- •2. Крылов-баснописец. Поэтика басни. Гоголь о Крылове.
- •3. Мастерство Грибоедова-драматурга. Характеристика драматургии времени.
- •5. Жуковский как поэт-романтик
- •7.Элегическая лирика Жуковского
- •6. Баллады Жуковского
- •8. Жуковский как поэт-переводчик
- •9. Поэты пушкинской Плеяды
- •36. Содержание понятий пушкиновского и гоголевского направлений в русской литературе.
- •37. Гоголь и Белинский.
- •38. Лермонтов как поэт-романтик
- •40. Поэмы Лермонтова. Эволюция стиля.
- •41. Драматургия м.Ю. Лермонтова. Драма "Маскарад"
- •42. Роль романа в прозе Лермонтова (от «Вадима» до «Штосса»
- •43. Роман Лермонтова «Герой нашего времени»: Своеобразие жанра. Проблематика. Особенности сюжета и композиции.
- •I. Своеобразие жанра
- •II. Проблематика
- •III. Особенности сюжета и композиции
- •44. Смысл названия романа «Герой нашего времени». Проблема романного героя. Дискуссия о Печорине.
- •3)Мысли Соловьева о западниках и славянофилах
- •4)Краткое перечисление основных исторических событий (из учебника Лишаева «История русской философии»)
- •47. Становление нового героя в русской литературе.
- •2 Линия – маленький человек.
- •Вопрос 49. Светская повесть (далее сп) и развитие демократических тенденций в русской литературе.
- •1.Когда возник жанр?
- •1.Демократизация рл. Фаддей Венедиктович Булгарин. Мещанская лит-ра vs cветская.
- •2. Появление выдающихся демократов-литераторов и их противник ,новый теоретик светской повести, Шевырев. Обострение борьбы на страницах литжурналов (‘’Молва’’).
- •3.Демокр.Тенденции. Народность как противоположность светскости (центральные категории). Белинский, дебют с ‘’Литературными мечтаниями’’.
- •50. Литературно-критическая деятельность Белинского.
43. Роман Лермонтова «Герой нашего времени»: Своеобразие жанра. Проблематика. Особенности сюжета и композиции.
I. Своеобразие жанра
Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В "Отечественных записках" за 1839 г. были опубликованы "Бэла. Из записок офицера о Кавказе" и позже "Фаталист" с примечанием, "что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных"; в 1840 г. там же печатается "Тамань" и следом выходит двумя частями-томиками "Герой нашего времени". Проблемное афористичное название предложил опытный журналист А.А. Краевский взамен первоначального авторского "Один из героев нашего века". "Собрание повестей", объединенных образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом, в жанровом отношении освоившим также многочисленные элементы драматического действия, особенно в самой большой и значительной повести — "Княжна Мери".
«Герой нашего времени» – произведение критического реализма с чертами романтизма.
Лермонтовский роман отличает глубокий историзм: писатель отразил здесь эпоху 1830-х годов в ее трагических противоречиях и философских исканиях, создал яркий тип героя времени. Россия 1830-х гг., мрачного последекабристского десятилетия — вот то время и те обстоятельства, которые формировали характер лермонтовского современника. Окружающая действительность, полностью исключавшая какие бы то ни было проявления общественной активности, приводила к самоуглублению личности, развитию ее самосознания. Люди, духовно и интеллектуально близкие Лермонтову, жили бурной, интенсивной внутренней жизнью, но огромные внутренние силы не могли должным образом реализоваться в их внешней жизни, лишенной цели. Эту трагедию своего поколения Лермонтов и запечатлел в Печорине. О значении «портрета... составленного из пороков всего... поколения», автор писал, как уже отмечалось, в предисловии ко второму изданию произведения. Помимо Печорина, в романе нарисованы и другие яркие типические характеры – например, Максим Максимыч, Грушницкий.
Кроме того, реализм Лермонтова, как уже говорилось выше, отличается критической направленностью.
Создавая реалистическое произведение, писатель опирался и на романтические традиции, которые проявились в следующем. Некоторые романтические черты мы находим в образе главного героя. Печорин обладает неординарными личностными качествами – огромной силой воли, неукротимой жаждой борьбы. В его характере угадываются даже некоторые «демонические» черты. Это сближает Печорина с такими романтическими героями самого Лермонтова, как, например, Демон, Арбенин. Печорин одинок. Он находится в оппозиции к обществу. Не вполне ясно прошлое героя. Мы знаем только, что это выходец из петербургского света, из аристократической среды. В то же время «история», послужившая причиной отъезда Печорина на Кавказ, остается загадочной. Романтические черты свойственны и другим персонажам романа. Среди них – Бэла, Казбич, девушка-контрабандистка, Вулич.
В «Герое нашего времени» нередки необычные, экстраординарные ситуации, характерные для авантюрно-приключенческих романов и повестей эпохи романтизма (похищение Бэлы, ее трагическая гибель; история с контрабандистами; вызовы судьбе в «Фаталисте»). Разнообразные острые ситуации — от светской интриги до едва не закончившейся гибелью героя встречи его с «честными контрабандистами» — ставят Печорина перед необходимостью решения серьезных нравственно-психологических проблем; важнейшая из них, в известной мере подводящая итог исканиям героя, мысль которого постоянно томит беспокойство, — проблема судьбы, предопределения. Действовать или подчиняться? Отвечая на этот главный вопрос, Печорин утверждает право личности на внутреннюю свободу: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».
Романтическую окраску имеют и некоторые описания природы в романе: например, вид с Гуд-горы («Бэла»), ночной пейзаж и морские зарисовки («Тамань»), картины окрестностей Пятигорска и Кисловодска («Княжна Мери), описание звездного неба («Фаталист»).
«Герой нашего времени» – роман социальный, в котором нашла отражение жизнь русского общества в 1830-е годы, воссоздан облик «лишнего человека». Это роман философский: здесь нашли отражение философские искания лермонтовского поколения. Кроме того, это один из первых психологических романов в русской литературе, так как в центре произведения, по словам Белинского, «важный современный вопрос о внутреннем человеке». Не случайно в предисловии к «Журналу Печорина» повествователь указывает на важность изучения внутреннего мира личности: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Задаче изучения «души человеческой» подчинена, как известно, и композиция произведения.
Создавая роман, Лермонтов опирался на жанровые традиции современной ему литературы. В этом произведении мы находим черты таких жанров, как путевые записки («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»), кавказская новелла («Бэла»), разбойничья повесть («Тамань»), светская повесть, написанная в форме дневника («Княжна Мери»), философская новелла («Фаталист»).
Художественный психологизм, определяющий повествовательный стиль «Журнала Печорина», формировался не только под влиянием французской прозы 1830-х годов; весьма значительным оказалось воздействие традиции автобиографической, дневниковой прозы, в первую очередь хорошо знакомых Лермонтову дневников Байрона с их особым отвлеченно философским языком, афористичностью и эпиграмматичностью стиля, своеобразным сочетанием субъективно-лирической и объективно-иронической повествовательных стихий.
В раннем творчестве самого Лермонтова есть несколько набросков, которые могут служить примером автобиографической прозы; один из них, написанный под впечатлением чтения записок Байрона («Еще сходство в жизни моей...»), вошел (с изменениями) в «Журнал Печорина» («Княжна Мери»).
