Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Догматическая переработка-Гл7.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
318.98 Кб
Скачать

Глава VII. Догматическая переработка

^//7*

1) юридический анализ, 2) логическая концентрация матери­ала, 3) систематическое распределение его и 4) юридическая терминология. Качественное упрощение придает праву вну­тренний порядок, симметрию, единство и совершается при по­мощи юридической конструкции.

Юридический анализ заключается в разложении, разделе­нии материала права на составные элементы и в выделении посредством абстракции тех из них, которые общи многим юридическим явлениям. В результате получаются две кате­гории элементов: конкретные, или самостоятельные (каковы: купля, сервитут, завещание), и абстрактные, или несамосто­ятельные (например, ошибка, ничтожность, просрочка). Пер­вые образуют отдельные специальные правоотношения, мо­гущие существовать независимо от вторых; вторые же, на­оборот, не имеют самостоятельного существования, а всегда связаны с первыми. Все эти элементы вместе могут быть на­званы юридическим алфавитом, ибо все юридические отно­шения являются разнообразными комбинациями их подобно тому, как слова представляют собою сочетание букв. Продол­жая это сравнение, вполне соответственно уподобить самосто­ятельные юридические элементы гласным буквам, а несамо­стоятельные согласным.

Логическая концентрация — не специфически юридиче­ская, а общая логическая операция — абстракция принципа из данных частных случаев, подстановка новой, более интен­сивной формы выражения. Выведенный принцип становится, в свою очередь, источником новых норм, каковыми являют­ся его логические следствия, еще не облеченные в форму са­мостоятельных норм. Наибольшие трудности при отыскании принципа возникают тогда, когда законодатель не провел его последовательно. В таком случае приходится решить, имеем

Иеринг не поясняет, что его «закон бережливости» ничто иное, как общий принцип политической экономии: с наименьшим трудом достиг­нуть наибольшего результата.

§ 2. Обзор литературы *///*

ли мы дело с принципом и изъятиями из него или с двумя перекрещивающимися принципами. Бывает также, что нор­ма имеет вид изъятия, которым она в действительности не является, и которое может быть устранено более точной фор­мулировкой принципа.

Систематическое распределение материала права достига­ется путем научной классификации его. Оно имеет громадное значение, так как показывает, что представляет собою каждое отдельное понятие, и в какой связи находится оно со всем ор­ганизмом науки. Система это — родословное дерево понятий. В самой прозрачной форме она заключает в себе такую энер­гию мысли, такую концентрацию богатейшего содержания на самом незначительном пространстве, с какими не может срав­ниться ничто другое. Классификация юридического матери­ала имеет не только формальное, чисто теоретическое значе­ние: она является результатом и выражением познания пред­мета. Кто неправильно классифицирует какой-либо предмет, например, причисляя птицу к млекопитающим, тот высказы­вает об этом предмете ложное суждение и впадает в ошибку, которая может послужить источником бесчисленных других ошибок.

Терминология содействует точности, правильности и бы­строте умственных операций. Одно техническое название за­меняет иногда сотни слов, которые нужно было бы употре­бить, чтобы вполне выяснить и определить данное понятие.

Юридическая конструкция, в отличие от только что ука­занных приемов, имеет целью не количественное, а качествен­ное упрощение законодательного материала, именно превра­щение юридических норм в юридические понятия. Право пер­воначально проявляется в повелительной форме, т. е. в виде приказаний и запрещений, из которых более общие называ­ются юридическими принципами, а более специальные, част­ные—юридическими правилами, положениями. Это —исто­рически более ранняя, первая, низшая форма права. Пока юриспруденция оставляет ее неприкосновенной до тех пор са-

429 |

Глава VII. Догматическая переработка *///>

ма является низшей, сводясь к простому толкованию норм. Она переходит на высшую ступень и становится наукой в тот момент, когда начинает перерабатывать материал права. «За­конодатель может ограничиваться выражением своих требо­ваний в первоначальной, непосредственно практической фор­ме, но задача науки состоит не столько в том, чтобы истол­ковать их и привести в порядок, но и в том, чтобы преобра­зовать их в логические моменты системы. Законодатель дает нам, так сказать, сложные тела, которые интересуют его толь­ко со стороны полезности; наука же, наоборот, подвергает их анализу и разлагает на простые тела ... Результатом этого является то; что наука вместо массы разнообразнейших норм получает легко обозримое число простых тел; из которых она, по желанию, снова может составить отдельные нормы. Поль­за не ограничивается тут таким упрощением... Посредством комбинации различных элементов наука может создавать но­вые понятия и нормы; понятия обладают производительной силой: они соединяются и образуют новые694.

Прервем на минуту изложение взглядов Иеринга. До сих пор он стоит на правильном пути, и его теория юридической техники отличается от сделанного в предыдущем параграфе очерка догматических приемов только неполнотой и своеоб­разной терминологией. Так, говоря о построении юридиче­ских понятий посредством анализа и абстракции, Иеринг не упоминает о синтезе и детерминации, а то, что он называет логической концентрацией, представляет собою индукцию и редукцию принципов. Объясняется все это, как справедливо заметил проф. Коркунов, тем обстоятельством, что в логиче­ских трактатах того времени, когда Иеринг писал свое сочи­нение, методологические вопросы излагались очень неполно и односторонне695. Тем не менее по существу Иеринг держится пока строго научной почвы.

Geist, I, 39-40 (§ 3).

Коркунов, Сборник статей, 58-59.