Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MPP.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
842.75 Кб
Скачать

5. Доктринальные подходы к соотношению мп и нп: дуалистический и монистический.

В конце 19 века в международно-правовой науке зарождается дуалистическая теория. Представители: Даневский, Анцилоттий, Оппенгейм. Представители рассматривали национальное и международное право как 2 самостоятельные системы. Их главным аргументом было различие предмета регулирования, субъектов и источников. К середине 20 века дуалисты начинают исследовать рецепцию международного права на национальное, отсылку одного права к другому, перенесение норм МП в НП. Дуалистическая теория объясняет образование МП норм возникновением общей воли государств.

Монисты: Кауфман, Лассон. Они объединяли МП и НП в одну правовую систему. Объединяя эти 2 права одни считали, что НП преобладает, другие считали наоборот. Данный подход отрицал МП как самостоятельное. Сейчас в такой трактовке МП не встречается, но существует концепция умеренного монизма. Существует концепция признает, что внутригосударственной системе действует НП вне зависимости от противоречий его с МП.

Сходства МП и НП:

1)государственно-волевой характер

2)являются регулятором общественных отношений

3)обладают сходной правовой структурой

4)обеспечение МП и НП осуществляется принудительно

6. Соотношение международного и внутригосударственного права.

Пониманию природы взаимодействия международной и внутригосударственной правовой системы помогает учет исторического контекста их развития и соотношения.

Первой доктриной соотношения международного и внутригосударственного права, получившей распространение в XVIII в., стала доктрина инкорпорации. В соответствии с данной теорией нормы международного права составляли часть права страны и непос­редственно применялись субъектами национального права, обеспечивались национальными средствами правовой защиты и принуждением.

Появление и реализация на практике теории разделения властей привели к появлению в Великобритании в первой половине XIX в. теории трансформации, согласно которой международные соглашения не могут непосредственно действовать на территории государства. Для того чтобы положения международных актов были выполнены, необходимо, чтобы парламент издал специальный акт имплементации, т. е. трансформировал содержание международного акта во внутреннее право.

В конце XIX в. в международно-правовой науке появляется дуалистическая теория, согласно которой международное и внутригосударственное право как самостоятельные правовые системы, относящиеся к различным правопорядкам, не находятся в соподчиненности, существенно отличаются друг от друга по регулируемым ими отношениям.

Представители дуалистической теории делают вывод, что международное право ни в целом, ни частично не может быть частью внутреннего права.

Концепция дуализма отражала соотношение международного и внутреннего права, при этом недооценивая взаимосвязь двух систем.

К концу XIX в. возникает монистическая теория соотношения международного и национального права, не отличающая единством взглядов и включающая в себя две группы сторонников теории «единого права»: сторонников теории верховенства внутригосударственного права и сторонников теории верховенства международного права.

Первые авторы монистических концепций считают, что международное право допустимо лишь в пределах, предусмотренных внутригосударственным правом данного государства, т. е является внутригосударственным правом. Представители второй группы единым правом считают международное право, которое может якобы регулировать и внутригосударственные отношения.

К середине XIX в. проблема верховенства международного права в юридической литературе выделилась в одну из самостоятельных.

В настоящее время подавляющее большинство сторонников теории монизма придерживаются мнения о верховенстве меж­дународного права над внутригосударственным.

Последняя четверть ХХ века отчетливо выявила тенденцию сближения международного и внутригосударственного права. Международное и внутреннее право государств являются равнопорядковыми юридическими явлениями, имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права:

представляют собой совокупность юридических принципов и норм (обязательных для субъектов правил поведения), выполнение которых может быть обеспечено принудительно;

обладают сходной структурой: в этих правовых системах имеются основные принципы, пронизывающие все их правовое пространство; делятся на отрасли, подотрасли, институты; основанным элементом обеих систем являются правовые нормы;

используют практически одни и те же юридические конструкции и термины. Однако поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, международно-правовые понятия и категории не всегда идентичны имеющимся в национальном праве.

Международное и внутригосударственное право имеют признаки, характерные для каждой из систем.

По предмету регулирования. Внутригосударственное право призвано регулировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Международное право регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных организаций, государствоподобных образований). Основной предмет регулирования международного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.

По способу создания правовых норм. Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное направление правового регулирования — «вертикальное», «сверху — вниз».

Нормы международного права, напротив, создаются «горизонтально», его субъектами на основе свободного воле­изъявления участников международного общения; существует особый порядок создания правовых норм — путем согласования воли субъектов.

По источникам права (формам воплощении международных норм). Любые правовые нормы зафиксированы в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформу­лированы в виде нормативных правовых и иных актов, имеют характер источников внутригосударственного права.

Международно-правовые нормы выражены в форме между­народных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международ­ных организаций.

По субъектам права. Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т. д.

Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права: его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями.

По способу обеспечения исполнения норм. Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принудительной силой государства.

В международных отношениях отсутствует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, поэтому обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно); не существует обязательной юрисдикции (международный судебный орган может рассматривать споры между государствами лишь с согласия всех участников спора).

Взаимосвязь внутригосударственного и международного права проявляется в следующем: международное право вынуждено считаться с общественно-политическим устройством государств, в частности с наличием органов государственной власти, правомочных выражать волю данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами и иными субъектами международных отноше­ний, а также с наличием общественных отношений, входящих во внутреннюю компетенцию любого государства и не подлежащих международно-правовому регулированию. Международное право отсылает в таких случаях к правилам национального права, которое право вынуждено считаться с наличием международно-правовых обязательств данного государства, подлежащих реализации во внутригосударственном праве, и, когда это возможно, отсылать к таким обязательствам или включать их в нормы своего национального права.

Вопрос о соотношении международного и внутригосударс­твенного права возникает при выборе между внутригосударственным и международно-правовым регулированием, когда имеются различия в международном и внутригосударственном регламентировании одних и тех же правоотношений.

Особое обстоятельство, характеризующее взаимодействие систем международного и внутригосударственного права, состоит в том, что такое взаимодействие происходит на уровне и в форме взаимного влияния друг на друга источников права каждой из систем.

Влияние национального законодательства на международное право носит опосредованный характер и осуществляется через международную практику государств. Значимым является такое направление влияния, как изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права,; устранение из международного права отживших, не соответствующих современному назначению международного права институтов, принципов, норм.

По вопросу влияния международного права на национальные законодательства имеются различные точки зрения: 1) влияние выражается в виде прямой связи; 2) оно опосредуется волей государства, которое одновременно является и участником международно-правового отношения, и территориальным сувереном.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]