Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бирюкова Л.П. Типология слов..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
108.54 Кб
Скачать

ТИПОЛОГИЯ СЛОВ

ПЛАН

I. Структурно-семантические типы слов. Их признаки.

II. Принципы классификации частей речи.

III. Классификация частиц речи.

V. Соотношение понятий «часть речи» и «слово». Слова «вне частей речи».

VI. Явление переходности как диалектический процесс накопления коли­чественных изменений:

1. Причины явления переходности.

2. Следствия явления переходности:

-функциональная омонимия; понятие о функциональных омонимах;

-синкретизм; понятие о гибридных словах.

VI. Методика анализа омонимичных и гибридных словоформ.

I. Структурно-семантические типы слов. Их признаки

Проблема классификации слов, выделение в языке каких-то обобщающих разрядов (частей речи) очень древняя. Учение о частях речи в том или ином ви­де обязательно в любой грамматической теории.

Впервые учение о частях речи встречаем в трудах Дионисия Фракийского (Александрийская школа) ок. 170-90 гг. до н.э. Он установил для древнегрече­ского языка 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член (артикль), местоимение, предлог, наречие, союз. Образцы определений частей речи, данные ученым: «Имя есть склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь (тело - например камень, вещь - например воспитание) и высказываемая как общее и как частное: общее - например человек, частное - например Сократ». «Глагол есть беспадеж­ная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание». В этих определениях заметно стремление к многомерному опи­санию - учтены неоднородность пексического значения (намечены лексико-грамматические разряды) и характер изменения (склонение, спряжение).

Восемь частей речи были перенесены и в грамматику латинского языка (вместо артикля, которого не было в латинском, введено междометие).

В первых церковно-славянских грамматиках XII-XVI вв. было представлено учение о восьми частях речи (в латинском варианте) (М. Смотрицкий, 1619г.).

В «Российской грамматике» М.В. Ломоносова те же 8 частей речи. В «Рус­ской грамматике» А. Востокова причастие как часть речи было заменено при­лагательным. Г. Павский (1850г.) и Ф. Буслаев описали имя числительное. Час­тицы как часть речи были описаны уже в XX веке.

Присмотримся к словам русского языка. Они обладают совершенно разными свойствами. Самый характер объединения лексического и грамматического зна­чений в строе разных типов слов неоднороден. «Структура разных категорий слов отражает разные виды отношений между грамматикой и лексикой данного языка» (В.В. Виноградов). Прежде всего они неодинаковы по значению: например дуб - называет предмет, который можно увидеть, потрогать, нарисовать, понятие же красота независимо от его носителя почувствовать и изобразить нельзя; бежать - называет действие, которое можно увидеть и изобразить (однако вместе с его исполнителем), а такие, как думать, иметь и вовсе не действия, их невозможно увидеть, изобразить; на - ничего не называет, а выражает отношение направлен­ности действия. Слова неодинаковы и по структуре, системе словообразователь­ных возможностей. Первые свободно имеют падежные формы, менее свободно - числовые, вторые изменяются по временам, лицам и т.д.; и те, и другие способны произвести другие слова. Слово же на не имеет форм словоизменения, не может присоединять аффиксы. Неодинаковы слова и по функции. Одни могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения, другие только второ­степенными, третьи не бывают членами предложений. Если принять во внимание все структурные и смысловые особенности слов русского языка, то в нем можно выделить 4 структурно-семантических типа слов (эти типы были отчасти намече­ны Н. Гречем в «Практической русской грамматике», 1834г. - части и частицы ре­чи; подробно охарактеризованы эти и два другие в труде В.В. Виноградова «Рус­ский язык», 1947г.). Типология слов в любом учебнике или учебном пособии для вузов, а также классификация частей речи в школьных учебниках непременно прямо или косвенно отражает концепцию В.В. Виноградова.

I-ый тип СЛОВА-НАЗВАНИЯ или ЧАСТИ речи

«Они образуют предметно-смысловой, лексический и грамматический фундамент речи» (Виноградов), это «лексические» (Потебня), «полные» (Ф. Фортунатов) слова. Их признаки:

НОМИНАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

«Они отражают в своей структуре предметы, процессы, качества, призна­ки, числовые связи и отношения, обстоятельственные и качественно- обстоятельственные определения и отношения вещей, признаков и процессов действительности и применяются к ним, указывают на них, их обозначают. К словам-названиям примыкают и слова, являющиеся эквивалентами, а иногда и заместителями названий. Такие слова называются местоимениями. Все эти разряды слов образуют главный лексический и грамматический фонд речи» (В.Виноградов). В цитате легко «прочитываются» такие части речи, как суще­ствительное, глагол, прилагательное, числительное и наречие плюс местоиме­ния. Без этих слов невозможно общение, речь, поэтому они «части речи».

ИЗМЕНЯЕМОСТЬ. СПОСОБНОСТЬ ПЕРЕДАВАТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ

Слова-названия в большинстве своем представляют собой системы форм, передающих значения грамматических категорий. В. Виноградов пишет: «Ни один язык не был бы в состоянии выражать каждую идею самостоятельным словом или корневым элементом. Конкретность опыта беспредельна, ресурсы же самого богатого языка строго ограничены. Язык оказывается вынужденным разносить бесчисленное множество значений по тем или иным рубрикам ос­новных понятий, используя иные конкретные или полуконкретные идеи в каче­стве посредствующих функциональных связей... Структура разных категорий слов отражает разные виды отношений между лексикой и грамматикой данного языка... В языках такого строя, как русский, нет лексических значений, которые не были бы грамматически оформлены и классифицированы...». Лексические значения слова подводятся под грамматические категории. Слово представляет собой внутреннее, конструктивное единство лексических и грамматических зна­чений. Определение лексических значений слова уже включает в себя указание на грамматическую характеристику слова. Грамматические формы и значения слова то сталкиваются, то сливаются с его грамматическими значениями.

А.А. Потебня так писал об этом: «... слово заключает в себе указание на из­вестное содержание, свойственное только ему одному, и вместе с тем указание на один или несколько общих разрядов, называемых грамматическими категориями».

«В русском языке нет бесформенных слов, так как лексическое значение вся­кого слова подводится под ту или иную грамматическую категорию, так как грамматическое значение органически входит в смысловую структуру каждого слова, находя выражение в речевом употреблении», - замечает Виноградов. Про­явление грамматических значений и изменяемость слова в конечном счете обес­печивает им возможность соединяться друг с другом в потоке речи: «... нет фор­мы, присутствие и функция коей узнавалась бы иначе, как по смыслу, т.е. по связи с другими словами и формами в речи и языке» (А.А. Потебня). Отсюда мостик к третьему признаку. «С разными формами или видоизменениями одного и того же слова связаны разные функции слова в речи или высказывания». (В. Виноградов)

СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

«Слова этого типа ложатся в основу синтаксических единиц и единств (словосочетаний и предложений) и фразеологических серий. Они служат ос­новными членами предложений» (В.В. Виноградов) Ещё А. Потебня отмечал: «Существенный признак предложений в наших языках состоит в том, что в предложение входят части речи: если их нет, то нет и нашего предложения».

СПОСОБНОСТЬ СОСТАВИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Все слова-названия способны образовать законченное по смыслу высказы­вание, типа Ночь. Тихо. Светлеет. - и под.

СПОСОБНОСТЬ СЛУЖИТЬ БАЗОЙ ДЛЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Слова 1 структурно-семантического типа могут служить базой словообразо­вательного процесса, т.е. от них могут быть образованы другие слова в силу спо­собности самих слов, их основ сочетаться со словообразовательными аффиксами.

II-й тип ЧАСТИЦЫ РЕЧИ

Слова этого типа противоположны по признакам словам первого типа. Ви­ноградов называет их связочными словами. Их функция - обслуживать слова 1 типа, выражать различные отношения между ними. «Формальными» называл их А. Потебня, «частичными» - Ф. Фортунатов.

Их признаки:

- ОТСУТСТВИЕ НОМИНАТИВНОЙ ФУНКЦИИ

Слова этого типа не имеют предметной отнесенности. Отмечая разнород­ность объединения лексического и грамматического в разных типах слов, В.Виноградов отмечает, что «в связочных, формальных словах (как предлоги и союзы) грамматические значения составляют сущность их лексической приро­ды». «Эти слова относятся к миру действительности только через посредство и при посредстве слов-названий. Они принадлежат к той сфере языковой семан­тики, которая отражает наиболее общие, абстрактные категории бытийных от­ношений - причинных, временных, пространственных, целевых и т.п. Они ближайшим образом связаны с техникой языка, её осложняя и развивая. Свя­зочные слова не «материальны», а формальны. В них «вещественное» содержа­ние и грамматические функции совпадают. Их лексические значения тождест­венны с грамматическими. Эти слова лежат на грани словаря и грамматики и вместе с тем на грани слов и морфем» (В.В. Виноградов).

A.M. Пешковский называл их оторвавшимися от основ аффиксами, сво­бодно передвигающимися по поверхности языка.

НЕСПОСОБНОСТЬ БЫТЬ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Связочные слова не способны самостоятельно распространять синтагму, а потому быть членом предложения. Тем не менее возможны случаи функцио­нального замещения связочными словами знаменательных слов, типа «Все про­голосовали за», «Вода и под и над» (Маяк.).

НЕСПОСОБНОСТЬ К СЛОВОИЗМЕНЕНИЮ

Имеется в виду отсутствие грамматических категорий (они сами «форма на форме») и, следовательно, парадигматики. Гибридные слова типа который со­ставляют особый класс слов.

НЕСПОСОБНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ НОМИНАТИВНОМУ УПОТРЕБЛЕНИЮ

Связочные слова не могут составлять полноценных высказываний. Их можно

представить в изолированном употреблении в специальных контекстах — в неполных предложениях (в полном предложении предлог выступал бы в роли приложения):

Какой предлог здесь надо писать?

-За.

НЕСПОСОБНОСТЬ БЫТЬ БАЗОЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Связочные слова абсолютно несоединимы с аффиксами и никогда не про­изводят новых слов.

Другие признаки, отмечавшиеся разными учеными:

1)невозможность паузы после этих слов (без специального экспрессивного оправдания);

2)морфологическая нерасчлененность или семантическая неразложимость большинства из них (ср.: .у, при, ведь, вот, и, потому что, чтобы, затем что, хотя);

3)неспособность нести фразовое ударение (за исключением случаев про­тивопоставления по контрасту);

4)отсутствие самостоятельного ударения на большей части первообразных слов.

III-й тип МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА

Модальные слова — это особый тип слов, несопоставимый с первыми дву­мя. Они не выполняют номинативной функции, но, по мнению В. Виноградова, «более лексичны», чем связочные слова. Они не выполняют служебных функ­ций, не относятся к формальным средствам языка. Модальные слова выражают модальность сообщения, т.е. отношение высказываемой мысли к реальной дей­ствительности (достоверность, вероятность, возможность и т.д.). Их роль сбли­жается с формальным значением категории наклонения глагола. Кроме того, отмечает В. Виноградов, «в них находит своё выражение сфера оценок и точек зрения субъекта на действительность и на приемы ее словесного выражения, являясь субъектно-стилистическим ключом речи».

Отличительные признаки модальных слов:

не выражают связей и отношений между членами предложений, им не свойственны обычные виды связи - согласование, управление, примыкание;

-они как бы включаются, вклиниваются в структуру предложения, не на­рушая ее, и могут быть свободно исключены из предложения, при этом оно не разрушится, лишь исчезнет или изменится его модальная окраска;

они выполняют специфические синтаксические функции - вводных слов, подчеркивания модальности сказуемого, слов-предложений (см. соотв. лекцию);

все они производны от слов первого типа.

IV-й тип МЕЖДОМЕТИЯ

Это особая категория слов, которая «уводит в сферу чисто субъективных - эмоционально-волевых изъявлений» (В. Виноградов). В школьной грамматике она характеризуется как «особая» часть речи. Правомерно поэтому провести сравнение с частями речи по выделенным признакам (1-й тип слов):

отсутствие номинативной функции. Междометия не называют, а «непо­средственно выражают» чувства, настроения, волеизъявления. Значение их слито с интонацией и передается ею, т.е. интонация — основной компонент зна­чения этих слов;

отсутствие грамматических категорий и форм словоизменения, хотя отмеча­ется способность отдельных междометий присоединять к себе аффиксы и частицы;

-способность выполнять роль членов предложения, как главных, так и второстепенных;

-способность служить базой словообразовательного процесса: от междо­метий образуется множество слов;

-способность составить самостоятельное высказывание — быть «эквива­лентом предложения» (В. Виноградов).

Итак, междометия обладают тремя признаками слов 1 типа, т.е. сближают­ся с частями речи признаками 3, 4, 5, что и составляет их «особость». Но это и не часть речи, что настойчиво подчеркивает В.В. Виноградов: «К частям речи не принадлежат ни модальные слова, ни междометия, ни связочные слова или частицы речи».

Другие свойства междометий отмеченные В. Виноградовым:

-интонационное, мелодическое своеобразие формы;

-синтаксическая неорганизованность (отсутствие связи с другими словами, за редким исключением, типа спасибо Вам, большое спасибо);

-неспособность образовать сочетания с другими словами;

-морфологическая неделимость;

-аффективная окраска.

Границы между структурно-семантическими типами слов не абсолютны. Переход из одного типа в другой наблюдается только в одном направлении - «вправо». Слова 1 типа, подвергаясь семантическому «выветриванию», попол­няют собой три следующие тапа (см. 5-й вопрос лекции);