
- •§ 3. Взаимность и реторсия
- •§ 5. Квалификация юридических понятий коллизионной нормы
- •§ 6. Обратная отсылка и отсылка к закону третьей страны
- •§ 7. Оговорка о публичном порядке
- •§ 7. Оговорка о публичном порядке
- •§ 7. Оговорка о публичном порядке
- •§ 8. Применение императивных норм
- •§ 9. Применение и установление содержания норм иностранного нрава
- •§ 9. Применение и установление содержания норм иностранного
§ 9. Применение и установление содержания норм иностранного нрава
пускающие устранения или уменьшения ответственности перевозчи¬ка за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, за утрату или повреждение груза и багажа либо за просрочку их доставки по¬средством соглашения сторон о подлежащем применению праве.
Так же, как в случае применения оговорки о публичном порядке, разумный предел применения сверхимперативных норм, исключаю¬щих применение иностранного права, может быть найден только путем долголетней практики применения этих норм.
1. В современных условиях после перехода нашего государства от по существу закрытого к открытому обществу, когда резко возрос объем гражданско-правовых отношений с иностранным элементом, когда не только суд, но и другие государственные органы должны при¬менять иностранное право не только в силу действия принципа авто¬номии воли сторон, но и в силу коллизионных норм, установленных внутренним законодательством или международным договором, во¬прос об установлении содержания иностранного права из чисто теоре¬тической категории стал переходить в проблему практического харак¬тера.
Перед судами, рассматривающими споры в области международ¬ного частного права, возникает непростая проблема — установить со¬держание иностранного права. Иностранное право подлежит приме¬нению не только в силу отсылки к нему коллизионных норм, но и в других случаях (определение статуса иностранного лица — стороны в процессе, полномочий представителя такого лица и др.). Кроме того, иностранное право применяется не только третейскими судами, суда¬ми общей юрисдикции, арбитражными судами, но и другими государ-ственными органами (нотариат, загс и т.д.). В ст. 166 СК РФ говорит¬ся об установлении содержания норм иностранного права судом или загсами.
Согласно действующему в России законодательству, суды приме¬няют иностранное право в случаях, предусмотренных законом и меж¬дународным договором.
В ГПК РФ установлено, что суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при Разрешении дел применяет нормы иностранного права (п. 5 ст. 11). Более развернутая формулировка применяется в АПК РФ. Согласно п- 5 ст. 13 АПК арбитражный суд в соответствии с международным договором Российской Федерации, федеральным законом, соглаше¬нием сторон, заключенным в соответствии с ними, применяет нормы иностранного права.
В рамках настоящего параграфа рассматривается вопрос об обя¬занности суда устанавливать содержание иностранного права и о пос¬ледствиях неустановления его содержания. О порядке установления таких норм и о последствиях неправильного толкования и примене¬ния иностранного права судом говорится в § 7 гл. 18 учебника, посвя¬щенной проблемам международного гражданского процесса.
2. Включение в часть третью Гражданского кодекса РФ статьи 1191 «Установление содержания норм иностранного права» имеет принци¬пиальное значение. В п. 1 этой статьи предусмотрено следующее:
«При применении иностранного права суд устанавливает со¬держание его норм в соответствии с их официальным толковани¬ем, практикой применения и доктриной в соответствующем ино¬странном государстве».
Из этого положения ГК РФ, а также из ГПК РФ 2002 г. (и. 5 ст. 11) и АПК РФ 2002 г. (п. 5 ст. 13) следует, что судья обязан приме¬нять в соответствующих случаях нормы иностранного права. Однако правило такого рода легче сформулировать в законе, чем применить
на практике.
В суде любой страны применение иностранного права связано с большими трудностями, поскольку судей нельзя обязать знать право другого государства. Сложность применения иностранного права для российских судов объясняется и тем, что до 90-х гг. XX в. практика применения иностранного права в государственных судах (в отличие от международных третейских судов) была крайне'незначительной. К тому же она и не публиковались.
Часть третья Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 1191) в виде обще¬го правила возлагает именно на суд установление содержания норм иностранного права, исходя из общепринятого в России и многих дру¬гих странах принципа, согласно которому иностранное право должно применяться таким же образом, как оно применяется в соответствую¬щем государстве. При этом предусмотрен четкий порядок определе¬ния содержания норм иностранного права. Российский суд не вправе основываться только на тексте таких норм. Он должен учитывать их официальное толкование и судебную практику применения, а также доктрину в соответствующем иностранном государстве. Очередность использования того или иного способа установления содержания норм иностранного права, на что обращалось внимание в литературе (М.Г. Розенберг), определяется в порядке, действующем в государст-