Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Штанько 21 Філософія та методологія науки. Навч.пос.для асп.і магістр. Харків 200.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.31 Mб
Скачать

4.5.1. Идеалы и нормы исследования

Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормативами, которые выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные дей­ствия (ценностные регулятивы), какой тип знания должен быть получен в ре­зультате их осуществления (целевые установки) и каким способом получить этот продукт (методологические регулятивы).

Идеалы и нормы научного познания – совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основная функция – организация и регуляция процес­са научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов.

Блок идеалов и норм исследования включает в себя идеалы и нормы: а) до­казательности и обоснования знания, б) объяснения и описания, в)построения и организации знания.

На каждом этапе исторического развития идеалы и нормы научного по­знания конкретизируются при помощи исторически изменчивых установок, присущих науке соответствующей эпохи. На характере идеалов и норм научно­го познания сказывается специфика исследуемых объектов и каждый новый тип системной организации объектов, вовлекаемый в орбиту исследовательской де­ятельности, как правило, требует трансформации идеалов и норм научного ис­следования.

69 См. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2001; его же. Научное познание и ценности тех­ногенной цивилизации // Вопросы философии. – 1989. – №10.

89

Функционирование и развитие идеалов и нормативных структур науки обусловлено не только спецификой объекта. В их системе выражен опре­деленный образ познавательной деятельности, представление об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истины. Этот образ всегда име­ет социокультурную обусловленность. Он формируется в науке, испытывая вли­яние мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры той или иной исторической эпохи.

Например, в средневековой науке опыт не рассматривается в качестве главного критерия истинности знания. В соответствии с мировоззренческими установка­ми средневековой культуры познание мира трактовалось как расшифровка смыс­ла, вложенного в вещи актом божественного творения, а сами вещи рассматри­вались как дуально расщепленные – их природные свойства воспринимались одно­временно и как знаки божественного помысла, воплощенного в мир. Ученый Средневековья различал правильное знание (проверенное наблюдениями и приносящее практический эффект) и истинное знание (раскрывающее символи­ческий смысл вещей, позволяющее через чувственные вещи микрокосма увидеть макрокосм, через земные предметы соприкоснуться с миром небесных сущностей). Поэтому при обосновании знаний в средневековой науке ссылки на опыт как на доказательство соответствия знаний свойствам вещей в лучшем случае означали выявление только одного из многих смыслов вещи, причем не главного из них. Становление естествознания в конце XVI – начале XVII вв. утвердило новые эта­лоны и нормы обоснования знания. Они возникали в тесной связи с ломкой мировоз­зренческих установок средневекового мышления и становлением нового понимания природы, человека, целей познания. Главная цель познания определялась как изуче­ние и раскрытие природных свойств и связей предметов, как обнаружение есте­ственных причин и законов природы. Отсюда в качестве главного требования обо­снованности знания было сформулировано требование его опытной проверки, а эксперимент стал рассматриваться как главный критерий истинности научного знания.

Систему идеалов и норм исследования можно рассмотреть как свое­го рода «сетку метода», которую наука «забрасывает в мир» с тем, чтобы «выудить» из него определенные типы объектов. Эта «сетка» детерминирована двояким образом: с одной стороны, социокультур­ными факторами, мировоззренческими установками, доминирующи­ми в культуре той или иной исторической эпохи, а с другой – харак­тером исследуемых объектов. Поэтому с изменением идеалов и норм открывается возможность познания новых типов объектов.

Целостное единство норм и идеалов научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие «стиль мышления». Оно выполняет в научном познании регулятивную функцию, носит многослой­ный, вариативный и ценностный характер. Выражая общепринятые стереоти­пы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме. Чаще все­го различают классический, неклассический и постнеклассический (современный) стили научного мышления.

Особый интерес в анализе процессов трансформации идеалов и норм исследования, стиля научного мышления представляет процесс формирования нового исследова­тельского мышления в науке ХХ в. Одна из его особенностей – нелинейность. Со­временная наука свидетельствует о том, что эволюционное изменение сложных

90

открытых систем, как правило, описывается нелинейными уравнениями (уравне­ниями, которые не сводятся к виду a-x+b=0 и могут иметь несколько качествен­но разных решений). Физический смысл нелинейности состоит в том, что мно­жеству решений нелинейного уравнения соответствует множество путей эво­люции системы, которая описывается этими уравнениями. При этом в данной нелинейной среде возможен никак не любой путь эволюции, а только определенный ее спектр. Нелинейная система не жестко следует «предложенными» ей путями, а будто бы «блуждает по полю возможного», актуализирует, выводит на повер­хность только один из возможных путей, при чем каждый раз случайно, и «вы­бор» системой возможных структур пути, по которому пойдет ее дальнейшее развитие или даже состоится распад, заранее предположить нельзя.