Заключение
Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Имеются мнения, что в кодексе 20% «плюсов», а 80% – «минусов».
В результате принятия нового Лесного кодекса лесное хозяйство пришло в состояние глубокого упадка и превратилось в значительной степени в «виртуальную» деятельность, существующую в планах, отчетах и в воображении чиновников. На практике леса не охраняются, используются варварскими методами, лесные земли под разными предлогами разбазариваются.
Сложившаяся система управления лесами не способна обеспечивать важнейшие функции государства по отношению к лесам:
- обеспечивать конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (важнейшей частью которой является лес),
- создавать условия для рационального использования, охраны и воспроизводства лесных ресурсов, социально-экономического развития лесных регионов.
Новое лесное законодательство не допускает развития полноценного лесного хозяйства, и стимулирует модель лесопользования, при которой лес фактически используется как невозобновляемый природный ресурс.
Новое законодательство не создает стимулов к бережному лесопользованию, лучшему возобновлению лесных ресурсов, и препятствует ему. Работа по развитию лесного хозяйства парализуется бюрократическими требованиями, связанными с планированием, размещением заказов на выполнение лесных работ, отчетностью и контролем.
Главный изъян нового документа заключается в том, что лесные богатства России авторы законопроекта рассматривают как товар, а не как экосистему. Основные затраты по лесовосстановлению перекладываются на плечи лесозаготовителей.
Начало формы
В новом Лесном Кодексе:
- отсутствует статья об основных понятиях, содержащихся в кодексе;
- отсутствуют положения об ответственности арендаторов, требований к их профессиональной компетентности;
- отсутствует документальная основа, на которой строилась система отслеживания законности происхождения древесины – отменена разрешительная документация (порубочные билеты и т. д.).
Наиболее спорным моментом является возможность предоставления лесных участков на основе права бессрочного пользования, а также – на условиях аренды сроком до 49 лет. Новый кодекс делает региональные власти заинтересованными в первую очередь именно в использовании земель лесопаркового защитного пояса под застройку и развитие инфраструктуры, и лишь в последнюю очередь – в сохранении лесов как основы природной среды региона. Если леса учтены как земли Лесного фонда, тогда они находятся в относительной безопасности. Но в 32 регионах России леса не учитываются как земли Лесного фонда.
Необходимо, чтобы лесная приватизация регулировалась специальным федеральным законом, который должен быть принят с учетом всенародного обсуждения, правил и принципов приватизации лесов и земель лесного фонда, а также с учетом того, в каких случаях вообще такая приватизация возможна. Поскольку вопрос о приватизации лесов и земель лесного фонда жизненно важен для большинства жителей России, целесообразно вынесение этого вопроса на всенародный референдум.
