Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Штанько 21 Філософія та методологія науки. Навч.пос.для асп.і магістр. Харків 200.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.31 Mб
Скачать

7.2. Постпозитивизм

Сам термин «постпозитивизм» указывает на то, что общей особенностью этих концепций является то, что все они в той или иной степени отталкиваются в своих рассуждениях, в постановке и решении вопросов от позитивистской мето­дологии

141

и начинают, как правило, с ее критики. Неопозитивизм исследовал «го­товое знание» и отвлекался от исследования процесса развития науки. Не отри­цая появления новых фактов и теорий, неопозитивисты выдвигали постулат принципиальной формальной идентичности когнитивных структур всех науч­ных концепций независимо от того, принадлежат ли они античности, эпохе Воз­рождения, естествознанию Нового времени или ХХ в. Они отвлекались от со­циокультурной зависимости науки и научного знания.

Интересы представителей постпозитивизма концентрируются в основном вокруг следующих проблем: как возникает новая теория? Как она добивается признания, и каковы критерии сравнения и выбора конкурирующих научных теорий? Как развивается система научных знаний? От проблем структуры науч­ного знания методологический анализ смещается к проблемам его роста, оспа­риваются кумулятивистские модели развития науки.

Для постпозитивистского этапа в развитии философии науки характерен отказ от дихотомии эмпирического-теоретического, исчезает противопоставле­ние фактов и теорий, контекста открытия и контекста обоснования. Вместо рез­кого противопоставления эмпирического знания как надежного, обоснованно­го, неизменного теоретическому знанию как ненадежному, необоснованному, изменчивому, постпозитивизм говорит о взаимопроникновении эмпирического и теоретического, о плавном переходе от одного уровня знаний к другому и даже об относительности этой дихотомии. Представители современной фило­софии науки говорят о «теоретической нагруженности» фактов, показывают, что для установления фактов всегда требуется определенная теория, поэтому факт в определенной мере зависит от теории или даже детерминируется ею. Фак­ты, установленные на основе одной теории, могут отличаться от фактов, от­крытых другой теорией. Поэтому смена теории часто приводит и к смене фак­тического базиса науки.

Как реакция на узкий эмпиризм позитивистов, принижавших статус теоре­тического знания, и на антиисторизм позитивизма, рассматривавшего знание как статичную систему, зарождается критический рационализм (30-е годы ХХ в.). Его основателем стал Карл Раймунд Поппер (1902 -1994) – британский философ и социолог, который свою философскую концепцию построил как антитезу нео­позитивизму.

Он отказался от узкого эмпиризма логических позитивистов и их поисков абсолютно достоверной основы знания – эмпирический базис не представляет собой чего-то окончательно истинного, а является продуктом конвенции, зави­сящей от теории. Концепция сведения теоретического знания к эмпирическому оказалась бессильной объяснить тот факт, что из теоретических положений на­уки возможно выведение качественно новых, ранее вообще не наблюдавшихся фактов. Согласно Попперу эмпирический и теоретический уровни знания орга­нически связаны между собой.

Любое научное знание носит, с точки зрения Поппера, лишь гипотетичес­кий, предположительный характер, подвержено ошибкам (принцип «фаллибилиз-ма»). В противовес стремлению логических эмпиристов сформулировать крите­рии познавательного значения научных утверждений на основе принципа вери­фикации Поппер полагал, что индуктивным методам нет места ни в обыденной жизни, ни в науке. Он предложил заменить этот принцип – принципом фалъсифи-кации (от лат. falsus – ложный, fasio – делаю) – принципиальной опровержимос-тью любого утверждения, относимого к науке. Фалъсификация – методологичес­кая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы и теории в соот­ветствии с правилом modus tollens классической логики.

142

Поппер верно подметил, что тот или иной отдельный опыт (или их ограниченная серия) не доказывает окончательно законов природы, но зато нередко их основатель­но опровергает. Но для окончательной фальсификации теории необходима альтерна­тивная теория: лишь она, а не сами по себе результаты экспериментов в состоянии фальсифицировать испытуемую теорию. Т. е. только в том случае, когда имеется новая теория, действительно обеспечивающая прогресс в познании, методологически оправдан отказ от предшествующей научной теории. Таким образом, Поппер сводил научную осмысленность теорий к отчетливому определению тех фактов, которые, будучи обнаруженными, опровергали бы, «фальсифицировали» данную теорию и тем самым расчищали бы почву для появления нового смелого предположения, обреченного в свою очередь пасть под ударами «эмпирической» фальсификации.

Идеи К. Поппера получили развитие в концепциях И. Лакатоса, У. Барт-ли, Дж. Агасси, а также в различных вариантах критического рационализма. Их влиянием отмечены и те концепции, которые стремятся опровергнуть фаль-сификационизм (например, Т. Куна, П. Фейерабенда).

Общей особенностью постпозитивистских концепций является их стремление опереться на историю науки. Позитивизм не питал инте­реса к истории, он брал за образец научности теории математичес­кой физики и полагал, что все научное знание в конечном счете дол­жно приобрести форму аксиоматических или гипотетико-дедуктивных теорий. Если какие-то дисциплины далеки от этого идеала, то это свидетельствует лишь об их незрелости. Представители постпо­зитивизма главным объектом исследования сделали развитие зна­ния, поэтому они вынуждены были обратиться к изучению истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий.

Особый интерес в этом отношении представляют исследования Томаса Куна, Стивена Тулмина, Джеральда Холтона и др. Возникает тенденция к историза-ции философии науки, в связи с чем соотношение философии науки и истории науки выдвигается в число центральных проблем, позволяющих понять, пользу­ется ли историк методами и нормами, вырабатываемыми в философии науки, и что дает методологу история науки, как соотносятся историческая и методоло­гическая реконструкции развития науки и т. п.

Расширение предметного поля философии науки приводит к анали­зу мировоззренческих и социальных проблем науки: встает вопрос о соотношении науки и иных форм рациональности, о социальной де­терминации научного знания, о науке как факторе общественного развития и т. п. Особую актуальность приобретают проблемы, свя­занные с процессами гуманитаризации и гуманизации науки. Реаби­литация метафизики проявляется в распространении философско-методологического анализа на сферу социогуманитарных наук, а также ненаучных, донаучных, вненаучных и прочих типов познава­тельной деятельности и, в свою очередь, в проникновении в филосо­фию науки результатов и методов социогуманитарного знания (со­циологии, психологии, лингвистики, социальной антропологии, куль­турологии).

143