Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Европейское право. Учебник для ВУЗов. стр. 204-403 (оформление).doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.73 Mб
Скачать

Глава 18. Общие вопросы

303

о т третьих лиц и организаций. Иначе говоря, государства-участники несут ответственность за нарушения ЕКПЧ не только тогда, когда эти нарушения допускаются соответствующими государственными органами прямо и непосредственно, но и тогда, когда нарушения становятся возможными в результате попустительства со стороны властей или того, что они уклоняются от совершения необходимых позитивных действий (решение по делу «Джонстон и другие против Ирландии»).

В-третьих, принцип эффективности запрещает дискриминацию как применительно к пользованию правами человека, так и саму по себе (решение по делу «Абдулазиз, Кабалес и Балкан -дали против Соединенного Королевства») и предписывает государствам-участникам принимать все необходимые меры. которые могут потребоваться для недопущения или пресечения дискриминации.

Другим важным проявлением принципа эффективности служит достаточно жесткая регламентация условий, на которых государствам-участникам позволяется отступать от соблюдения обязательств, вытекающих из ЕКПЧ. Никаких запретов ни на временное отступление государств от соблюдения прав человека в общем плане, потребность в котором вызывается военными действиями или любыми иными чрезвычайными обстоятельствами, угрожающими жизни нации, ни на ограничение отдельных прав человека в интересах поддержания публичного порядка, защиты нравственности населения и т. д. ЕКПЧ не содержит. Но она устанавливает четкие рамки, за которые им не разрешается выходить, вводя ограничения на пользование правами человека, и подчиняет эти ограничения международному контролю, осуществляемому ЕСПЧ.

В частности, Конвенция и сложившееся на ее основе прецедентное право Совета Европы предусматривают следующее.

Право на жизнь, свобода от пыток и обращения, унижающего человеческое достоинство, свобода от рабства и принудительного труда и право на то, чтобы уголовный закон, вводящий новые составы преступлений или усиливающий тяжесть наказания, не применялся ретроактивно, носят абсолютный характер и не подлежат приостановке (п. 2 ст. 15 ЕКПЧ). К такого рода неотъемлемым правам могут быть приравнены свобода от дискриминации и некоторые другие права, прямо не отнесенные Конвенцией к их числу.

• -В отношении остальных прав человека и основных свобод временное отступление государств от их соблюдения ввиду Чрезвычайных обстоятельств допускается. Но масштабы дерога-ции1 должны быть соразмерны природе и характеру этих обстоятельств, а опасность, угрожающая жизни нации и диктующая необходимость дерогации, — обоснованно расцениваться как достаточно реальная и неотвратимая.

Наряду с приостановкой действия большинства или ряда свобод ЕКПЧ допускает и ограничение отдельных из них по мотивам частного характера, чаще всего в целях предотвращения или пресечения беспорядков, защиты нравственности населения и т. д. Но и здесь Конвенция и прецедентное право Совета Европы ставят вполне определенные пределы усмотрению государств. Ограничения на пользование правами и свободами не могут налагаться иначе как на основании закона. Более того, они должны преследовать легитимные цели и отвечать действительным потребностям, возникающим в демократическом обществе. Кроме того, они не должны использоваться в иных целях, нежели те, для которых они были предусмотрены (ст. 18 ЕКПЧ). Причем, как общее правило, при прочих равных кливиях ограничениям дается рестриктивное толкование.

Только несколько примеров. Как разъясняется в решениях ЕСПЧ, арест на корреспонденцию заключенных (по делу «Сил-вер и другие против Соединенного Королевства»), утаивание тюремными властями писем, адресованных заключенному (по делу «Шененбергер и Дурмаз против Швейцарии»), принудительное сведение круга лиц, с которым позволено обмениваться письмами, только к родственникам и друзьям (по делу «Кэмпбелл и Фел против Соединенного Королевства») могут преследовать вполне легитимные цели поддержания порядка и предотвращения готовящегося преступления.

Тем не менее демократическое общество не испытывает необходимости в таких мерах, поскольку они полностью выхолащивают содержание права на уважение личной переписки, низводят его к нулю. Следовательно, эти меры представляют собой недопустимое вмешательство в частную жизнь, конкретно — в частную жизнь заключенных, элементом которой является тайна и свобода переписки, и должны рассматриваться как несовместимые с обязательствами государств по ЕКПЧ. Точно

•Лат. derogatio — частичная отмена старого закона.

304