Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
321.68 Кб
Скачать

7.2. Принципы конституционного строя Республики Беларусь

  • полнота власти на своей территории;

  • человек – высшая ценность общества и государства;

  • народовластие как основа государства;

  • многообразие политических институтов, идеологий и мнений;

  • разделение властей;

  • верховенство права;

  • приоритет общепризнанных принципов международного права;

  • единство и неотчуждаемость территории Беларуси;

  • защита государством прав и свобод граждан;

  • равенство форм собственности и многообразие форм осуществления хозяйственной деятельности;

  • обеспечение гражданского мира и согласия;

  • сохранение историко-культурного наследия и свободное развитие культуры;

  • равенство перед законом всех религий и вероисповеданий;

  • полноправное участие Республики Беларусь в мировом сообществе, невмешательство во внутренние дела других государств, неприменение силы или угрозы силы.

Контрольные вопросы

  1. Что понимается под конституционным строем?

  2. Из каких элементов состоит конституционный строй?

  3. В чем отличие конституционного строя от основ конституционного строя?

  4. Назовите принципы конституционного строя Республики Беларусь.

  5. Что вы можете сказать о соотношении понятий «конституционный строй» и «государственный строй»?

Тема 8. Понятие и политико-правовое значение суверенитета

Основные понятия: суверенитет; формы суверенитета; Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь; гарантии суверенитета; Государственные символы.

7.8. Понятие и виды суверенитета

Слово «суверенитет» происходит от латинского «suverenus», что означает «правитель», «тот, кто имеет в руках наивысшую власть», «тот, кто является носителем верховной власти». Суверенитет является важнейшим признаком любого государства, оказывающим существенное влияние на содержание государственной власти, ее устройство и устройство территории. Государство в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным, т. е. способно самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции как внутри страны, так и за ее пределами, в международном общении. Республика Беларусь является суверенным государством. Впервые ее суверенитет как самостоятельного государства был провозглашен «Декларацией о государственном суверенитете Республики Беларусь», принятой Верховным Советом Республики Беларусь (тогда БССР) 27 июля 1990г.

Тема суверенитета подверглась достаточно серьезной разработке, о чем свидетельствует наличие значительного количества научных исследований. Тем не менее, в вопросе форм суверенитета, их соотношения единого подхода среди авторов не сложилось. Одни говорят о народном суверенитете, полагая, что государственный и национальный суверенитеты являются лишь формами его проявления. Другие – выделяют народный и национальный суверенитеты, считая, что они олицетворяют собой государственный. Третьи выделяют лишь государственный суверенитет. Четвертая группа исследователей настаивают на выделении трех форм суверенитета.

Понятие «суверенитет» имеет довольно древние исторические корни. Его содержание было разработано еще в XVI в. и это было связано с именем французского философа Ж. Бодена. Учение о суверенитете не оставалось неизменным, оно имело различную направленность и преследуемые цели, хотя само содержание данного понятия оставалось неизменным: как верховенство, единство, независимость. Так, если первоначально с суверенитетом связывалось обоснование безраздельности господства власти монарха, то уже в XVII–XVIII вв. он стал пользоваться в новом значении – для борьбы с абсолютизмом в целях утверждения демократической концепции государства.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что учения о формах суверенитета (государства, народа, нации) возникли не одновременно. Первоначально речь шла о суверенитете государства, поскольку суверенитет Ж. Боден связывал с всевластием монарха, который и олицетворял в своем лице соответствующее государство.

Учение же о суверенитете народа появилось позже и, на наш взгляд, его родоначальником можно считать известного французского мыслителя Ж. Руссо (1712 –1778), заявившего об ином источнике государственной власти – народе, которому данная власть и должна принадлежать.

Что касается суверенитета нации, то данное понятие стало известным значительно позже – лишь в XX в., с появлением т. н. марксистско-ленинского учения о праве наций на самоопределение.

В отношении самого факта наличия в стране государственного и народного суверенитетов, то, как нам представляется, этот вопрос следует рассматривать исходя из характеристики политического режима, существующего в данной стране, а также из наличия в ней своей государственности. В недемократическом государстве можно вести речь лишь о наличии одной формы суверенитета – государственной, поскольку народ в таком государстве не является источником власти, а, следовательно, и носителем суверенитета. Применительно же к демократической стране можно вести речь о наличии в ней как государственного, так и народного суверенитета.

Что касается соотношения народного и государственного суверенитета, то роль первоосновы выполняет суверенитет народа, а суверенитет государства в лице государственного механизма является инструментом, с помощью которого народ и может реализовать свою суверенную волю. Как видим, между указанными формами суверенитета существует взаимообусловленная связь, они не могут существовать друг без друга и поэтому находятся в единстве, как части единого целого.

Более сложной, на наш взгляд, является проблема суверенитета нации. Как отмечалось, это понятие возникло в XX в. и отождествлялось с полновластием нации, ее правом на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Однако как оказалось впоследствии, подобный подход к определению сущности данного суверенитета не выдержал проверку временем. В конечном итоге он выступил в качестве «мины замедленного действия», явился средством разрушения многонационального государства и, прежде всего, с федеративной формой политико-территориального устройства, что мы и наблюдали на примерах бывших СССР, Чехословакии, Югославии. Не иначе, как стремлением к национальному суверенитету обусловлены существующие на национальной почве конфликты в Приднестровье, Закавказье, Канаде, Испании и других государствах. Не случайно Европейское сообщество, стремясь поставить барьер национализму и сепаратизму, закрепило в заключительном акте Хельсинского совещания принцип территориальной целостности и нерушимости границ государств Европейского континента. Однако, следует заметить, что иногда соответствующие страны к соблюдению данного принципа подходят с т. н. двойными стандартами, исходя из политической целесообразности преследуемых ими целей.

На наш взгляд, в условиях демократического государства в отношении «суверенитета нации» речь должна идти о равноправии всех проживающих здесь наций, а не о возможности их отделения и выхода из состава государства. Поэтому неслучайно современные Конституции исходят из невозможности существования в пределах одного государства суверенных властей проживающих в нем наций. К примеру, Конституция Российской Федерации, разрешая противоречия суверенитетов, устанавливает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый. И лишь безответственные националисты и сепаратисты могут выдвигать требование предоставления отдельным нациям привилегий, раскола государства под видом популистского лозунга «право наций на самоопределение».