- •1. Уголовно-правовой анализ халатности.
- •1.1. Понятие халатности и объект преступления.
- •1.2. Объективная сторона халатности
- •1.3. Субъект преступления, связанного с халатностью.
- •1.4. Субъективная сторона халатности.
- •2. Актуальные проблемы квалификации халатности.
- •2.1. Квалифицированные признаки халатности.
- •2.2. Причины халатности и ее профилактика.
1.3. Субъект преступления, связанного с халатностью.
Субъектом преступления, предусмотренного статьей 293 УК РФ, является должностное лицо. Определение понятия должностного лица следует давать через определение характера выполняемых функций, времени выполнения функций и места их выполнения. Должностными лицами в соответствии с п. 1 примечания к ст. 285 признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
По характеру выполняемых функций должностные лица делятся на: представителей власти, лиц выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Согласно примечанию к ст. 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Применительно к рассматриваемым статьям главы 30 УК РФ к представителям власти наряду с должностными лицами правоохранительных и контролирующих органов относятся, в частности, депутаты, руководители и члены органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, судьи, т.е. лица, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для выполнения гражданами или предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Иными словами, представители власти - это лица, наделенные властными полномочиями в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц.
Под организационно-распорядительными функциями понимается осуществление полномочий по руководству аппаратом государственного органа либо органа местного самоуправления, трудовыми коллективами государственных и муниципальных учреждений, а также отдельными работниками этих органов и учреждений (подбор и расстановка кадров, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины, применение мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий). Под выполнением должностным лицом административно-хозяйственных функций понимается совершение действий по управлению или распоряжению государственным либо муниципальным имуществом путем установления порядка его хранения, реализации и т.д. Этими полномочиями в государственных органах, органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях наделены, в частности, начальники хозяйственных и финансовых отделов и служб. Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности, может быть признано субъектом должностного преступления при условии, если эти обязанности возложены на данное лицо в установленном законом порядке (например, присяжные заседатели).
В соответствии с законом субъектами должностного преступления могут быть также лица, осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по специальному полномочию, предоставленному им правомочным органом либо должностным лицом (например, члены добровольной народной дружины). Не являются субъектами должностного преступления те работники государственных и муниципальных учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. Если наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения он может нести ответственность за должностное преступление (например, врач - за злоупотребление полномочиями, связанными с участием в работе бюро медико-социальной экспертизы, призывных комиссий; преподаватель - за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии).
Проанализировав существующие трактовки понятия "представитель власти", можно придти к выводу, что они нуждаются в корректировке, и в этом плане предлагаем следующее определение: "Представитель власти – это лицо, наделенное законом распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, или организаций независимо от ведомственной принадлежности". Что касается определения организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, то предлагается согласиться с мнением ученых правоведов о том, что определение указанных функций необходимо дать именно в законе.
Должностные лица осуществляют свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию. Анализ указанного положения позволяет прийти к выводу о том, что в выделении лиц, осуществляющих свои функции "по специальному полномочию", нет необходимости. Ученые до сих пор достоверно не определили суть "специальных полномочий". На практике к ним относят лиц, не занимающих штатные должности в органах государственной власти или органах местного самоуправления. В то же время определяющим фактором является характер выполняемых функций, а не юридическое основание их возникновения. Пленум Верховного Суда при определении лиц, осуществляющих функции по "специальному полномочию", указывает на постоянное или временное их осуществление.
Местом выполнения функций должностного лица являются государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждениях, государственные корпорации. Указанное положение нуждается в некоторой корректировке, а именно формулировку "государственные и муниципальные учреждения" предлагаем заменить формулировкой "государственные и муниципальные учреждения и предприятия". В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" работники учреждений и предприятий имеют одинаковый статус. Противоправные деяния лиц, имеющих одинаковый статус, должны быть квалифицированы одинаково. Вместе с тем, в настоящее время неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, не только не могут быть квалифицированы по одной статье УК РФ, но и вообще не являются уголовно наказуемыми для должностных лиц на предприятиях. Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию предлагаем включить в число мест выполнения функций должностного лица государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Значительные трудности остаются в признании некоторых категорий служащих должностными лицами. Речь идет о лицах, исполняющих профессиональные или чисто технические обязанности. По поводу квалификации их деяний в уголовно-правовой литературе сложилось три позиции. Большая часть специалистов исходит из разделения должностных и профессиональных функций. В каждом конкретном случае выполняются лицо профессиональные функции, либо должностные. Сторонники второй концепции считают, что неисполнение профессиональных функций должно квалифицироваться как халатность, поскольку при их невыполнении работник представляет государственное учреждение. Сторонники третьей позиции исходят из того, что должностным лицом является лицо, которое наряду с осуществлением профессиональных функций занимает должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. Анализ указанных положений позволяет сделать вывод о том, что последняя позиция является наиболее приемлемой.
Составу преступления, предусмотренному статьей 293 УК РФ, с одной стороны, свойственны криминологические признаки неосторожных преступлений, поскольку оно совершается по неосторожности, с другой – оно как преступление против интересов государственной власти совершается должностными лицами, поэтому ему присущи криминологические черты.
Исследование данных о численности, укомплектованности штатов и среднемесячной заработной плате гражданских служащих позволили сделать вывод о том, что основная масса гражданских служащих сосредоточена в органах исполнительной власти. При этом среднемесячная заработная плата гражданских служащих ниже, чем в реальном секторе экономики. Кроме того, наибольший "некомплект" приходится именно на органы судебной власти и прокуратуры, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение законности и правопорядка в обществе.
Анализ динамики развития должностных преступлений в целом и халатности в частности, позволил прийти к выводу о том, что "шараханья" законодателя в определении общественно опасных последствий, декриминализировали ряд общественно опасных деяний, в результате чего количество зарегистрированных по статье 293 УК РФ преступлений снизилось более чем в два раза (если в 2003 году халатность в структуре должностных преступлений составляла 10 процентов, то в 2008 году – всего 4,2 процента). В структуре неосторожной преступности халатность составляет примерно 9-15%.
Важное значение для профилактики имеет место совершения преступления. Анализ статистических данных позволяет прийти к выводу о том, что наибольшее число преступлений, квалифицируемых как халатность, совершается в сфере деятельности органов власти и управления, поэтому именно там необходимо сконцентрировать свои силы в проведении профилактической работы.
Согласно официальным статистическим данным, обобщенный портрет личности преступника можно представить следующим образом. Мужчина в возрасте от 30 до 50 лет, служащий, имеющий, как правило, высшее образование, всегда гражданин Российской Федерации, обычно, местный житель. Характеризуя личность виновного в халатности, необходимо отметить, что искажение жизненных ценностей здесь практически никогда не достигает такого уровня, как в умышленных преступлениях. Выборочное изучение уголовных дел показало, что 80-85 процентов этих лиц имеют положительную трудовую и бытовую характеристику. Отрицательные стереотипы поведения, как правило, носят локальный характер и относятся к определенным видам обязанностей.
По нравственно-психологической характеристике субъект преступления можно условно разделить на типы:
1. Должностное лицо, которое обладает хорошими деловыми качествами, однако недостаточно учитывает конкретную обстановку. В качестве мотивации преступного поведения здесь выступают, как правило, ложное понятые интересы службы.
2. Субъект преступления пытается создать или упрочить личный авторитет. В интересах этого он сам, своим поведением создает условия для наступления общественно опасных последствий либо не препятствует уже сложившейся порочной практике, приводящей к их наступлению. Главной целью является продвижение по службе.
3. Субъект преступления не обладает достаточной квалификацией. Он не умеет хорошо организовать работу и поэтому легко идет на правонарушения. Обычно он начинает с правонарушений непреступного характера.
4. Должностное лицо, которое с самого начала проявило самонадеянность и приступило к выполнению служебных обязанностей, для которых у него отсутствует необходимая компетенция. Для таких деяний характерно легкомысленное и недисциплинированное отношение к предъявляемым требованиям.
