Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MPP.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
842.75 Кб
Скачать

95. Международно-правовая защита животного и растительного мира.

Международно-правовое сотрудничество государств в защите флоры и фауны связано с исчезающими и редкими видами, с мигрирующими видами животных, с охраной природы в конкретных регионах. Это наиболее интенсивно развивающаяся сфера природоохраны.

В данной области действуют международные договоры: Конвенция о биологическом разнообразии (1992), Соглашение об охране малых китов Балтийского и Северного морей (1992) и др.

96. Понятие, принципы и источники международного экономического права.

Международное экономическое право — отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные экономические отношения.

Предметом международного экономического права являются международные экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, а также другими субъектами международного публичного права. К ним относятся торговые отношения, а также коммерческие отношения в сферах производственной, научно-технической, таможенной, инвестиционной, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и т. п.

Существуют два уровня отношений:

отношения между государствами и иными субъектами международного права (между государствами и международными организациями) универсального, регионального, локального характера;

отношения между физическими и юридическими лицами разных государств (диагональные отношения между государством и физическими или юридическими лицами, принадлежащими иностранному государству).

Международное экономическое право регулирует лишь отношения первого уровня — межгосударственные отношения.

97. Субъекты международного экономического права.

В системе регулирования международных экономических отноше­ний центральное место занимает государство. Оно является основным субъектом международного экономического права, как и международно­го права в целом. Суверенитет государства как имманентно присущее ему качество распространяется и на экономическую сферу. Однако в этой сфере особенно зримо проявляется взаимозависимость членов международного сообщества. Мировой опыт свидетельствует, что макси­мальное осуществление государством своего суверенитета, своих суве­ренных прав в экономической сфере реально возможно лишь при актив­ном использовании международных экономических связей в интересах своего национального хозяйства в рамках международного экономиче­ского права. И такое сотрудничество ни в коей мере не означает ограни­чения суверенных прав государства.

В двух международных пактах о правах человека (п. 2 ст. 1 обоих пактов) содержится положение о том, что в силу права на самоопреде­ление все народы могут свободно распоряжаться своими природными богатствами, однако «без ущерба для каких-либо обязательств, выте­кающих из международного экономического сотрудничества, основан­ного на принципе взаимной выгоды, и из международного права». Ана­логичное положение сформулировано в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. применительно к государству и его суверенитету.

Международное экономическое право в целом отражает закономер­ности рыночной экономики. Однако это не означает ограничения суве­ренных прав государства и уменьшения его роли в экономической сфе­ре. Напротив, происходит усложнение задач по управлению экономиче­скими процессами, что приводит к усилению роли государства и, следовательно, к увеличению возможностей международного экономи­ческого права в развитии как национальной экономики, так и мирового хозяйства в целом.

Государство может непосредственно вступать в хозяйственные отно­шения международного характера с физическими и юридическими ли­цами, принадлежащими другим государствам (создавать совместные предприятия, заключать концессионные соглашения или соглашения о разделе продукции в сфере добычи полезных ископаемых и пр.). Такие отношения являются частноправовыми и регламентируются националь­ным правом. Тем не менее участие государства вносит определенную специфику в регулирование таких отношений. Она выражается в том, что государство, его собственность, сделки с его участием обладают им­мунитетом от юрисдикции иностранного государства. В силу иммуните­та государство не может быть привлечено в иностранный суд в качестве ответчика без его согласия; в отношении государства и сто собственно­сти не могут быть применены принудительные меры по предварительно­му обеспечению иска и по исполнению иностранного судебного реше­ния; сделки с участием государства подчиняются праву государства, ко­торое является стороной этой сделки, если только стороны не договорятся об ином2.

Рост значения и усложнение международных экономических отно­шений делают необходимым усиление управления ими совместными усилиями государств через международные организации, что ведет к увеличению числа международных организаций и их роли в развитии экономического межгосударственного сотрудничества. В результате ме­ждународные организации являются важными субъектами международ­ного экономического права.

Принципиальная основа у международных экономических организаций та же, что и у иных международных органи­заций. Но есть и некоторая специфика. В этой сфере государства склон­ны наделять организации более широкими регулирующими функциями. Резолюции экономических организаций играют важную роль, дополняя правовые нормы, приспосабливая их к меняющимся условиям, а там, где они отсутствуют, и заменяя их. В некоторых организациях существу-

Эта тенденция нашла отражение в международном праве. Так, Венская кон­венция о дипломатических сношениях 1961 г. закрепила такую функцию дипло­матического представительства, как развитие отношений в области экономики. Особое значение для нормализации экономических связей имеет институт ди­пломатической защиты государством своих граждан и юридических лиц. Этот ин­ститут пока не кодифицирован. По общему правилу, сложившемуся в практике, дипломатическая защита оказывается после того, как частное лицо и его государ­ство исчерпали местные средства защиты (административные и судебные) в ино­странном государстве.

В 1993 г. французский суд рассматривал дело по иску о виндикации картин А. Матисса, предъявленному И. Щукиной — наследницей известного русского собирателя картин французских импрессионистов, коллекция которого была на­ционализирована советским правительством в 1918 г , — к Российской Федера­ции. В своем решении от 16 июня 1993 г. французский суд признал, что он не вправе рассматривать исковые требования, со ссылкой на иммунитет Российско­го государства и его собственности.

Международные организации, действующие в сфере экономических отношений, условно можно разделить на две группы. К первой относят­ся организации, которые своим действием охватывают всю сферу эконо­мических отношений; во вторую группу входят организации, функцио­нирующие в рамках отдельных подотраслей международного экономиче­ского права (например, торговые, финансовые, инвестиционные, транспортные и иные). Некоторые организации из второй группы будут рассмотрены ниже в соответствующих параграфах.

В первой группе организаций главное место по своему значению за­нимает Организация Объединенных Наций, имеющая разветвленную сис­тему органов и организаций (см. главу XII). Развитием международного экономического сотрудничества, что является одной из целей ООН, за­нимаются два центральных ее органа: Генеральная Ассамблея и Эконо­мический и Социальный совет (ЭКОСОС). Генеральная Ассамблея ор­ганизует исследования и дает рекомендации государствам в целях содей­ствия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других областях (ст. 13 Устава ООН). Под ее руководством функцио­нирует ЭКОСОС, который несет главную ответственность за выполне­ние функций ООН в области экономического и социального сотрудни­чества.

ЭКОСОС осуществляет координацию деятельности всех органов и учреждений системы ООН в экономической сфере. В нем обсуждают­ся экономические и социальные проблемы глобального характера. Под его руководством работают пять региональных экономических комис­сий: для Европы, Азии и Тихого океана, Латинской Америки, Африки, Западной Азии.

ЭКОСОС координирует деятельность специализирован­ных учреждений ООН, некоторые из которых опосредуют экономиче­ское сотрудничество.

Прежде всего отметим Организацию Объединенных Наций по промыш­ленному развитию (ЮНИДО), созданную в 1967 г. и в 1985 г. получившую статус специализированного учреждения ООН. Она координирует всю деятельность системы ООН в области промышленного развития в целях ускорения индустриализации развивающихся стран. Например, План действий по промышленному развитию и сотрудничеству, разработан­ный в рамках ЮНИДО и принятый в 1975 г., утверждает право государ­ства на суверенитет над природными ресурсами и на контроль за дея­тельностью частного капитала и ТНК. Другие специализированные уч­реждения ООН функционируют в отдельных сферах экономического сотрудничества: Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), финансовые учреждения ООН (Международный банк реконст­рукции и развития — МБРР, Международный валютный фонд — МВФ, Международная финансовая корпорация—МФК, Международная ассоциа­ция развития — МАР).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана в 1964 г. как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, но переросла в самостоятельную международную организацию. В ее систе­му входят многочисленные вспомогательные органы, например Комитет по промышленным товарам, Комитет по сырьевым товарам и пр. Глав­ной задачей ЮНКТАД является формирование принципов и политики в сфере международной торговли, направленных на ускорение экономи­ческого развития. Принятая в 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН Хартия экономических прав и обязанностей государств была подготов­лена в рамках ЮНКТАД. Отметим, что именно ЮНИДО и ЮНКТАД играют важную роль в формировании принципов международного эко­номического права.

В литературе, особенно западной, обсуждается вопрос о междуна­родной правосубъектности транснациональных корпораций (ТНК), кото­рые наряду с государствами и международными организациями часто рассматриваются в качестве субъектов международного экономического права. Объясняется такое положение тем, что ТНК становятся все более важными субъектами международных экономических связей, оказываю­щими возрастающее влияние как на национальную, так и на мировую экономику.

Действительно, ТНК с их мобильностью, широкой системой связей, в том числе и с правительствами, с большими возмож­ностями организации наукоемкого, высокотехнологичного производства служат важным фактором развития мировой экономики. Они способны оказывать положительное влияние и на национальную экономику при­нимающих стран, ввозя капитал, передавая технологию, создавая новые предприятия, обучая местный персонал. В целом ТНК отличаются от го­сударств более эффективной, менее бюрократической организацией, и поэтому они нередко успешнее решают экономические проблемы, не­жели государство. Правда, не следует чрезмерно возвышать ТНК. Мно­гочисленные факты свидетельствуют, что ТНК размещают на террито­рии принимающих государств экологически вредные производства, ухо­дят от уплаты налогов; используя ввоз товаров, препятствуют развитию национального производства и пр. Более того, используя свое экономи­ческое могущество, ТНК способны оказать влияние и на политику при­нимающего государства.

Особенность ТНК проявляется в том. что они обладают экономиче­ским единством при юридической множественности. Это — группа ком­паний, созданных по законам разных государств, являющихся самостоя­тельными юридическими лицами и осуществляющих деятельность на территории разных государств, но находящихся в отношениях взаимоза­висимости, при которой одна из них (головная, или сверхтранснацио­нальная, корпорация) занимает доминирующее положение и осуществ­ляет контроль над всеми остальными. Следовательно, ГНК — это не юридическое, а экономическое или даже политическое понятие. Субъек­тами права являются те компании, которые объединяются в единую сис­тему. Субъектом права может быть и объединение компаний. В любом случае как отдельные компании, так и их объединения являются субъек­тами национального права, а не международного. При этом используются два подхода: они являются субъектами права либо госу­дарства, в котором они зарегистрированы, либо государства, на террито­рии которого они имеют оседлость (место нахождения административ­ного центра или место основной хозяйственной деятельности). Отсюда следует, что деятельность ТНК регулируется национальным правом.

Принцип подчинения ТНК национальному праву зафиксирован в Хартии экономических прав и обязанностей государств: каждое госу­дарство имеет право «регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей националь­ной юрисдикции и принимать меры к тому, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствова­ла его экономической и социальной политике. Транснациональные кор­порации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего го­сударства» (ст. 2).

Учитывая, что деятельность ТНК носит трансграничный характер, что они способны причинить ущерб национальной экономике прини­мающего государства даже без нарушения его законов, желательно и ме­ждународно-правовое регулирование их деятельности. Однако можно констатировать, что такое регулирование пока отсутствует, хотя попытки регулирования предпринимались. В международных документах есть лишь некоторые общие положения, носящие в основном декларативный характер. Так, в рамках ЭКОСОС были созданы Центр по ТНК и Ко­миссия по ТНК, на которую была возложена задача разработки Кодекса поведения ТНК. Проект Кодекса был подготовлен1, но в окончательном варианте он не принят государствами. Государства, граждане которых контролируют большинство ТНК, считают, что Кодекс должен носить рекомендательный, а не юридически обязательный характер.

Вместе с тем роль ТНК как в осуществлении международных эконо­мических связей, так и в развитии международного экономического пра­ва продолжает расти. Используя свое влияние, они добиваются повыше­ния своего статуса в международных отношениях. Так, в докладе Гене­рального секретаря ЮНКТАД IX конференции (1996 г.) говорится о необходимости предоставить корпорациям возможность участия в ра­боте этой организации. Однако это не означает предоставления им меж­дународно-правового статуса. Они могут принимать участие в работе ЮНКТАД в качестве частных лиц, т. е. субъектов национального права2.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]