических процессов, их смену, возникающую в ходе деятельности людей. Со­циальное время характеризуется не только неравномерностью протекания, но и многоуровневой структурой. В ней можно выделить время, определяющее исто­рию происхождения рода человеческого, время образования наций и народно­стей, время развития и смены целых эпох и формаций, а также время индивиду­ального бытия человека201.

Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные обще­ства и первые цивилизации древнего мира уходят корнями в толщу веков, со­ставляющую несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуще­ствовало около 1400 лет, а современный способ жизни длится всего около 300 лет. Смена этапов развития общества характеризуется ускорением темпов соци­альных изменений, что нашло свое отражение в понимании времени. Древние цивилизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особой ценностью обладало прошлое, хранящее необходимые для жизни навыки и зна­ния. Осознание необратимости временного движения в античности стало осно­ванием конституирования социального времени в качестве ценности: «Самое драгоценное – время» (Антифонт).

С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор которой был направлен в будущее. В христианской культуре линейная времен­ная схема приобретает характер жесткой эсхатологической асимметрии, допол­няющейся аксиологической асимметрией временности (мига) земного существо­вания и временной бесконечности «жизни вечной».

Специфическое восприятие времени сформировалось индустриальной ци­вилизацией. Погоня за прибылью требовала постоянной интенсификации тру­да, уплотнения событий и процессов, протекающих в единицу времени. Неслу­чайно именно в эту эпоху была изобретена секундная стрелка, как свидетель­ство ускорения ритма жизни. Начался «бег времени», превышающий уровень биологического ритма человеческого тела и происходящих в нем физиологичес­ких процессов. Ускорение ритма социальной жизни продолжается, что негатив­но сказывается на здоровье людей. В современной философии акцент понима­ния социального времени все больше смещается с его трактовки как воплощен­ного в календаре объективного параметра социальных процессов на интерпретацию темпоральности человеческого существования (Хайдеггер).

201 В свою очередь индивидуальное бытие человека подразделяется на время детства, отрочества, юности, зрелости, старости. И в каждом из этих времен свой ритм и свои ценности. Например, в старости человек перестает спешить, «усмиряет» бег времени, а также чаще, чем в молодости, размышляет о смысле жизни, смерти.

221

В рамках постнеклассической науки происходит своеобразное «переотк­рытие времени» на основе исследования нелинейных систем. Особенно активно и плодотворно идею «конструктивной роли времени», его «вхождения « во все области и сферы специально-научного познания развивает И. Пригожин. Он утверждает, что время проникло не только в биологию, геологию и социальные науки, но и на те два уровня организации бытия, из которых его традиционно исключали: макроскопический и космический. Не только жизнь, но и Вселенная в целом имеет историю, и это обстоятельство влечет за собой важные следствия.