Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Метод работы с системой Станиславского (Трусенк...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
239.62 Кб
Скачать

Общение.

На сцене можно смотреть и видеть, и можно смотреть и ничего не видеть.

Кроме того, можно смотреть, видеть и воспринимать то, что видишь, но можно смотреть, видеть и ничего не воспринимать из того, что происходит на сцене. Словом, существует подлинное и внешнее, формальное, или, так сказать, «протокольное смотрение с пустым глазом». Важно, чтоб глаза, взор, смотрение артиста на сцене отражали большое, глубокое внутреннее содержание его творящей души. Смотрящие в театре зрители только тогда понимают и косвенно участвуют в том, что происходит на сцене, когда там совершается процесс общения между действующими лицами пьесы. Смех, слезы, аплодисменты или шиканье среди действия, волнения – это ли не отклик зрителя из зала?

Люди стараются всегда общаться с живым духом объекта, а не с его носом, глазами, пуговицами. К сожалению, такое непрерывное взаимное общение редко встречается в театре. Большинство актеров если и пользуется им, то только в то время, пока сами говорят слова своей роли, но лишь наступает молчание и реплика другого лица, они не слушают и не воспринимают мыслей партнера, а перестают играть до следующей своей очередной реплики. Такая актерская манера уничтожает непрерывность взаимного общения, которое требует отдачи и восприятия чувств не только при произнесении слов или слушании ответа, но и при молчании, во время которого нередко продолжается разговор глаз.

Многие думают, что внешние, видимые глазу движения рук, ног, туловища являются проявлением активности, тогда как внутреннее, невидимое глазу действие и акты душевного общения не признаются действенными. Это ошибка! В нашем искусстве, создающем «жизнь человеческого духа» роли, всякое проявление внутреннего действия является особенно важным и ценным. Для того чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, то есть, прежде всего, свои собственные пережитые чувства и мысли. В реальной действительности их создает сама жизнь. В театре - не то, и в этом новая трудность. В театре нам предлагаются чужие чувства и мысли роли, созданные автором, напечатанные мертвыми буквами в тексте пьесы. Трудно пережить такой душевный материал. То же и в области общения: труднее подлинно общаться с партнером, гораздо легче представляться общающимся. Наше искусство признает только общения с партнером - своими собственными переживаемыми чувствами.

Самый важный вид внутреннего, невидимого, душевного общения – это лучеиспусканием и лучевосприятием. Излучением и влучением. В момент сильных переживаний, экстаза, повышенных чувствований эти излучения и влучения становятся определеннее и более ощутимы как для того, кто их отдает, так и для тех, кто их воспринимает. Глаза, взгляд - это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души - в душу, из глаз - в глаза, или из концов пальцев, из тела без видимых для зрения физических действий.

Начинайте такое общение с уничтожения всякого напряжения, где бы оно ни появилось. Так, чтоб подлинно отдыхать. Никакого напряжения в зрачках! Передавайте мысли голосом и словами, а глаза пусть помогут дополнять то, что не передается речью. Так же и с восприятием. Тогда вы будите не только слушать, но и стараться вобрать в себя то, чем живет говорящий с вами объект. Кроме словесного, сознательного спора и умственного обмена мыслями, в вас происходит одновременно другой процесс, взаимного ощупывания, всасывания тока в глаза и выбрасывания его из глаз. Вот это невидимое общение через влучение и излучение, которое, наподобие подводного течения, непрерывно движется под словами и в молчании, образует ту невидимую связь между объектами, которая создает внутреннюю сцепку. Но прежде чем передавать что-либо другому, надо самому запастись тем, что хочешь отдавать. Нельзя отдавать того, чего сам не имеешь. Чувства симпатии, уважения. Их можно передать молча.

Но нельзя без слов заставить другого понять, что я люблю его за то, что он умный, дельный, работоспособный, благородный. Для того чтобы я почувствовал общий тон переживаемого чувствования, необходимо, чтоб вы сами жили его внутренней сущностью. Вот этот процесс и называется лучеиспусканием. Наши внутренние чувства и желания испускают лучи, которые просачиваются через наши глаза, через тело и обливают других людей своим потоком. Лучевосприятие - это обратный процесс, то есть вбирание в себя чужих чувств и ощущений. Это внутренняя сцепка, хватка такая же, какая бывает у собак. И у нас, на сцене, должна быть хватка - в глазах, в ушах, во всех органах пяти чувств. Коли слушать, так уж - слушать и слышать. Коли нюхать, так уж - нюхать. Коли смотреть, так уж - смотреть и видеть, а не скользить глазом по объекту, не зацепляя, а лишь слизывая его своим зрением. И тут не забывайте, что хватка отнюдь не чрезмерное физическое напряжение, а большое, активное внутреннее действие.

Так пусть сгинет же навсегда со сцены пустой актерский глаз, неподвижные лица, глухие голоса, речь без интонации, корявые тела с закостенелым спинным хребтом и шеей, с деревянными руками, кистями, пальцами, ногами, в которых не переливаются движения, ужасная походка и манеры!